Напоминание

"Березка русская моя"


Автор: Попова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"
Населённый пункт: п.Новогорный,г. Озёрск, Челябинская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Березка русская моя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Березка русская моя»

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

Н. Рубцов.

Актуальность

Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил

русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшее в нас?

Может от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к

Отечеству? Может от неба лазурного, от полей бескрайных, от снежной

вьюги, от белоствольных берез?

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в

лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени

Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в

образе священного дерева – березы.

В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает

особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому

его встречали не елью, а березой.

Березу называли, Деревом об четыре дела:» Первое дело – мир

освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять,

четвертое дело – чистоту соблюдать.

Березку всегда сажали рядом с домом, для благополучия всей семьи:

для защиты от болезней; для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы

птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Спросите любого человека, есть ли в России дерево, которому поэты

посвятили бы столько стихов, а народ песен? Какое дерево можно смело

назвать символом России? И я уверено, почти единогласным будет ответ –

береза! И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране

повсюду, от Заполярья, до южных границ. Возможно потому, что она

вызывает в нас чувства, созвучие щедрой и отзывчивой русской души. Ведь

не зря в 2005 году береза стала деревом года, своего рода памятником,

погибшим во время Великой Отечественной войны. Все четыре страшных

года душу бойцов согревало только одно: они сражались за свободу своей

родины. А российский пейзаж трудно представить себе без березы.

Белоствольная красавица во все времена является гордостью и

символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для

малыша.

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает

традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку

увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с

ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.

Ведь для русского человека нет деревца роднее, чем береза. Ведь когда – то

на Руси березу считали священным деревом.

Ожидаемые результаты

Наш проект позволит нам больше узнать о березе, как о растении, но и

понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего

нужно охранять и беречь природу.

Цель: Ознакомление детей с березой, как символом России.

Задачи:

1. Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.

2.

Развивать

у

детей

познавательный

интерес,

желание

наблюдать,

исследовать, получать новые знания.

3. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с

другими живыми организмами.

4. Воспитывать желание оберегать и заботиться о природе.

Вид проекта: Познавательно – исследовательский.

По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)

По содержанию: интегрированный.

По срокам реализации: среднесрочный (сентябрь 2019 - май 2020г)

Состав участников: дети, педагоги группы, родители, музыкальный

руководитель, инструктор по физической культуре.

Форма представления: демонстрация презентации проекта « Березка

русская моя».

Совместная деятельность

Этапы

Формы

взаимодействия

Содержание деятельности

Ответственный

Подготовительный

Педагоги – дети

- Беседа «Что я знаю о березе»;

- Какую роль играет береза в жизни

человека?

-

Почему

береза

называется

березой?

-

Рассматривание

альбома

с

иллюстрациями березы;

- Беседы о березе;

-

Подбор

художественной

литературы (сказки, стихи, загадки,

приметы,

пальчиковые

игры,

физкультминутки,

подвижные

игры, д/игры)

- Комплекс утренней гимнастики

«Поход в березовую рощу»

- Укрыть березу снегом;

Педагоги группы

Педагоги - родители

Обсуждение с родителями вопросов

связанных с реализацией проекта

Оформление альбома для родителей

«Березовое

царство

лучшее

лекарство»;

Педагоги группы

Деятельность

педагогов

Обсуждение целей и задач проекта.

Подбор

наглядного

материала,

пособий.

Педагоги группы

Основной

Педагоги – дети

- Чтение сказок о березе:

- «Мудрость дерева»;

- К. Паустовского «Подарок»;

- Т. Закипная «Весенняя история»;

- Акция «Посадим березку на своем

участке»;

-

Лепка-

барельеф

«Березка

из

пластилина»;

- Рисование «Белая береза»;

- Аппликация «Ветка березы»;

-

Оформление

уголка

«Береза

символ – России»

-

Конструирование

«Березовая

роща» (оригами из конуса);

- Д/игра «Найди листок березы»,

«Закончи фразу», «Подбери слова

приятели», «С кем дружит береза»,

«Что сначала, что потом»;

-

Наблюдение

за

внешними

признаками

и

отличительными

особенностями березы;

- Разгадывание кроссвордов;

- Исследование бересты под лупой;

Воспитатели

группы

- Разучивание песен, хороводов,

музыкально-ритмических

движений.

- Слушание «Ах, ты березка» С.М.

Раухвертер;

- Хороводы «Ай, да березонька» Г.

Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

- Пение без сопровождения русская

народная

мелодия

«Во

поле

березонька стояла»

Музыкальный

руководитель

- Разучивание подвижных игр.

