Напоминание

"Образовательное событие - как форма организации образовательного процесса, направленная на развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Асташкина Людмила Александровна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: г. Саров
Наименование материала: Статья
Тема: "Образовательное событие - как форма организации образовательного процесса, направленная на развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Образовательное событие - как форма организации образовательного

процесса, направленная на развитие инициативы и самостоятельности

детей дошкольного возраста»

Автор: Асташкина Л.А., воспитатель МБДОУ

Соавтор : Викторова Наталья Александровна, старший воспитатель МБДОУ

Организация: МБДОУ «Детский сад № 41»

Населенный пункт: г. Саров Нижегородская область

Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном

образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром

многих сторон жизни детского сада - от среды до образовательного процесса.

Наши дети в образовательном процессе в большей степени зрители, а не участники.

Форматом

образовательной

деятельности

остается

нечто

заранее

продуманное,

распределенное, и выдающееся в готовом виде. Вся деятельность заранее оговорена и по

прямой линии стремится от заранее спланированных целей к заранее спланированным

результатам. Такие навязанные цели освобождают детей от ответственности за их

достижение. Для того, чтобы быть успешным в этом мире, уже мало обладать знаниями,

мало уметь выполнять инструкции и работать в зоне устоявшегося комфорта. Важно быть

гибким в поиске новых решений, анализировать возникающие вызовы системно, в

динамике, быть субъектом собственных действий и контролировать собственную жизнь,

уметь делать ответственный выбор.

Поэтому в детском саду необходимо создавать условия:

для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах

деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Передо мной встал вопрос: Как сделать жизнь детей более насыщенной и

интересной? Какие формы организации совместной деятельности взрослого и детей будут

развивать детскую инициативу, активность и самостоятельность? Помог мне отыскать

такую эффективную форму работы проект Школы Росатома. Моя коллега привезла со

стажировки опыт работы по использованию в работе с детьми образовательного события.

Технология событийного подхода нашла отражение в педагогической деятельности А.С.

Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и

волнующие события. В связи с этим передо мной встала задача пересмотра приоритета

профессиональной деятельности

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мною была

разработана структура образовательного события. Она имела следующие структурные

компоненты:

1. Провокация (ситуация - провокация, провокация в среде, событие в жизни ребенка).

2. Проблема (совместный поиск выхода из проблемы).

3. Мотивация (постановка цели, предвидение результата).

4. Цель (целеполагание, как предвидение результата).

5. Задачность (выбор видов деятельности для решения проблемы).

6. Собственно деятельность (выбор средств, материалов и т.п.).

7. Рефлексия.

Внедряя образовательное событие в образовательный процесс, провела сравнительный

анализ между занятием и образовательным событием, как формами образования наших

детей. Сделала вывод, что мотивом образовательного события является интерес ребенка,

возникший из реальной ситуации, и имеет практическое направление. Цель определяется

детьми и делится на подцели ребенком

для себя. Задачи определяются так же детьми и

звучат как выбор какого-то вида деятельности в разных детских инициативах. Средства

каждый ребенок выбирает сам. Решая проблему, ребенок использует свой опыт, роль

педагога поддержать. Результат конкретен, презентуется детьми. У образовательного

события - такое поле выбора, что в выборе ограниченных (содержанием и временем)

ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Свою

работу

начала

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста.

Темы

образовательных событий исходили от педагога. Но чем старше становились дети, тем

больше содержание событий зависело от инициативы детей. Образовательное событие как

форма работы с детьми имеет свою перспективу на учебный год. Тематика зависит от

возраста и интересов детей и мероприятий, заложенных в годовом плане.

Для

организации

и

проведения

образовательного

события

необходима

плодотворная предварительная работа с детьми, подготовка РППС и значимые для

ребенка ситуации - провокации. Образовательное событие может пройти в течение 15

минут, а может затянуться на 2 дня. Вот такие образовательные события прошли для

наших детей младшей группы. Все дети любят конструировать. Маленькие кубики могут

превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного

фантазии. Творческий порыв ребенка остановить уже невозможно. Вот и в нашей группе

прошло образовательное событие «Неожиданные гости» с использованием конструктора

разных видов. К детям в гости пришли животные жарких стран. Перед детьми возникла

проблема: «Куда их поселить?» Настя предложила сделать им домики. Так получился у

ребят зоопарк.

