Автор: Попова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"
Населённый пункт: п.Новогорный,г. Озёрск, Челябинская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Березка русская моя"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Березка русская моя»
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
Н. Рубцов.
Актуальность
Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил
русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшее в нас?
Может от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к
Отечеству? Может от неба лазурного, от полей бескрайных, от снежной
вьюги, от белоствольных берез?
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в
лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени
Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в
образе священного дерева – березы.
В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает
особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому
его встречали не елью, а березой.
Березу называли, Деревом об четыре дела:» Первое дело – мир
освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять,
четвертое дело – чистоту соблюдать.
Березку всегда сажали рядом с домом, для благополучия всей семьи:
для защиты от болезней; для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы
птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
Спросите любого человека, есть ли в России дерево, которому поэты
посвятили бы столько стихов, а народ песен? Какое дерево можно смело
назвать символом России? И я уверено, почти единогласным будет ответ –
береза! И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране
повсюду, от Заполярья, до южных границ. Возможно потому, что она
вызывает в нас чувства, созвучие щедрой и отзывчивой русской души. Ведь
не зря в 2005 году береза стала деревом года, своего рода памятником,
погибшим во время Великой Отечественной войны. Все четыре страшных
года душу бойцов согревало только одно: они сражались за свободу своей
родины. А российский пейзаж трудно представить себе без березы.
Белоствольная красавица во все времена является гордостью и
символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для
малыша.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, не знает
традиции русского народа и их сохранения, очень важно помочь ребенку
увидеть неповторимость целостность природы, вызвать желание общаться с
ней, любить, научить уважать традиции русского народа и их сохранения.
Ведь для русского человека нет деревца роднее, чем береза. Ведь когда – то
на Руси березу считали священным деревом.
Ожидаемые результаты
Наш проект позволит нам больше узнать о березе, как о растении, но и
понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего
нужно охранять и беречь природу.
Цель: Ознакомление детей с березой, как символом России.
Задачи:
1. Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом.
2.
Развивать
у
детей
познавательный
интерес,
желание
наблюдать,
исследовать, получать новые знания.
3. Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с
другими живыми организмами.
4. Воспитывать желание оберегать и заботиться о природе.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
По составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)
По содержанию: интегрированный.
По срокам реализации: среднесрочный (сентябрь 2019 - май 2020г)
Состав участников: дети, педагоги группы, родители, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре.
Форма представления: демонстрация презентации проекта « Березка
русская моя».
Совместная деятельность
Этапы
Формы
взаимодействия
Содержание деятельности
Ответственный
Подготовительный
Педагоги – дети
- Беседа «Что я знаю о березе»;
- Какую роль играет береза в жизни
человека?
-
Почему
береза
называется
березой?
-
Рассматривание
альбома
с
иллюстрациями березы;
- Беседы о березе;
-
Подбор
художественной
литературы (сказки, стихи, загадки,
приметы,
пальчиковые
игры,
физкультминутки,
подвижные
игры, д/игры)
- Комплекс утренней гимнастики
«Поход в березовую рощу»
- Укрыть березу снегом;
Педагоги группы
Педагоги - родители
Обсуждение с родителями вопросов
связанных с реализацией проекта
Оформление альбома для родителей
«Березовое
царство
–
лучшее
лекарство»;
Педагоги группы
Деятельность
педагогов
Обсуждение целей и задач проекта.
Подбор
наглядного
материала,
пособий.
Педагоги группы
Основной
Педагоги – дети
- Чтение сказок о березе:
- «Мудрость дерева»;
- К. Паустовского «Подарок»;
- Т. Закипная «Весенняя история»;
- Акция «Посадим березку на своем
участке»;
-
Лепка-
барельеф
«Березка
из
пластилина»;
- Рисование «Белая береза»;
- Аппликация «Ветка березы»;
-
Оформление
уголка
«Береза
символ – России»
-
Конструирование
«Березовая
роща» (оригами из конуса);
- Д/игра «Найди листок березы»,
«Закончи фразу», «Подбери слова
приятели», «С кем дружит береза»,
«Что сначала, что потом»;
-
Наблюдение
за
внешними
признаками
и
отличительными
особенностями березы;
- Разгадывание кроссвордов;
- Исследование бересты под лупой;
Воспитатели
группы
- Разучивание песен, хороводов,
музыкально-ритмических
движений.
- Слушание «Ах, ты березка» С.М.
Раухвертер;
- Хороводы «Ай, да березонька» Г.
Вихарева;
- «Ай, да березка» Т. Попатенко;
- Пение без сопровождения русская
народная
мелодия
«Во
поле
березонька стояла»
Музыкальный
руководитель
- Разучивание подвижных игр.
- Утренняя гимнастика «Поход в
березовую рощу»;
- Подвижная игра «Беги к березе»,
«Кто
больше
соберет
подберезовиков»;
«Венок
из
березы»,
«Кто
быстрее
соберет
березовые
почки»,
«Горелки»,
«Ручеек», «Плетень»;
Инструктор
по
ФК
- Заучивание стихов, загадывание
загадок, примет о березе.
