Автор: Баширова Фрадия Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1 "Сказка"
Населённый пункт: село Красный Яр Астраханская обдасть
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления экологического образования дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Основные направления экологического образования дошкольников
На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает
особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому
образованию детей уже с первых лет жизни, так как именно в этот период у ребенка
складывается первое мироощущение- он получает эмоциональные впечатления о природе
и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа
экологического мышления, сознание и культура. В этот период закладываются основы
взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как
общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике
одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней,
изучая ее объекты и явления , дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в
котором живут : открывают удивительное многообразие растительного и животного мира,
осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания., испытывают
нравственно-эстетические чувства и переживания , побуждающие их заботиться о
сохранении и приумножении природных богатств. Вся работа по экологическому
образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни.
Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляются в повседневной
жизни. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей
дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания.
Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. К
массовым формам относиться работа детей по благоустройству и озеленению помещений
и территории ДОУ , массовые природоохранные праздники, конференции6 экологические
фестивали, ролевые игры, работы на участке. К групповым - кинолектории, экскурсии ,
туристические походы по изучению природы, экологический практикум. Индивидуальные
формы предполагают наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок,
рисование, лепку. Наряду с определением конкретных задач работы с детьми ,решаемых в
процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе,
ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным
окружением. Одним из ведущих методов определено наблюдение. Метод наблюдения
представляет собой целенаправленное, планомерное , более или менее длительное
восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Восприятие
рассматривается как основной компонент наблюдения. Систематический характер
целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его
качественные и количественные изменения. Активное мышление, включенное в
наблюдение , помогает отделить главное от второстепенного, важное от случайного.
Ученые выделили ряд требований к организации и проведению наблюдений с детьми
дошкольного возраста 6 четкость и конкретность целей и задач наблюдения; для каждого
наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Наблюдение должно
стимулировать интерес детей , их познавательную активность. Знания полученные детьми
в результате наблюдений за объектами , предметами природы, должны подкрепляться ,
уточнятся, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов
экологической работы с детьми (словесных и практических).
Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы
дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный
иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и
уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С его
помощью можно формировать у детей представления об объектах ,предметах, явлениях
природы, которые в данный момент ( или в данной местности) наблюдать невозможно. В
дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.
Игровое направление активно развивается в экологическом образовании дошкольников.
Можно выделить три основных подхода к игровым методам 6 создание новых игр с
экологическим (природоохранным) содержанием , экологизация традиционных игр и
адаптация народных игр. Предметные игры с использованием природного материала
(шишек, камешков, раковин и т.д.) способствуют развитию мышления ребенка. Например
объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме).
Важно ,чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. Интеллектуальные
игры «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»., у детей вызывают восторг не только
игра, но в подготовке к самой игре. Особое внимание требует создание условий для
самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и
моделирования. В уголке природы создаем коллекцию природных бросовых материалов
для изготовления поделок, на подоконниках высаживаем мини-огород.
Важнейшая форма работы с детьми- это труд в природе. Этот вид деятельности, как
никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания правильного
отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имеют возможность
применить на практике свои знания , приобрести новые , наглядно убедиться в
существовании в природе различных взаимосвязей ( растения , животные и окружающая
среда). У них формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за
живым организмом. Положительные эмоции вызывают у детей занятия рисования,
аппликации, лепки и конструирования , разыгрывания спектаклей на природоведческую
тематику ,чтения художественной литературы – все это способствует формированию у
дошкольников осознанно правильного отношения к природе. Помимо традиционных
форм работы активно используем инновационные формы и методы работы: круглые
столы , тематические выставки ( фотовыставки, выставки рисунков) ,семейные встречи
экологической направленности ( «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади
дерево»), конкурсы семейных талантов ( «Чудо-овощи», «Сохраним елочку», «Птичья
столовая»). При организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо
ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности
детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того
чтобы работа по экологическому образованию продолжалось и дома. Работа с родителями
должна быть постепенным и непрерывным процессом , а экологическая
информация ,которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная
деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству ,
эмоциональному ,психологическому сближению ребенка и взрослого.