Напоминание

Основные направления экологического образования дошкольников


Автор: Баширова Фрадия Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1 "Сказка"
Населённый пункт: село Красный Яр Астраханская обдасть
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления экологического образования дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные направления экологического образования дошкольников

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает

особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому

образованию детей уже с первых лет жизни, так как именно в этот период у ребенка

складывается первое мироощущение- он получает эмоциональные впечатления о природе

и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа

экологического мышления, сознание и культура. В этот период закладываются основы

взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как

общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике

одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней,

изучая ее объекты и явления , дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в

котором живут : открывают удивительное многообразие растительного и животного мира,

осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания., испытывают

нравственно-эстетические чувства и переживания , побуждающие их заботиться о

сохранении и приумножении природных богатств. Вся работа по экологическому

образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни.

Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляются в повседневной

жизни. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей

дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания.

Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. К

массовым формам относиться работа детей по благоустройству и озеленению помещений

и территории ДОУ , массовые природоохранные праздники, конференции6 экологические

фестивали, ролевые игры, работы на участке. К групповым - кинолектории, экскурсии ,

туристические походы по изучению природы, экологический практикум. Индивидуальные

формы предполагают наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок,

рисование, лепку. Наряду с определением конкретных задач работы с детьми ,решаемых в

процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе,

ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным

окружением. Одним из ведущих методов определено наблюдение. Метод наблюдения

представляет собой целенаправленное, планомерное , более или менее длительное

восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Восприятие

рассматривается как основной компонент наблюдения. Систематический характер

целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его

качественные и количественные изменения. Активное мышление, включенное в

наблюдение , помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного.

Ученые выделили ряд требований к организации и проведению наблюдений с детьми

дошкольного возраста 6 четкость и конкретность целей и задач наблюдения; для каждого

наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Наблюдение должно

стимулировать интерес детей , их познавательную активность. Знания полученные детьми

в результате наблюдений за объектами , предметами природы, должны подкрепляться ,

уточнятся, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов

экологической работы с детьми (словесных и практических).

Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы

дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный

иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и

уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С его

помощью можно формировать у детей представления об объектах ,предметах, явлениях

природы, которые в данный момент ( или в данной местности) наблюдать невозможно. В

дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.

Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников.

Можно выделить три основных подхода к игровым методам 6 создание новых игр с

экологическим (природоохранным) содержанием , экологизация традиционных игр и

адаптация народных игр. Предметные игры с использованием природного материала

(шишек, камешков, раковин и т.д.) способствуют развитию мышления ребенка. Например

объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме).

Важно ,чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. Интеллектуальные

игры «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»., у детей вызывают восторг не только

игра, но в подготовке к самой игре. Особое внимание требует создание условий для

самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и

моделирования. В уголке природы создаем коллекцию природных бросовых материалов

для изготовления поделок, на подоконниках высаживаем мини-огород.

Важнейшая форма работы с детьми- это труд в природе. Этот вид деятельности, как

никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания правильного

отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имеют возможность

применить на практике свои знания , приобрести новые , наглядно убедиться в

существовании в природе различных взаимосвязей ( растения , животные и окружающая

среда). У них формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за

живым организмом. Положительные эмоции вызывают у детей занятия рисования,

аппликации, лепки и конструирования , разыгрывания спектаклей на природоведческую

тематику ,чтения художественной литературы – все это способствует формированию у

дошкольников осознанно правильного отношения к природе. Помимо традиционных

форм работы активно используем инновационные формы и методы работы: круглые

столы , тематические выставки ( фотовыставки, выставки рисунков) ,семейные встречи

экологической направленности ( «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади

дерево»), конкурсы семейных талантов ( «Чудо-овощи», «Сохраним елочку», «Птичья

столовая»). При организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо

ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности

детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того

чтобы работа по экологическому образованию продолжалось и дома. Работа с родителями

должна быть постепенным и непрерывным процессом , а экологическая

информация ,которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная

деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству ,

эмоциональному ,психологическому сближению ребенка и взрослого.



В раздел образования