Напоминание

ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Севрюкова Светлана Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: г. Павлово
Наименование материала: статья
Тема: ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СеврюковаСветлана Игоревна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №20 г. Павлово

Нижегородская область

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы,

экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем

современности. Это обусловлено кризисным состоянием природы и снижением

ценностных ориентиров в обществе. Экологическая проблема – одна из

острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня

экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их

решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях

приобретает

приоритетное

значение.

Формировать

у

детей

знания

и

представления об окружающем мире, развивать умение понимать взаимосвязи

между составляющими мира; выработать правильные формы взаимодействия с

окружающей средой начинать необходимо в дошкольном детстве.

Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики,

которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В

период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического

воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры –

осознанно – правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой

природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период

жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии

тесного контакта и различных форм взаимодействия детей с растениями и

животными. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание

живого.

Это

специальный,

целенаправленный,

организованный,

систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс

формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов,

убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и

развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной

ценности. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают

нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса

элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей

в природе, бережного отношения ко всему живому. Экологическая культура

детей

дошкольного

возраста

характеризуется

«определенным

уровнем

восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценка своего положения

по отношению к природе и окружающему миру».

Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических

норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически

правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной

средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при

воспитании

экологической

культуры

дошкольников

особенно

важна

эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на

нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».

При экологическом воспитании детей в основном акцент делается на

воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в

природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения

детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за

ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически

грамотных

представлений

детей

об

окружающей

среде.

Однако

этого

недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут

им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Таким образом, в

современной педагогической теории проблема экологического воспитания

дошкольников рассмотрена достаточно подробно.

Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий

усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в

доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к

природным явлением. Одной из таких форм стало использование технологии

«лэпбук».Это не только интересное методическое пособие и интерактивная

книга, но и средство обучения! Лэпбук

помогает лучше понять и запомнить

материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного

материала,

ребенок

учится

самостоятельно

собирать

и

организовывать

информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику.

Таким образом, дети в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют

информацию. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук»

является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет

нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать

основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в

воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать

одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

В лэпбуке собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о

природе. Здесь же могут находиться разрезные картинки соответствующей

тематики,

дидактические

настольно-печатные

игры,

пазлы,

раскраски,

кроссворды и ребусы. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой

темы.Игра «Сортировка мусора» поможет детям сформировать понятие о том,

что мусор можно не только выбрасывать, но и перерабатывать. Игра поможет

сформировать

умения

распределять

предметы,

сделанные

из

разных

материалов, на группы. Экологическая игра «Что губит нашу землю? Что

помогает сохранить землю?», включенная в лэпбук - поможет детям осознать

информацию о факторах, которые вредят нашей планете и помогают ей

сохранить её красоту. Разворот «Экосистема» знакомит детей с понятием

экосистема и учит устанавливать связи в природе.

Развивающаяся

педагогика,

основанная

на

требованиях

ФГОС

к

дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации

образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько

много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять

творческую инициативу.

Литература.

1. Бондаренко Т.М. экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство

«Учитель», 2002.-184с.

2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-

методическое пособие.- М.: ЦГЛ, 2003.-128 С.

3. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в

подготовительной к школе группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.

4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. ТОО фирма Линка-Пресс, 1998.

5. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое

пособие.- М.: АРКТИ, 2003.-72 с.

6. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. –

М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.



В раздел образования