Автор: Голубкова Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДМШ№3"
Населённый пункт: г.Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Семья-главный партнёр в деле эстетического воспитания юного музыканта
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №3»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Семья-главный партнёр в деле эстетического
воспитания юного музыканта
Подготовила преподаватель
высшей квалификационной категории
Голубкова М.В.
Альметьевск 2020
1
Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания
семейного воспитания. Оно призвано развивать таланты и дарования детей в
целом или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем
в жизни. В процессе эстетического воспитания используют художественные и
литературные произведения,
музыку, искусство,
кино, театр,
народный
фольклор. Художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства,
является частью эстетического воспитания. От решения проблем эстетического
воспитания и образования в настоящее время во многом зависит уровень
музыкальной культуры подрастающего поколения.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей, содержание
программы ДМШ и ДШИ ориентированы на удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном развитии, в формирование и развитие творческих способностей
учащихся,
выявление,
развитие
и
поддержку
талантливых
учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, воспитания учащихся. Таким образом,
главной
и
всеобщей
задачей
является
духовное
обогащение
детей,
формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.
Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные
музыкальные явления, пробуждать интерес и любовь к музыке, однако,
старания учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит
дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к
музыкальному
искусству.
Семья
является
благодатной
почвой
для
формирования
и
подготовки
ребёнка
к
музыкальному
воспитанию,
следовательно, для формирования творческой личности.
Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет
плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами.
К сожалению, это происходит не всегда, так как связи между семьей и
педагогом не так прочны, как хотелось бы. Если родители, а также бабушки и
дедушки самых маленьких учеников еще участвуют в образовательном
процессе, регулярно посещая занятия у педагога и основные мероприятия, то в
более старших классах, и особенно к средней школе, многие родители
самоустраняются от решения вопросов музыкального развития ребенка,
перестают
интересоваться
его
успехами,
контролировать
выполнение
домашнего задания по музыке.
Работа с родителями должна определяться дифференцированным подходом.
Школа должна учитывать типы семей и подходить в работе с ними
2
индивидуально. Основными формами работы с семьёй являются групповые и
индивидуальные.
Методами работы ДМШ и ДШИ с родителями по эстетическому воспитанию
детей являются:
1.Систематическое посещение родителей лекций, тематических вечеров,
педагогических практик, родительских собраний.
Преподаватель по специальности является и классным руководителем
обучающегося. Как минимум два раза в год или каждую четверть он собирает
родителей
своего
класса
на
родительские
собрания.
На
родительских
собраниях, где педагог представляет методику обучения, план работы;
рассказывает
о
дисциплине,
успеваемости
обучающихся,
намечается
перспектива деятельности, родители беседуют не только с преподавателем, но
и общаются друг с другом. Такое общение помогает обмениваться опытом в
разрешении различных ситуаций в своих семьях, и иначе воспринимать
трудности. Лучше понять индивидуальные особенности ребёнка, расширить
возможности воспитания. Такие собрания могут носить и тематический
характер, где педагог читает лекцию на определённую тему. В ДМШ№3
преподавателями были проведены лекции для родителей обучающихся школы
на темы: «Общаться с ребёнком. Как?», «Позитивное воздействие музыки на
личность ребёнка», «Воспитательная роль музыки» и др.
Также в практику ДМШ№3 вошёл необычный день, когда родители
могут в течение дня побывать на уроках своих детей. Дни открытых дверей
- это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в
школе. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и
приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда
«День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое
отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее
не известном свете.
Такое участие родителей в процессе урока даёт
возможность
оценить работу педагога,
понять смысл, цель и задачи обучения в
классах по специальности и оценить рост творческого развитии своего ребёнка.
2. Музыкально-педагогическое самообразование родителей силами детей.
Семейное сопровождение или присутствие родителей или членов семьи на
уроке. Индивидуальные консультации с родителями.
Чаще всего учащиеся младшего школьного возраста, просто не могут
запомнить
и
воспроизвести
задания
педагога,
которые
были
продемонстрированы на уроке в виду малого объёма памяти, недостаточной
концентрации внимания, сложности восприятия материала. В этом случае
3
родители или другие члены семьи выступают для ребёнка первоочередными
помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашнего
задания,
составленный
совместно
с
педагогом,
проконтролировать
результативность
и
эффективность
её
выполнения.
Специфика
индивидуального обучения на музыкальном инструменте требует постоянного
контроля за правильным выполнением указаний преподавателя, касающихся
постановки рук, грамотной аппликатуры, педализации (у пианистов), работы
над звуком и т.д. Учащимся старших классов домашнее задание, а также
указания по его выполнению рекомендуется записывать
в специальную
тетрадь, т.к. в дневнике для записей по специальности отведено не много места.
Учащиеся старших классов ДМШ и ДШИ должны понимать, что они сами
ответственны за выполнение домашнего задания, ведь работа над музыкальным
произведением – это прежде всего работа над самим собой.
На индивидуальных встречах, консультированиях с родителем обсуждаются
методические вопросы:
это и
освоение текущей программы, и способы
работы с ребенком, выбор индивидуального образовательного маршрута
ученика.
По
вопросам
педагогики
и
психологии
можно
обсудить
индивидуальные особенности ребенка, влияние типологических особенностей
на музыкальное развитие, рациональный выбор форм и методов работы в
зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
3. Организация концертов для родителей силами детей.
Такие концерты полезны с музыкально-просветительской и мотивационно-
конкурирующей точки зрения. В таких концертах выступают одноклассники и
сверстники ребёнка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень
исполнения своего ребёнка и сравнить с другими ребятами, а ребёнок будет
мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность
родителей.
В ДМШ№3 ежегодно проводятся концерты силами детей,
посвящённые дню мам, дню пожилых людей, дню Защитника Отечества,
Международному женскому дню 8-марта и др.
На все концерты учащихся
целесообразно
приглашать родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев,
друзей. Особенно важна поддержка близких людей перед
выступлением
ученика. В жизни ребенка это важный и ответственный момент: нужно отдать
много времени, сил, эмоций, чтобы успешно, на подъеме, без срывов исполнить
музыкальную программу.
4. Посещение театров, концертов, выставок, галерей и других концертных
площадок вместе с родителями.
4
Такая форма семейного музыкального образования помогает достичь
большей результативности музыкального воспитания детей, закреплению
знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Немаловажную роль в помощи реализации этого пункта работы
оказывает
культурно-образовательный
проект
Татарстана
«Культурный
дневник школьника», реализуемый Министерством Республики Татарстан,
Министерством образования и науки Республики Татарстан под патронажем
Президента республики Татарстан Рустама Минниханова. Культурный дневник
имеет главную функцию – тесное общение родителей с детьми, которые вместе
заполняют, обсуждают, делятся впечатлениями об увиденном, и услышанном
во время посещения концерта, музея и творческих мероприятий города и
района.
Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня
могут стать единомышленниками в деле приобщения ребёнка к музыке. Успех
музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители
понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также
от того, насколько осознаётся ими огромная сила эмоционального воздействия
музыки на личность ребёнка. Союз педагогического коллектива ДМШ и ДШИ
и родителей является самым действенным помощником в деле воспитании
юного музыканта.
Список литературы:
1.
Распоряжение
Правительства
РФ
от
04.09.2014
N
1726-р
<Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей>.
2.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.
3.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.;
«Владос», 2000г.
4.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е изд.,
допол. - М.: Граф-пресс, 2001г.
5