В образовательном событии "Мишкин обед" в поисках вкусного рецепта для обеда

к детям в гости приходил медвежонок. Ребята рассказали, из каких блюд состоит обед,

вспомнили из каких продуктов можно приготовить суп, второе и компот. И с

удовольствием приступили к приготовлению обеда. Часть детей занимались лечением

медвежонка, от большого количества съеденного меда у него разболелся живот. В аптеке

изготовили таблетки. Полечив медвежонка, пригласили его на обед.

Обобщая опыт своей работы, нужно сказать, что использовалась данная форма с

детьми

в

возрасте

младшей

группы

до

подготовительной.

За

4

года

были

проанализированы

успехи

и

неудачи.

Первоначально

сложность

возникала

при

организации детского коллектива. Нелегко было подобрать необходимое количество и

содержание материала для продуктивной деятельности детей. Детская идея имела

широкий выход, который, я как педагог, не могла увидеть и создать условия для его

реализации.

Т.е.

подготовка

к

образовательному

событию

должна

была

быть

колоссальной. Неоформленного материала и средств художественной выразительности

должно было быть огромное количество. Когда это аспект был проработан, результаты

детской деятельности стали разнообразными, интересными, и имели удовлетворение у

детей. Так, в рамках «Недели безопасности» в подготовительной группе проходило

образовательное событие «Безопасная машина». Дети не только закрепили правила

дорожного движения, но и выявили проблему: зная и соблюдая правила дорожного

движения все равно случаются «неприятности» на дороге. В ходе ее решения, ребята

предложили создать собственные безопасные машины. Дети проявили инициативу,

творчество и фантазию. В результате детской деятельности получились «Машина

Времени», которая путешествует по всему миру и заряжается с помощью батареек,

«Прыгающая

машина»,

способная

предотвращать

опасные

ситуации,

«Летающая

машина», которая позволяет передвигаться и по воздуху и по воде. Чем старше

становились дети, тем чаще образовательное событие начиналось спонтанно. Дети, как

самостоятельные деятели, ощутив перед собой проблему, собственными знаниями и

умениями решали ее. Богатый опыт детей позволял решить проблему самыми разными

способами. Дети уже могли работать с любым бросовым материалом, с бумагой,

пластилином, конструктором разного вида и т. д. Что касается изменений в плане

поведения и содержания деятельности моих воспитанников, нужно сказать, что они стали

более инициативными и самостоятельными. Почти каждый ребенок стремится к

организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет

найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор,

предложить интересное дело другим детям. Так же отмечаю творческий подход своих

детей к собственной продуктивной и интеллектуальной деятельности. Дети легко решают

проблемные ситуации, им интересен мозговой штурм, результатом которого является

идеальный

способ

решения

той

или

иной

проблемы.

Развивающая

предметно-

пространственная

среда

группы

постоянно

пополняется

разным

неоформленным

материалом, в среде всегда много конструктора ЛЕГО, модулей, коробок, средств

художественной

выразительности,

а

также

продуктами

детской

деятельности

образовательных событий. На сегодняшний день работа ведется в системе.

Дальнейшее применение данной формы работы я вижу в следующем:

- включение образовательного события в проектную деятельность, завершать им проект,

или проводить его на этапе "Создание модели";

- образовательным событием завершать изученную лексическую тему, где дети могут

применить

все

свои

полученные

знания

и

умения,

быть

самостоятельными

и

инициативными в своей деятельности;

-

использовать

образовательное

событие

в

реализации

программы

технического

творчества STEM - образование, как выход на детский продукт;

- больше использовать в работе с родителями, включая законных представителей в

образовательный процесс. Данная форма поможет родителям оценить способности своего

ребенка, вместе с детьми пройти творческий путь по созданию чего-то нового;

- образовательное событие использовать как средство обогащения среды группы

(продуктами детского труда). Это может быть изготовление атрибутов к театрализованной

деятельности, к сюжетно-ролевой игре, атрибутов к играм с правилами.



В раздел образования