Автор: Севрюкова Светлана Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г. Павлово
Наименование материала: статья
Тема: ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
СеврюковаСветлана Игоревна,
воспитатель
МБДОУ детский сад №20 г. Павлово
Нижегородская область
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы,
экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем
современности. Это обусловлено кризисным состоянием природы и снижением
ценностных ориентиров в обществе. Экологическая проблема – одна из
острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня
экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их
решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях
приобретает
приоритетное
значение.
Формировать
у
детей
знания
и
представления об окружающем мире, развивать умение понимать взаимосвязи
между составляющими мира; выработать правильные формы взаимодействия с
окружающей средой начинать необходимо в дошкольном детстве.
Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики,
которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В
период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического
воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры –
осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой
природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период
жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии
тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и
животными. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание
живого.
Это
специальный,
целенаправленный,
организованный,
систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс
формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов,
убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и
развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной
ценности. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают
нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса
элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей
в природе, бережного отношения ко всему живому. Экологическая культура
детей
дошкольного
возраста
характеризуется
«определенным
уровнем
восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения
по отношению к природе и окружающему миру».
Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических
норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически
правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной
средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при
воспитании
экологической
культуры
дошкольников
особенно
важна
эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на
нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».
При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на
воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в
природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения
детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за
ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически
грамотных
представлений
детей
об
окружающей
среде.
Однако
этого
недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут
им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Таким образом, в
современной педагогической теории проблема экологического воспитания
дошкольников рассмотрена достаточно подробно.
Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий
усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в
доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к
природным явлением. Одной из таких форм стало использование технологии
«лэпбук».Это не только интересное методическое пособие и интерактивная
книга, но и средство обучения! Лэпбук
помогает лучше понять и запомнить
материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного
материала,
ребенок
учится
самостоятельно
собирать
и
организовывать
информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику.
Таким образом, дети в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют
информацию. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук»
является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет
нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать
основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в
воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать
одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
В лэпбуке собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о
природе. Здесь же могут находиться разрезные картинки соответствующей
тематики,
дидактические
настольно-печатные
игры,
пазлы,
раскраски,
кроссворды и ребусы. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой
темы.Игра «Сортировка мусора» поможет детям сформировать понятие о том,
что мусор можно не только выбрасывать, но и перерабатывать. Игра поможет
сформировать
умения
распределять
предметы,
сделанные
из
разных
материалов, на группы. Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что
помогает сохранить землю?», включенная в лэпбук - поможет детям осознать
информацию о факторах, которые вредят нашей планете и помогают ей
сохранить её красоту. Разворот «Экосистема» знакомит детей с понятием
экосистема и учит устанавливать связи в природе.
Развивающаяся
педагогика,
основанная
на
требованиях
ФГОС
к
дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации
образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько
много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять
творческую инициативу.
Литература.
1. Бондаренко Т.М. экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство
«Учитель», 2002.-184с.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-
методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.-128 С.
3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в
подготовительной к школе группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. ТОО фирма Линка-Пресс, 1998.
5. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое
пособие.- М.: АРКТИ, 2003.-72 с.
6. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. –
М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.