Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Автор: Афонина Татьяна Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ№473 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: методическая разработка Тема: Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Афонина Татьяна Леонидовна.
МАДОУ№473.
Свердловская область, г. Екатеринбург
В семье закладываются генетические, биологические и социальные основы
здоровья личности. Семья- это первая общественная ячейка, куда попадает
родившийся
ребенок.
Семья
намечает
основные
нравственно-этические
контуры
будущего
человека
и
гражданина.
Преимущество
семейного
воспитания заключается в том, что оно складывается по неформальному
признаку, а новые черты характера и качества личности вырабатываются
тогда, когда душа ребенка, по мысли Локка, подобна «чистой доске». Стереть
что-либо, написанное на "доску" родившегося человека, почти невозможно.
Оно будет давать о себе знать в течение всей жизни.
Вкусы, материальные и нравственно-этические понятия становятся чаще
всего
такими,
какими
их
прививает
семья,
даже
профессия,
выбираемая
ребенком, порой намечается семьей. От устройства семьи зависит, какой
человек будет выходить из нее: из авторитарной - зависимый и подчиненный,
асоциальной
-
нарушитель
общественного
спокойствия.
Если
семья
организована хорошо, то хорошим в нравственно-этическом плане будет и
сам человек.
Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда
его
обитания
и
развития.
Каким
будет
воспитание
–
позитивным
или
негативным зависит от семьи.
Воспитание
ребенка
-
это
процесс
вечный,
непрекратимый.
Важнейший
фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый
знает, как велика роль семьи в жизни ребенка. В дошкольные годы ребёнок
почти полностью отождествляет себя с семьёй. Семья - то первое общество,
где
складывается
характер
ребенка,
его
представления
о
том,
что
такое
хорошо и что такое плохо.
Велико значение семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка
дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах,
готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные
черты
подлинно
семейных
отношений,
которые
оказывают
сильнейшее
воздействие
на
нравственное
становление
личности
ребёнка.
Особенно
ценны те традиции, при которых ребенок чуть ли не с того дня, когда он
начинает
помнить
себя,
постоянно
ощущает
себя
частицей
единого,
взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива.
В дружной семье всегда находятся общие заботы. И большие и малые дела –
бюджет,
обязанности
каждого
в
хозяйстве,
предстоящие
покупки,
планирование свободного времени – решаются «коллегиально». Все это и
многое
другое
впитывает
в
себя
младший
член
семьи.
Таким
образом,
ребенку не приходится растолковывать, почему и ему надо поступать так же:
сама
атмосфера
семейных
отношений
направляет
его
поведение.
Велико
взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце,
матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное
значение в воспитании личности.
Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут
воспитаны у детей в семье. Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя
членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если
малыша
систематически
привлекают
к
бытовому
труду
в
семье
при
правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается
такие
нравственные
качества,
как
ответственность,
заботливость,
бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил
своего
значения
как
средство
нравственного
воспитания,
но,
наоборот,
приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка -
дошкольника является по существу единственным доступным ему видом
деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою
причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от
его трудовых усилий.
Семейный климат - это та питательная среда, которая незримо и постоянно
присутствует в нашем доме, и которую не изменишь никакими специально
придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что
педагогические
приемы
имеют
наибольший
коэффициент
полезного
действия, если ребенок растет в благоприятной среде. Очень важно каждому
из нас понять: чтобы требовать чего-то от детей, надо прежде всего очень
требовательно относиться к себе. Это важно для наших детей, для нашего
успешного на них влияния. Ребенок верит, что взрослые люди непременно
самые хорошие, честные, самые лучшие. И потому, какими бы старшие ни
были в действительности, они всегда для ребенка образец для подражания.
Репутация
взрослого
в
детском
воспитании,
в
детском
сознании
всегда
непогрешима. Ведь маленький ребенок еще не знает, где хорошо, а где плохо.
И эти понятия придут к нему вместе с опытом, вместе с нашими суждениями.
И никакая «мелочь», нарушающая семейный климат, не может не влиять на
ребенка. “В воспитательной работе нет пустяков… Хорошая организация в
том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и
случаев,
мелочи
действуют
регулярно,
ежедневно,
ежечасно,
из
них
и
складывается жизнь, руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой
ответственной
вашей
задачей”,
-
говорил
А.С.Макаренко,
обращаясь
к
родителям.
Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из
функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем
заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются
его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания.
Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе
отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению
и углублению духовных связей между ними.
Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка,
обладая
большими
возможностями.
Семья,
родственные
чувства,
сплачивающие
ее
членов,
не
утрачивают
своего
огромного
значения
на
протяжении
всей
жизни
человека. Любовь
и
поддержка
особенно
нужны
детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо
для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на
становление
личности
в
дошкольные
и
первые
школьные
годы
жизни
ребенка.
Справедливо
утверждение,
что
в
этот
период
роль
семьи
в
полноценном развитии детей незаменима.
Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, отражаются
все происходящие в нем процессы, как положительные, так и отрицательные.
В то же время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растет
будущий
гражданин.
Поэтому
в
результатах
семейного
воспитания
заинтересованы обе стороны.
В Семейном кодексе Российской Федерации говорится о необходимости
укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной
любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов. Закон
не
допускает
произвольного
вмешательства
кого-либо
в
дела
семьи,
обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав.
Родители
несут
перед
обществом
моральную
ответственность
за
те
нравственные
представления,
нравственные
принципы,
с
которыми
их
ребенок вступает в жизнь. Воспитывать, как бы трудно это ни было, намного
легче,
чем
перевоспитывать.
Чем
раньше
мы
начинаем
нравственное
воспитание ребенка, тем тщательнее и вдумчивее его осуществляем, тем
больше
вероятности,
что
мы
вырастим
своего
ребенка
по-настоящему
хорошим человеком.
Дошкольные
образовательные
организации
тоже
вносят
свой
вклад
в
нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств
педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по
нравственному воспитанию дошкольников играют вспомогательную роль. В
рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство
детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по
нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений,
их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески.
Для детей нагляднее небольшие театрализованные постановки по мотивам
книг. Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной
оценкой их поступков. Так детей могут заинтересовать постановки по теме
"Уроки
вежливости",
"Дружба"
и
т.д.
Если
на
спектакле
и
во
время
обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия
принесут
максимальную
пользу.
Воспитывая
ребенка,
и
воспитатели,
и
родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель
хочет
гордиться
своим
ребенком,
чтобы
он
вырос
созидателем,
а
не
прожигателем жизни.
Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе
которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые
характеризуют
развитого
взрослого
человека
и
которые
способны
вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку
в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал
А.В.Запорожец.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким,
какой есть, помогает ему добиться успеха.
Замечательно сказал об этом детский поэт В. Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что — малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.