Напоминание

Формирование основных ключевых компетенций школьников через блочно-модульное обучение на уроках истории и обществознания


Автор: Лоскутова Любовь Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Сернурская СШ №2"
Населённый пункт: пгт Сернур Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основных ключевых компетенций школьников через блочно-модульное обучение на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Лоскутова Л.А.

учитель истории и обществознания

МОУ «Сернурская СШ №2»

Формирование основных ключевых компетенций школьников через

блочно-модульное обучение на уроках истории и обществознания

Определенной

эпохе,

этапу

развития

общества

соответствуют

конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который

предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за

собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие

формирование модели «нового человека».

Развитие экономики создало

такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь становится

нереальным, поэтому мы, педагоги, испытываем особую потребность в

надёжных педагогических технологиях, способных сделать образование

гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и

повышение качества обучения.

В современной российской школе внедряется профильное обучение, в

рамках

которого

создаются

гуманитарные,

физико-математические,

социально-экономические и другие профильные классы. Их назначение

состоит в обеспечении условий для развития индивидуальных интересов и

склонностей;

формирования

и

совершенствования

ключевых

компетентностей выпускников общеобразовательных школ. Это вызвано

также необходимостью более качественной социализации выпускников,

подготовки их к поступлению в ссузы и вузы. Преподавание в профильных

классах требует серьезного пересмотра сложившейся традиционной системы

обучения.

Несмотря

на

новизну

и

сложность

ситуации

для

учителя

обществознания, необходимо, используя имеющиеся знания, опыт, найти

эффективные методики обучения обществознанию.

Сегодня у учителя есть возможность отобрать и выявить для себя

оптимальный набор современных приемов и методов обучения, адаптировать

их в соответствующие технологии. В ходе работы мне, как и любому

учителю,

пришлось

столкнуться

с

трудностями,

существующими

противоречиями: как в условиях многообразия программ и учебников,

сохранения концентрической модели построения учебного процесса найти

наиболее оптимальные пути обучения школьников обществознанию в

соответствии

с

требованиями

государственного

стандарта,

задачами

развивающего обучения, потребностью применению новых технологий и

целями модернизации образования в целом?

Решить это противоречие, на мой взгляд, помогает блочно-модульная

технология, которая способствует глубокому усвоению базовых знаний

школьного курса и умению анализа и обобщения изучаемого материала.

Я

убеждена в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить

детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности,

работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.

Заставлять

детей

учиться

бесполезно.

Нельзя

наказывать

за

несделанное. Значит, надо организовать учение так, чтобы им учиться

хотелось, а для этого необходимо научить ученика организовывать свою

работу.

Сущность изменений представляемой педагогической деятельности состоит

в следующем:

-содержание деятельности направлено на интеграцию различных

дисциплин гуманитарного цикла с целью подготовки обучающихся к

формированию гражданских ценностей и компетенций в системе

образования;

- в рассматриваемых темах отражаются новые представления о

закономерностях функционирования и общественного развития;

-построение учебной деятельности способствует включению учителей

в активную работу, а не пассивному воспроизведению материала в

виде лекций;

-содержание материала носит проблемный характер и построено на

обсуждении актуальных проблем обществоведческого образования;

-совместная деятельность

нацелена на продуктивность работы в

системе обучения и предполагает в качестве итогового контроля не

только проверку усвоения аспектов содержания, но и применения

полученных знаний и умений на практике.

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и

эффективную учебно-познавательную деятельность, работает в системе

дифференцированного подхода к обучению; происходят индивидуализация

контроля,

самоконтроля,

коррекция,

консультирование.

Ученик

имеет

возможность самореализовываться, и это способствует мотивации учения.

Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта

образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик

должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением:

мотивировать,

организовывать,

координировать,

консультировать,

контролировать.

В педагогической литературе модуль определяется как целевой,

функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и

технологию овладения им.

Модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него

входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство

по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как

программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам

учения,

уровню

самостоятельности,

темпу

учебно-познавательной

деятельности ученика. Только то, что сделано самостоятельно, остается в

памяти надолго и активно развивает мышление. Очень важно то, что

основополагающий принцип - свобода для самостоятельного обучения -

достигается

потому,

что

обучение

ведется

на

уровне

возможностей

обучающегося без интеллектуальных, физических и моральных для него

перегрузок.

Множество модулей предназначенных для изучения относительно

автономной темы образуют блок.

Основным

средством

модульной

технологии

является

сформированная на основе модулей модульная программа.

При

переходе

на

блочно-модульную

технологию

обучения

я

разработала

блочно-модульную

программу

изучения

курса

«Обществознание»

для

социально-гуманитарного

и

социально-

экономического профиля в 10-ых классах, предлагающую объединение

различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Программа

разработана исходя из 3-х часовой нагрузки в неделю.

