Автор: Фисун Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№144
Населённый пункт: Приморский край, г.Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: " Взаимодействие работы логопеда с родителями".
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие логопеда с родителями.
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на
сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с
речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие
отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении
произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а
также в нарушении темпа и плавности речи. С каждым годом число детей
логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок
дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его
нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется
не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-
культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от
уровня образования родителей или их принадлежности к определенным
социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии является
недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители
ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со
своими детьми. Для многих детей главным источником информации
становится телевизор, компьютер, планшет и телефон. Молчаливое
состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянное взаимодействие
ребенка исключительно с техникой оборачивается печальными
последствиями для овладения речью ребенком. Важным направлением
коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений
речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка
детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во
многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в
работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды
испытывают трудности в установлении контакта с родителями
воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического
и речевого развития детей и поэтому так необходимо тесное сотрудничество
логопеда и родителей. Существуют устойчивые формы работы логопеда с
семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
Педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух
направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Беседы и
консультации: направлены в основном на семьи, не справляющиеся с
воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них
принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и
консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им
казалось необходимым. Общие и групповые родительские собрания:
родители выступают, в основном, в роли пассивных слушателей. Наглядная
демонстрация: оформление педагогами в виде стендов, тематических
выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда
забирают или приводят детей в группу. Таким образом, традиционные форм
работы логопеда с семьей не так эффективны: работа с родителями ведется
не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи; родители
привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй
предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по
В.А.Петровскому):
1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка».
Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил.
Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап: «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы
не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии
ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной
деятельности.
3-й этап: «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании
и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит
родителям, логопед только поддерживает диалог, не давая оценочных
суждений.
4-й этап: «Совместное исследование и формирование личности
ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при
успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно
давать советы родителям. В условиях современных технологий дошкольного
образования более актуальными являются такие формы работы, которые
обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое
взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен
мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение
педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний,
формирование у них педагогических умений, навыков. Начинается работа с
диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в
семье, составления перспективного планирования работы логопеда с
родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных
задач. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее
действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:
приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами
обучения и развития речи;
помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или
наоборот;
убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в
домашних условиях. Информационное просвещение предполагает
знакомство:
с возрастными особенностями становления детской речи;
с результатами психолого-педагогического, логопедического
обследования;
с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя:
обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с
ребенком-логопатом;
привлечение родителей к активному участию в коррекционном
процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
формирование у родителей и детей представления о готовности к
обучению в школе. Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по
преодолению речевых недостатков. Тестирование и анкетирование –
позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Дни открытых дверей –родители посещают индивидуальные и
подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо
закрепить дома, над чем еще поработать. Родительские пятиминутки –
рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают
возможность кратковременной личной консультации.
Консультации-практикумы –совместно с детьми родители малыми
подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять
задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.
Родительские собрания – «Знакомство родителей с задачами и
содержанием коррекционной работы», «Совместная работа детского сада и
родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой
моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за
год».
Домашние задания –логопед предоставляет родителям возможность
изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить
динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего
задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но
очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят
описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители
могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время:"На кухне",
"По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Праздники и развлечения –для участия привлекаются родители. В
конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети
демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.
Выпуск газет для родителей «Веселая семейка» –освещаются события
группы, даются практические советы родителям.
Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали».–
представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с
родителями.
Сочинения родителей на тему «Мой ребенок» –Родители
самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания,
проявляют творчество и фантазию.
Выпуск журнала для родителей –посвящен проблемам речевого
развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке
к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.
Размещение информации на сайте ДОУ. Данные формы работы
позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном
процессе, предполагают установление между педагогами и родителями
доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и
воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации
домашних занятий с ребенком - логопатом. Преимущество новых форм и
методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и
многочисленны.
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда
помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так
как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с
ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны
родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся
дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает
контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при
работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности
педагогического процесса.
Укрепление внутрисемейных связей. В настоящее время, к
сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на
сегодняшний день.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОУ и семье При новом подходе взаимодействия с семьей удается
избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с
семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно,
их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей,
предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную
речь. Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками
коррекционного процесса, успешно преодолевают не только собственно
нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решают
многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей,
благодаря чему создается благоприятный психоэмоциональный климат в
семьях детей с особенностями в развитии, формируются детско-родительские
отношения.