Напоминание

"Ранняя профориентация, как освоение труда человека"


Автор: Татаринова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профориентация, как освоение труда человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Татаринова Елена Валерьевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 87»

«Ранняя профориентация, как освоение труда

человека».

Профориентация –

в

настоящее

время

является

важным

направлением

работы

образовательных учреждений.

Педагоги

сходятся

во

мнении,

что

закладывать

мотивацию

необходимо

еще

в

детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на

раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то

можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и

практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего

дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего

будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или

иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в

школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного

внимания этой проблеме.

Причина этому, отсутствующая программа

профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет

даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию

получить,

кем работать после окончания техникума или института,

профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности

семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел

множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация

дошкольников

это

новое,

малоизученное

направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,

направленных

на

выявление

личностных

особенностей,

интересов

и

способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном

выборе

профессии,

наиболее

соответствующих

его

индивидуальным

возможностям.

Детский

сад

является

первой

важной

ступенью

знакомства

дошкольников

с

профессиями,

что

не

только

расширяет

общую

осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у

них

определенный

элементарный

опыт,

способствует

ранней

профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников

к труду нашла достойное место в работах

выдающихся педагогов прошлого. К.Д.

Ушинский рассматривал труд в качестве

высшей

формы

человеческой

деятельности, в которой осуществляется

врожденное человеку стремление быть и

жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно

трудовое

воспитание,

так

как

труд

всегда

был

основой

жизни.

Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с

видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с

профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер

(общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного

обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах

трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении

посильной работы).

Д.

Ушинский

рассматривал

труд

в

качестве

высшей

формы

человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку

стремление быть и жить.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его,

помогает

ему

самоутвердиться.

Именно

поэтому

тема

воспитания

трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Дошкольная

педагогика

подчеркивает

своеобразие

трудовой

деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия

детского труда от труда взрослого человека. Это заключается в следующем:

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении:

в

процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и

умения,

а

навыки,

помогающие

ребенку

стать

независимым,

самостоятельным;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с

игрой: в процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность

взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

-

труд

детей

дошкольного

возраста

носит

ситуативный

и

необязательный характер;

- деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает

участие и помощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют

умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный

характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной

задачи;

- своеобразные мотивы труда дошкольников: стремление получить от

взрослого

положительную

оценку

своих

действий,

самоутвердиться,

вступить в общение со взрослым, а позже осознание общественно значимых

мотивов,

появление

гордости,

удовлетворения

от

самостоятельно

достигнутого результата в труде;

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования

трудовой

деятельности:

отсутствует

рациональность

действий,

экономичность и предвидение итога.

Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него

проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той

или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности

ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в

том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав

ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка.

Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и

дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями,

которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет

стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более

разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем

свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все

закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Раннее начало подготовки

ребенка

к

выбору

будущей

профессии заключается не в

навязывании ребенку того, кем

он должен стать, по мнению

родителей

(потому

что,

например,

многие

в

роду

работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными

видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его

начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных

умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и

оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким

нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную

жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное

место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с

помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и

интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы,

принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема

ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта

трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

-

Не отработана система ознакомления

дошкольников с

миром

профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом

взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный

рынок труда.

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном

направлении.

Работа

по

ранней

профориентации

дошкольников

может

быть

осуществлена

через

совместную

деятельность

педагога

с

детьми

и

самостоятельную

деятельность

детей,

которая

проходит

через

познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход

способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно

развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации

личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на

детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство

детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных

знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к

миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети

получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях,

активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми

обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать

простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности

взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским

вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях

замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического

воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел,

желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это

психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд

способствует

развитию

способностей

ребёнка.

Трудовое

воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми

поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми

гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности -

детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды,

формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания

обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают

регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к

собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к

своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется

эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется

возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является

одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной

работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение

знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности

взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги

используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу

наиболее интересной.

Необходимо в ДОУ внедрять занятия, мероприятия целью и задачами

которых будут являться обобщение знаний о профессиях в процессе

совместной и самостоятельной деятельности, сотрудничество с родителями,

обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами,

развитие

эмоционально-положительного отношения к человеку труда, формирование

представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей,

развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых, -

формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание

взаимосвязи

между

компонентами

трудовой

деятельности,

воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда,

формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим

психологическим

качествам

и

их

развитию. У

ребенка

формируется

эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется

возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является

одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Экспериментальное проведение программы по профориентации и труда

детей дошкольного возраста было осуществлено в подготовительной группе

МБДОУ «Детский сад № 87» г. Нижнего Новгорода по теме: «Тема: «Ранняя

профориентация дошкольников. В мире профессий».

В ходе осуществления данных занятий, предполагается, что у детей

будут сформированы знания по видам профессий, познание значения

трудовой деятельности в жизни человека, расширение знания детей об

особенностях некоторых профессий, формирование у детей обобщенных

представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники

в

трудовой

деятельности

человека,

понимание

взаимосвязи

между

компонентами трудовой деятельности.

Необходимо также отметить, что данная работа с детьми дошкольного

возраста

должна

строиться

в

тесном

общении

и

взаимодействии с

родителями, так как это поможет в том числе повысить компетентность по

вопросам ранней профориентационной работы с ребятами, сформировать

партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений.



В раздел образования