- Утренняя гимнастика «Поход в

березовую рощу»;

- Подвижная игра «Беги к березе»,

«Кто

больше

соберет

подберезовиков»;

«Венок

из

березы»,

«Кто

быстрее

соберет

березовые

почки»,

«Горелки»,

«Ручеек», «Плетень»;

Инструктор

по

ФК

- Заучивание стихов, загадывание

загадок, примет о березе.

Воспитатели

группы

Педагоги - родители

- Альбом с иллюстрациями «Люблю

русскую красавицу»;

-

Составление

сборника

литературных

произведений

«Поэты и писатели о березке»;

Родители – дети

- Оформление альбома «Придумаем

и сделаем вместе с ребенком»;

- Придумывание сказки о березе

Заключительный

Педагоги – родители

– дети

- Альбом «Что можно сделать из

бересты» - природные дары.

- Оформление альбома «Люблю

березу русскую»;

- Поделки из бересты;

- Оформление выставки творческих

работ

Деятельность

педагогов

-

Презентация

проекта

на

педагогическом совете

- Экскурсия в парк «Встреча с

русской

красавицей»

и

распространение буклета «Береги

земного друга» (среди прохожих).

Воспитатель

группы

Технологическая карта проекта:

Образовательная

область

Вид деятельности

Содержание деятельности

«Познавательное

развитие»

Познавательно-

исследовательский,

продуктивный

Конструирование

«Березовая

роща»

(оригами из конуса);

Д/игра «Найди листок березы», «Закончи

фразу», «Подбери слова приятели», «С

кем дружит береза», «Что сначала, что

потом»;

Наблюдение за внешними признаками и

отличительными особенностями березы;

Разгадывание кроссвордов;

Исследование бересты под лупой;

Оформление

паспорта

березы

(имя,

возраст,

высота,

ширина,

местонахождение, семена, рисунок коры,

листьев)

«Речевое развитие»

Коммуникационный

- Чтение К. Паустовского «Подарок»;

- «Сказка о двух березках»;

- Сказка-быль «Мои три березы»;

- Сказка «Березка»;

- «Полевая березка»;

-

Поучительная

сказка

«Весенняя

история»;

- Н.И. Птухина «Ода березе»;

- Л.Н. Сурнина «Песнь березе»;

- Разучивание пословиц, поговорок;

- Заучивание стихов о березе П.Воронько

«Береза», С.Есенин «Белая береза»

«Художественно-

эстетическое

развитие»

Творческий,

музыкально-

художественный

- Слушание «Ах, ты березка»

С.М. Раухвертер;

-

Хороводы

«Ай,

да

березонька»

Г.

Вихарева;

- «Ай, да березка» Т. Попатенко;

-

Пение

без

сопровождения

русская

народная мелодия «Во поле березонька

стояла»

Лепка

-

барельеф

«Березка

из

пластилина»;

Рисование «Белая береза»;

Аппликация «Ветка березы»;

Оформление уголка «Береза символ –

России»

«Физическое

развитие»

двигательный

Утренняя гимнастика «Поход в березовую

рощу»;

Подвижная игра «Беги к березе», «Кто

больше соберет подберезовиков»;

«Венок из березы», «Кто быстрее соберет

березовые почки», «Горелки», «Ручеек»,

«Плетень»;

«Социально-

комуникативное

развитие»

Игровой,

познавательный,

коммуникационный

- Укрыть березу снегом;

- Снять с погибшего дерева бересту;

- Акция «Посадим березку на своем

участке»;

- Беседа «Береги березу»;

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

компьютер, фотоаппарат

Форма представления: Презентация проекта «Березка русская моя»

Выводы. По итогам работы было отмечено:

1.

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2.

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы

ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3.

Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе

проведения проекта «Березка русская моя».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать,

анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково –

исследовательской

деятельности.

В

процессе

работы

над

проектом

дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья,

изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и

бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и

целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт

дерева»

Данный

проект

способствовал

развитию

творческого

и

интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из

различных источников, анализировать факты, высказывать собственные

суждения.

Заключительный этап:

1.

Оформление альбома «Люблю березу русскую»;

2.

Поделки из бересты;

3.

Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение

буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).

Выводы. По итогам работы было отмечено:

2.

Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2 Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы

ближайшего окружения, в частности, к деревьям

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе

проведения проекта «Березка русская моя»

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение

Реализация

данного

проекта

научила

дошкольников

сравнивать,

анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково –

исследовательской

деятельности.

В

процессе

работы

над

проектом

дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья,

изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.

На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и

бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и

целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт

дерева»

Данный

проект

способствовал

развитию

творческого

и

интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из

различных источников, анализировать факты, высказывать собственные

суждения.

Список литературы:

Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы

занятий). Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. –

М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006

Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева,

В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144

с., ил. – (Детский сад: день за днем)

Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве

пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.

Кристалл Санкт-Петербург 1997

Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской

редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, - 192с.

Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов

в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.



В раздел образования