Напоминание

Семья-главный партнёр в деле эстетического воспитания юного музыканта


Автор: Голубкова Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДМШ№3"
Населённый пункт: г.Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Семья-главный партнёр в деле эстетического воспитания юного музыканта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа №3»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Семья-главный партнёр в деле эстетического

воспитания юного музыканта

Подготовила преподаватель

высшей квалификационной категории

Голубкова М.В.

Альметьевск 2020

1

Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания

семейного воспитания. Оно призвано развивать таланты и дарования детей в

целом или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем

в жизни. В процессе эстетического воспитания используют художественные и

литературные произведения,

музыку, искусство,

кино, театр,

народный

фольклор. Художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства,

является частью эстетического воспитания. От решения проблем эстетического

воспитания и образования в настоящее время во многом зависит уровень

музыкальной культуры подрастающего поколения.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, содержание

программы ДМШ и ДШИ ориентированы на удовлетворение индивидуальных

потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,

нравственном развитии, в формирование и развитие творческих способностей

учащихся,

выявление,

развитие

и

поддержку

талантливых

учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, воспитания учащихся. Таким образом,

главной

и

всеобщей

задачей

является

духовное

обогащение

детей,

формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные

музыкальные явления, пробуждать интерес и любовь к музыке, однако,

старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит

дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к

музыкальному

искусству.

Семья

является

благодатной

почвой

для

формирования

и

подготовки

ребёнка

к

музыкальному

воспитанию,

следовательно, для формирования творческой личности.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет

плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами.

К сожалению, это происходит не всегда, так как связи между семьей и

педагогом не так прочны, как хотелось бы. Если родители, а также бабушки и

дедушки самых маленьких учеников еще участвуют в образовательном

процессе, регулярно посещая занятия у педагога и основные мероприятия, то в

более старших классах, и особенно к средней школе, многие родители

самоустраняются от решения вопросов музыкального развития ребенка,

перестают

интересоваться

его

успехами,

контролировать

выполнение

домашнего задания по музыке.

Работа с родителями должна определяться дифференцированным подходом.

Школа должна учитывать типы семей и подходить в работе с ними

2

индивидуально. Основными формами работы с семьёй являются групповые и

индивидуальные.

Методами работы ДМШ и ДШИ с родителями по эстетическому воспитанию

детей являются:

1.Систематическое посещение родителей лекций, тематических вечеров,

педагогических практик, родительских собраний.

Преподаватель по специальности является и классным руководителем

обучающегося. Как минимум два раза в год или каждую четверть он собирает

родителей

своего

класса

на

родительские

собрания.

На

родительских

собраниях, где педагог представляет методику обучения, план работы;

рассказывает

о

дисциплине,

успеваемости

обучающихся,

намечается

перспектива деятельности, родители беседуют не только с преподавателем, но

и общаются друг с другом. Такое общение помогает обмениваться опытом в

разрешении различных ситуаций в своих семьях, и иначе воспринимать

трудности. Лучше понять индивидуальные особенности ребёнка, расширить

возможности воспитания. Такие собрания могут носить и тематический

характер, где педагог читает лекцию на определённую тему. В ДМШ№3

преподавателями были проведены лекции для родителей обучающихся школы

на темы: «Общаться с ребёнком. Как?», «Позитивное воздействие музыки на

личность ребёнка», «Воспитательная роль музыки» и др.

Также в практику ДМШ№3 вошёл необычный день, когда родители

могут в течение дня побывать на уроках своих детей. Дни открытых дверей

- это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в

школе. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и

приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда

«День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое

отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее

не известном свете.

Такое участие родителей в процессе урока даёт

возможность

оценить работу педагога,

понять смысл, цель и задачи обучения в

классах по специальности и оценить рост творческого развитии своего ребёнка.

2. Музыкально-педагогическое самообразование родителей силами детей.

Семейное сопровождение или присутствие родителей или членов семьи на

уроке. Индивидуальные консультации с родителями.

Чаще всего учащиеся младшего школьного возраста, просто не могут

запомнить

и

воспроизвести

задания

педагога,

которые

были

продемонстрированы на уроке в виду малого объёма памяти, недостаточной

концентрации внимания, сложности восприятия материала. В этом случае

3

родители или другие члены семьи выступают для ребёнка первоочередными

помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашнего

задания,

составленный

совместно

с

педагогом,

проконтролировать

результативность

и

эффективность

её

выполнения.

Специфика

индивидуального обучения на музыкальном инструменте требует постоянного

контроля за правильным выполнением указаний преподавателя, касающихся

постановки рук, грамотной аппликатуры, педализации (у пианистов), работы

над звуком и т.д. Учащимся старших классов домашнее задание, а также

указания по его выполнению рекомендуется записывать

в специальную

тетрадь, т.к. в дневнике для записей по специальности отведено не много места.

Учащиеся старших классов ДМШ и ДШИ должны понимать, что они сами

ответственны за выполнение домашнего задания, ведь работа над музыкальным

произведением – это прежде всего работа над самим собой.

На индивидуальных встречах, консультированиях с родителем обсуждаются

методические вопросы:

это и

освоение текущей программы, и способы

работы с ребенком, выбор индивидуального образовательного маршрута

ученика.

По

вопросам

педагогики

и

психологии

можно

обсудить

индивидуальные особенности ребенка, влияние типологических особенностей

на музыкальное развитие, рациональный выбор форм и методов работы в

зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

3. Организация концертов для родителей силами детей.

Такие концерты полезны с музыкально-просветительской и мотивационно-

конкурирующей точки зрения. В таких концертах выступают одноклассники и

сверстники ребёнка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень

исполнения своего ребёнка и сравнить с другими ребятами, а ребёнок будет

мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность

родителей.

В ДМШ№3 ежегодно проводятся концерты силами детей,

посвящённые дню мам, дню пожилых людей, дню Защитника Отечества,

Международному женскому дню 8-марта и др.

На все концерты учащихся

целесообразно

приглашать родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев,

друзей. Особенно важна поддержка близких людей перед

выступлением

ученика. В жизни ребенка это важный и ответственный момент: нужно отдать

много времени, сил, эмоций, чтобы успешно, на подъеме, без срывов исполнить

музыкальную программу.

4. Посещение театров, концертов, выставок, галерей и других концертных

площадок вместе с родителями.

4

Такая форма семейного музыкального образования помогает достичь

большей результативности музыкального воспитания детей, закреплению

знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Немаловажную роль в помощи реализации этого пункта работы

оказывает

культурно-образовательный

проект

Татарстана

«Культурный

дневник школьника», реализуемый Министерством Республики Татарстан,

Министерством образования и науки Республики Татарстан под патронажем

Президента республики Татарстан Рустама Минниханова. Культурный дневник

имеет главную функцию – тесное общение родителей с детьми, которые вместе

заполняют, обсуждают, делятся впечатлениями об увиденном, и услышанном

во время посещения концерта, музея и творческих мероприятий города и

района.

Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня

могут стать единомышленниками в деле приобщения ребёнка к музыке. Успех

музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители

понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также

от того, насколько осознаётся ими огромная сила эмоционального воздействия

музыки на личность ребёнка. Союз педагогического коллектива ДМШ и ДШИ

и родителей является самым действенным помощником в деле воспитании

юного музыканта.

Список литературы:

1.

Распоряжение

Правительства

РФ

от

04.09.2014

N

1726-р

<Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей>.

2.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.

3.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.;

«Владос», 2000г.

4.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е изд.,

допол. - М.: Граф-пресс, 2001г.

5



В раздел образования