№п/п

Название блока

Количество уроков

Всего-102

1

Социально-гуманитарные знания и

профессиональная деятельность

7

2

Блок «Человек»

10

3

Блок «Общество»

19

4

Блок «Деятельность»

20

5

Блок «Познание»

23

6

Блок «Личность»

23

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

1.

Четкая организация всего учебного процесса.

2.

Постановка целей , задач обучения для всего блока

3.

Сочетание словесных и наглядных методов

4.

Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной

деятельности

5.

Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное

изложение, взаимоконтроль

6.

Вера учителя в способности ученика

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей.

Система работы по блочно-модульной технологии

Система работы по блочно-модульной технологии строится по

следующим модулям:

Модуль актуализации

Теоретический модуль

Практический модуль

Модуль ошибок

Модуль контроля

Более

подробно

остановлюсь

на

формах

и

методах

работы

применяемых в каждом модуле.

Модуль актуализации. На данном этапе провожу входной контроль

знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности

к работе по новому модулю. Для этого чаще всего использую тестовые

задания (часть А ЕГЭ) или задания части В ЕГЭ )

Теоретический модуль

предполагает устное изложение учителем

основных

вопросов

тем,

раскрытие

узловых

понятий.

Работая

с

теоретическим

модулем

использую

«Технологию

перспективно-

опережающего

обучения

с

использованием

опорных

схем

при

комментируемом управлении (автор С.Н.Лысенкова)» Провожу различного

типа уроки урок - лекция; урок – беседа, урок - диспут; урок – семинар.

Практический модуль. На уроках в режиме данного модуля особое

внимание обращаю на разнообразие форм заданий для самостоятельной

работы учащихся, которые предполагают разные виды познавательной

деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц,

выполнение тестовых заданий, работу с логическими схемами. Задания

подбираю и составляю как на простое репродуктивное воспроизведение

учебного материала, так и на творческую деятельность. Следует отметить,

что для выполнения каждого типа заданий я разработала алгоритмы, т.е.

определенные логические умозаключения, которые помогут ученику лучше

справиться с заданием. Например: при отработке задания С5 ребята

вытягивают карточки с понятиями (5 понятий ,оценка 5), при этом они дают

определение каждому понятию и приводят 2 предложения, характеризующих

данное

понятие.

При

такой

работе

часто

использую

систему

взаимоконтроля, что повышает интерес учащихся к предмету, вырабатывает

потребность знать и повторять пройденный материал. Для работы в системе

и накопления материала учащиеся ведут отдельную тетрадь для задания С5.

Такие задания ориентируют учащихся на работу с различными источниками

знаний: текстами и рисунками, таблицами и схемами, ресурсами Интернета и

цифровыми образовательными ресурсами. Смена видов деятельности, а

также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают

урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам

максимально реализовать себя на уроке.

Практический модуль наиболее эффективен при использовании

новых информационных технологий, технологии проектного и проблемного

обучения. Самый малый ученический проект – это презентация, без которой

сложно представить современный урок. В моей учительской медиатеке на

данный

момент

накоплено

34

презентации

по

истории,

30

по

обществознанию, 18 по праву. Многие из них выполнены учащимися.

Модуль ошибок Уроки модуля ошибок направлены на работу по

предупреждению ошибок, текущую или совместную работу над ошибками.

Урок необычный в том плане, что ребята, изучив теоретическую часть

материала сами составляют задания сознательно допуская ряд ошибок. Более

отработанными в этом плане являются задания части А типа «верны ли

следующие суждения».

Например: Верны ли следующие суждения:

А) самопознание предполагает постижение человеком самого себя,

своих возможностей, устремлений

Б) Самопознание возможно только в условиях полной изоляции

человека от внешнего мира, от общения с другими людьми

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Модуль

контроля

Проведение

уроков

контроля

предполагает

обязательное выполнение учащимися контрольного теста или контрольной

работы, т.е. своеобразный выходной контроль, он должен показать уровень

усвоения модуля. Контрольная работа строится по типам заданий ЕГЭ: это

задания части А (тест), задания части В, задания части С. Особое внимание

уделяю качеству выполнения задания С8, за которое ставлю отдельную

оценку.

Контроль

за работой

над заданием

С8 осуществляю

через

еженедельную проверку тетрадей, в которых ребята выполняют данное

задание. Созданный мной алгоритм работы над заданием С8 способствует

повышению качества выполнения данного вида заданий, что в итоге

продуктивно сказывается на результатах ЕГЭ.

Я

считаю,

что

при

работе

с

любым

модулем

необходимо

осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого

учебного элемента, с целью выявления пробелов.

