Напоминание

"Мотивация обучения залог успешного освоения программ ДПОП"


Автор: Козлова Надежда Константиновна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Алексин
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Мотивация обучения залог успешного освоения программ ДПОП"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение на тему:

«Мотивация обучения залог успешного освоения программ ДПОП»

Разработчик:

Козлова Н.К. – концертмейстер

МАУ ДО АДШИ им.К.М. Щедрина

Мотивация обучения – одна из самых главных проблем, которые

вынужден решать педагог. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не

надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда вам не

придётся уговаривать его не бросать музыку. Я знаю, что, по крайней мере, в

наших районных школах вопрос этот стоит очень остро. Хотя на самом деле

всё не так уж и сложно. Есть всего 3 условия, о которых надо помнить, чтобы

проблема исчезла. Все об этом знают, но на практике не всегда используют.

Поэтому и хочу напомнить эти условия.

1. Любой человек, который воздействует на ребёнка в плане его

обучения или воспитания должен быть духовно развитой личностью. На

практике это означает, что набор прививаемых навыков, способности

ребёнка, темпы его развития нас интересуют во вторую очередь. В первую же

очередь нас интересует он сам, как личность неповторимая, имеющая свои

мысли, желания, интересы, увлечения. Всё это должно и нас волновать,

интересовать и увлекать вместе с ним. Ребёнок должен чувствовать добро,

исходящее от взрослого, который с ним занимается. Модель отношений: не

начальник-подчинённый, а два равноправных приятеля. Только один из них

постарше и более компетентен. Его компетентность не должна вызывать

сомнений и потому, в силу уважения, к нему прислушиваются.

2. Уже давно доказано психологами, что игра – это тот вид

деятельности, который для ребёнка сам по себе является прекрасной

мотивацией.

Остаётся

только

умело

использовать

этот

вид

подачи

информации

на

уроке.

Буквально

на

каждый

новый

материал,

преподносимый на уроке, придумайте вариант игры, либо хотя бы какие-то

элементы игры. И не важно, сколько лет ребёнку. Играть мы любим в любом

возрасте.

3. Ребёнку должен быть интересен предмет изучения. Да, иногда может быть

трудно, иногда может одолевать лень, но, несмотря на это, должен быть

интерес. Вы можете заразить его этим интересом, если сами увлечены

музыкой. Не бойтесь нестандартных решений, потому что этот вопрос

должен быть решён в любом случае. Иначе нет смысла в самом обучении.

Без интереса процесс обучения никогда не будет успешным.

Это основные идеи из методики В.Л.Макарова.

Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно

трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В

частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп

жизни вошли в привычку. Возможно, потому-то дети, рождённые в век

скоростей,

как

правило,

ожидают

мгновенного

результата

от

своей

деятельности в, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.

Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко

теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя –

сделать

обучение

как

можно

более

увлекательным.

Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать

свои

умения

зрителям

и

получать

одобрение

публики.

Выступления и участие в концертах открывают перед учеником

дополнительную возможность практиковаться в игре: ученики выступают

перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских

собраниях.

Кроме того, учитель может пригласить учащегося на какие-либо

мероприятия в общеобразовательные школы и детские сады для совместного

аккомпанемента с учителем, а также предложить принять участие в

городских

и

областных

мероприятиях

в

качестве

музыканта.

Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия, где дети также

играют на музыкальном инструменте. Личный опыт показывает, что для

ребенка стимулом к занятиям является умение играть популярные мелодии.

Работа над таким репертуаром интересна самому ученику ещё и потому, что

вызывает одобрение и уважение окружающих. Таким образом, выступления

на публике являются сильнейшей мотивацией для дальнейшего обучения.

Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее

использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени

уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего

задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из

урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и

объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в

любой

момент,

а

потому

требует

от

ученика

особого

внимания.

Также для более эффективной работы весьма желательно поддерживать

заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать

прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик».

Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться

помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен

оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 7-8-летнего

возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно

предлагать

присутствовать

на

уроках.

Взрослый

человек

запоминает

материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь

учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с

пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило,

больше заинтересовываются обучением ребёнка и мотивируют юного

музыканта

заниматься

усерднее.

Родителям

важно

объяснить,

что

необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка.

Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к

инструменту, убедить их в красоте его звучания.

Немаловажный фактор мотивации ребёнка к учебе – создание

доверительных

отношений

ученика

и

учителя.

В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут

продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность

выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время.

Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в

многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в

музыкальной школе. Важно создать у ученика уверенность в том, что

учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-

то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой

(в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по

телефону.

Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с

удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу

праздника.

Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, создание

декораций, придумывание и проведение игр - также может проходить при

тесном

сотрудничестве

учителя

с

учениками

и

их

родителями.

Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них

нет урока, можно оформить фотовитрину. Внеклассная работа также может

включать

в

себя

посещение

с

классом

концертов.

Применение всего вышеизложенного на практике действительно

помогает сохранить и приумножить мотивацию учащегося к занятиям, а это,

в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном

процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают

музыкальными

руководителями

в

детских

садах,

лагерях,

являются

участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение

в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на

слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и

находиться в центре культурной жизни.



В раздел образования