Авторы: Марина Викторовна Минаева, Евгений Александрович Минаев
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ №6 с.Архангельского
Населённый пункт: Буденновский район
Наименование материала: статья
Тема: Промежуточная аттестация обучающихся по информатике - залог успешной сдачи ОГЭ
Раздел: среднее образование
Промежуточная аттестация обучающихся по информатике залог успешной сдачи ОГЭ
Экзамен по информатике и ИКТ – это проверка качества полученных ребенком знаний,
умений, навыков, а также критерий отбора школьников для поступления в профильные классы.
В чем сложность этого испытания? Его практическая направленность. Тест не проверяет
знание каких-то понятий, терминов. Хотя знать их необходимо, иначе ребенок не поймет ни что
дано, ни что необходимо найти, вычислить. Каждое задание предполагает практическое
решение определенной задачи с применением изученных алгоритмов действий.
Подготовка к ОГЭ по информатике сложный процесс. Задачи ОГЭ нередко вызывают
затруднения.
Диагностика при подготовке позволила выявить следующие проблемы:
1.
выбор некоторыми учащимися экзамена является неосознанным;
2.
плохая
информированность
некоторых
родителей
о
том,
какие
экзамены
собирается сдавать ученик и уровень его подготовки по предмету;
3.
высокий уровень самооценки некоторых учащихся;
4.
для успешной сдачи необходим более продвинутый уровень знаний учащихся, т.е.
необходима индивидуальная и дифференцированная работа по подготовке к экзамену.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо
дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной
деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях
информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ОГЭ, главной
целью введения которого, является получение объективной оценки качества подготовки
выпускников основной школы.
Возникает вопрос: что делать в данной ситуации учителю, как решить проблему?
Анализируя собственный опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ, первое, что предстоит
сделать, познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ
для
подготовки
к
экзамену.
Систематизировать
материал
разных
лет
по
разделам
экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных
методов решения заданий. Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо
формализуются:
- информация и информационные процессы,
- информационные технологии,
- алгоритмы и исполнители,
- основы логики.
Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и
качество подготовки к ОГЭ:
- систематизация материала для подготовки учащихся к ОГЭ,
- создание или использование готовых тестовых заданий по разделам,
- использование видеоуроков для объяснения, тестирующих оболочек,
- знакомство с имеющимися методическими рекомендациями.
Обязательное ознакомление учащихся и родителей дает гарантию адекватного выбора
экзамена заинтересованность всех сторон в успешной сдаче экзамена.
Провожу диагностический тест, который позволяет выявить проблемы в разных областях
и показать ученику уровень его готовности к экзамену. С целью контроля прохождения всех
заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ОГЭ следует проводить
мониторинг успешности каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить
достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей
подготовленности. При выборе учеником экзамена по информатике составляю индивидуальный
маршрут, который позволяет отследить траекторию подготовки учащегося к итоговой
аттестации. Затем проводим разбор задания ОГЭ, изучаем способы решения, закрепляем
практически.
Для
этого
использую
портал
«Решу
ОГЭ»,
который
позволяет
индивидуализировать работу с каждым учащимся, проводить мониторинг деятельности.
Провожу консультации 2 раза в неделю для обучающихся. Отвечаю на вопросы, вместе
анализируем их ошибки, разбираем типы заданий.
Итак, основной метод моей подготовки учащихся к ОГЭ – решение типовых и
тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с
выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Практика показывает, что такая организация
деятельности позволяет учащимся регулировать темп своей работы, снижает уровень
тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться и довольно
успешно подготовиться к итоговой аттестации.
На что нужно обратить особое внимание при подготовке к экзамену? На умение
анализировать и творчески обрабатывать большой массив данных, разрабатывать и записывать
несложный алгоритм. В то же время знание каких-то определенных операционных систем и
прикладных программных продуктов и умения ими пользоваться не требуется и не проверяется.
Необходимо
уже с 7 класса
начинать проводить промежуточную аттестацию
приближенные к заданиям, используемых на ОГЭ по информатике.