Воспитатели
группы
Педагоги - родители
- Альбом с иллюстрациями «Люблю
русскую красавицу»;
-
Составление
сборника
литературных
произведений
«Поэты и писатели о березке»;
Родители – дети
- Оформление альбома «Придумаем
и сделаем вместе с ребенком»;
- Придумывание сказки о березе
Заключительный
Педагоги – родители
– дети
- Альбом «Что можно сделать из
бересты» - природные дары.
- Оформление альбома «Люблю
березу русскую»;
- Поделки из бересты;
- Оформление выставки творческих
работ
Деятельность
педагогов
-
Презентация
проекта
на
педагогическом совете
- Экскурсия в парк «Встреча с
русской
красавицей»
и
распространение буклета «Береги
земного друга» (среди прохожих).
Воспитатель
группы
Технологическая карта проекта:
Образовательная
область
Вид деятельности
Содержание деятельности
«Познавательное
развитие»
Познавательно-
исследовательский,
продуктивный
Конструирование
«Березовая
роща»
(оригами из конуса);
Д/игра «Найди листок березы», «Закончи
фразу», «Подбери слова приятели», «С
кем дружит береза», «Что сначала, что
потом»;
Наблюдение за внешними признаками и
отличительными особенностями березы;
Разгадывание кроссвордов;
Исследование бересты под лупой;
Оформление
паспорта
березы
(имя,
возраст,
высота,
ширина,
местонахождение, семена, рисунок коры,
листьев)
«Речевое развитие»
Коммуникационный
- Чтение К. Паустовского «Подарок»;
- «Сказка о двух березках»;
- Сказка-быль «Мои три березы»;
- Сказка «Березка»;
- «Полевая березка»;
-
Поучительная
сказка
«Весенняя
история»;
- Н.И. Птухина «Ода березе»;
- Л.Н. Сурнина «Песнь березе»;
- Разучивание пословиц, поговорок;
- Заучивание стихов о березе П.Воронько
«Береза», С.Есенин «Белая береза»
«Художественно-
эстетическое
развитие»
Творческий,
музыкально-
художественный
- Слушание «Ах, ты березка»
С.М. Раухвертер;
-
Хороводы
«Ай,
да
березонька»
Г.
Вихарева;
- «Ай, да березка» Т. Попатенко;
-
Пение
без
сопровождения
русская
народная мелодия «Во поле березонька
стояла»
Лепка
-
барельеф
«Березка
из
пластилина»;
Рисование «Белая береза»;
Аппликация «Ветка березы»;
Оформление уголка «Береза символ –
России»
«Физическое
развитие»
двигательный
Утренняя гимнастика «Поход в березовую
рощу»;
Подвижная игра «Беги к березе», «Кто
больше соберет подберезовиков»;
«Венок из березы», «Кто быстрее соберет
березовые почки», «Горелки», «Ручеек»,
«Плетень»;
«Социально-
комуникативное
развитие»
Игровой,
познавательный,
коммуникационный
- Укрыть березу снегом;
- Снять с погибшего дерева бересту;
- Акция «Посадим березку на своем
участке»;
- Беседа «Береги березу»;
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
компьютер, фотоаппарат
Форма представления: Презентация проекта «Березка русская моя»
Выводы. По итогам работы было отмечено:
1.
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2.
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3.
Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе
проведения проекта «Березка русская моя».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать,
анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково –
исследовательской
деятельности.
В
процессе
работы
над
проектом
дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья,
изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и
бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и
целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт
дерева»
Данный
проект
способствовал
развитию
творческого
и
интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из
различных источников, анализировать факты, высказывать собственные
суждения.
Заключительный этап:
1.
Оформление альбома «Люблю березу русскую»;
2.
Поделки из бересты;
3.
Экскурсия в парк «Встреча с русской красавицей» и распространение
буклета «Береги земного друга» (среди прохожих).
Выводы. По итогам работы было отмечено:
2.
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2 Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы
ближайшего окружения, в частности, к деревьям
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе
проведения проекта «Березка русская моя»
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение
Реализация
данного
проекта
научила
дошкольников
сравнивать,
анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково –
исследовательской
деятельности.
В
процессе
работы
над
проектом
дошкольники отметили большую роль березы, как лекарственного сырья,
изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека.
На основании исследования пришли к выводу, необходимо сохранять и
бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и
целебна. Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт
дерева»
Данный
проект
способствовал
развитию
творческого
и
интеллектуального мышления дошкольников, умение приобретать знания из
различных источников, анализировать факты, высказывать собственные
суждения.
Список литературы:
Аверьянов А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» (планы
занятий). Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. –
М,: ТЦ «Сфера», «Мозаика-Синтез»,2006
Малышева А,Н, Ермолова Н,В. Аппликация/Художники Е,А, Афоничева,
В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002. -144
с., ил. – (Детский сад: день за днем)
Оригами. Игрушки из бумаги. Рекомендовано специалистами в качестве
пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.
Кристалл Санкт-Петербург 1997
Рыжова Н,А, Деревья: от Акации до Ясеня / Текст публикуется в авторской
редакции. – М,: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,ТЦ «Сфера», 2006, - 192с.
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов
в ДОУ. – СПб: «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2013. – 96с.