В случае, если выходной контроль показал низкий уровень усвоения

материала, то модульная программа разработана так, что в конце каждого

блока есть уроки, обычно 2 урока, для подготовки к ЕГЭ. На данных уроках

происходит закрепление, доработка материала и устранение пробелов.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не

просто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы

для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи

и формулирую для учащихся интегрирующую цель, где указывается, что к

концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых,

тщательно

определяю

содержание,

объем

и

последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый

учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия,

задания, тесты, обществоведческие диктанты для учеников.

В-четвертых: определяю необходимость использования

технических средств

Для более эффективной работы по данной технологии веду работу с

технологической картой. Это своеобразный схематический или графический

план образовательной деятельности учителя и учащихся по изучению

определенной темы. Технологическую карту вывешиваю на доску как

алгоритм совместной работы. Приведу пример технологической карты

работы с учебным элементом

Алгоритм работы с заданием В6

1.

Не читая текст

прочитать слова после текста

2.

Понять их смысл

3.

Читаем текст и одновременно вставляем нужные слова

4.

Вычеркиваем их из списка

5.

Записываем ответ

Для правильности оформления ответа целесообразнее

запись вести столбиком

Например:

1.

а

2.

г

3.

а

4.

б

5.

в

Оценка деятельности обучающихся

Самое сложное в школьной жизни – это оценка. Следует помнить, что

сегодня учащиеся получают новую информацию не только на уроке, не

только из учебника, но и из множества других источников. Я пытаюсь

сделать оценку средством развития и воспитания личности, стремлюсь к

тому, чтобы система оценивания обеспечила мотивацию деятельности

школьника, и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку.

Главной задачей является не как отследить результаты, а как сделать

обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим

способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке

заложены определенные наклонности, следовательно, и способности. Для

решения этой задачи ориентируюсь на уровень усвоения учебного материала,

разработанный Бариновой И.И.

1 ступень – усвоение знаний

1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение

2 ступень – понимание

2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать

предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные

данные для определения следствия.

3ступень – понимание

3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых

учебных условиях

4ступень – анализ

4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы

(вычленять

части

из

целого,

устанавливать

причины,

следствия,

взаимосвязи и т.д.)

5 ступень – синтез

5-й

уровень

умение

школьников

комбинировать

элементы,

реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать

новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие

сочинения. Решать проблемы.

6 ступень – оценка

6-й

уровень

умение

школьников

оценивать

значение

факта,

утверждения,

исследовательских

данных.

Умение

оценивать

ответ

товарища и свой ответ.

Что дают модульные уроки?

Мои

выводы

базируются

на

наблюдениях

и

мониторинговых

исследованиях. Анализ информации позволил сделать вывод о том, что на

уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге

положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная

работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности.

Ученикам предоставляется получить индивидуальную консультацию, а

самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить

пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это

способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень

обучения.

Условия реализации изменений

Работая по принципу «Учитель научи ученика так, чтобы потом

самому

у

него

учиться»

я

работаю

по

индивидуальной

программе

самообразования. Основные положения которой включают:

Изучение и выполнение основных положений нормативно-правовых

документов,

касающихся

как

образования

в

целом,

так

и

преподаваемых предметов.

Изучение и внедрение новых образовательных и педагогических

технологий

Изучение деятельности передовых педагогов и внедрение их опыта в

свою работу.

Повышение профессионального мастерства

Публикация и распространение своего опыта работы

Выводы

Блочно - модульная технология обучения обеспечивает каждому учащемуся

достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся

самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе.

Учебный

материал

направлен

на

решение

интегрированной

дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при

индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного

процесса оперируют одинаковыми понятиями.

Учащийся сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае

оно усваивается осознанно и прочно, при этом развивается интеллект,

формируется способность к самообучению, самообразованию, самооргани-

зации, исчезает неуверенность, повышается творческая активность. При

выполнении работ- модулей учащиеся оказываются в положении исследо-

вателя и открывателя. Это, безусловно, вызывает интерес к обществознанию,

повышает

работоспособность

учащихся,

и

сама

работа

выполняется

осознанно, быстрее, продуктивнее.

Уроки по блочно-модульной технологии вызывают у учащихся гораздо

меньшее напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость. Модуль

даёт понимание что делать; как это делать; зачем это делать; когда это нужно

делать.

Данное обучение также делает акцент на "ключевые навыки", которые

необходимы на любом месте при получении дальнейшего образования.

Этими ключевыми навыками являются: навык общения, обществоведческая

грамотность,

способность

решения

проблем,

использование

информационных технологий и способность работы в группе, команде.

Опыт моей работы показал, что данная

технология в процессе

обучения

учащихся

повышает

компетентность

учащихся,

уровень

образовательного процесса, развивают самостоятельную и творческую

способность каждого обучающегося. Блочно-модульная технология - как

здоровье сберегающая технология стимулирует стремление учащихся к

самообразованию.



В раздел образования