Автор: Татаринова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профориентация, как освоение труда человека"
Раздел: дошкольное образование
Татаринова Елена Валерьевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 87»
«Ранняя профориентация, как освоение труда
человека».
Профориентация –
в
настоящее
время
является
важным
направлением
работы
образовательных учреждений.
Педагоги
сходятся
во
мнении,
что
закладывать
мотивацию
необходимо
еще
в
детском саду.
В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на
раннюю профориентацию дошкольников.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то
можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и
практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего
дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего
будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или
иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в
школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного
внимания этой проблеме.
Причина этому, отсутствующая программа
профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет
даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию
получить,
кем работать после окончания техникума или института,
профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности
семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел
множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация
дошкольников
–
это
новое,
малоизученное
направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленных
на
выявление
личностных
особенностей,
интересов
и
способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе
профессии,
наиболее
соответствующих
его
индивидуальным
возможностям.
Детский
сад
является
первой
важной
ступенью
знакомства
дошкольников
с
профессиями,
что
не
только
расширяет
общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у
них
определенный
элементарный
опыт,
способствует
ранней
профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников
к труду нашла достойное место в работах
выдающихся педагогов прошлого. К.Д.
Ушинский рассматривал труд в качестве
высшей
формы
человеческой
деятельности, в которой осуществляется
врожденное человеку стремление быть и
жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно
трудовое
воспитание,
так
как
труд
всегда
был
основой
жизни.
Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с
видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с
профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер
(общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного
обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах
трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении
посильной работы).
Д.
Ушинский
рассматривал
труд
в
качестве
высшей
формы
человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку
стремление быть и жить.
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его,
помогает
ему
самоутвердиться.
Именно
поэтому
тема
воспитания
трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Дошкольная
педагогика
подчеркивает
своеобразие
трудовой
деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия
детского труда от труда взрослого человека. Это заключается в следующем:
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении:
в
процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и
умения,
а
навыки,
помогающие
ребенку
стать
независимым,
самостоятельным;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с
игрой: в процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность
взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
-
труд
детей
дошкольного
возраста
носит
ситуативный
и
необязательный характер;
- деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает
участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют
умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный
характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной
задачи;
- своеобразные мотивы труда дошкольников: стремление получить от
взрослого
положительную
оценку
своих
действий,
самоутвердиться,
вступить в общение со взрослым, а позже осознание общественно значимых
мотивов,
появление
гордости,
удовлетворения
от
самостоятельно
достигнутого результата в труде;
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования
трудовой
деятельности:
отсутствует
рациональность
действий,
экономичность и предвидение итога.
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него
проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той
или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности
ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в
том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав
ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка.
Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и
дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями,
которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет
стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более
разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем
свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все
закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Раннее начало подготовки
ребенка
к
выбору
будущей
профессии заключается не в
навязывании ребенку того, кем
он должен стать, по мнению
родителей
(потому
что,
например,
многие
в
роду
работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными
видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его
начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных
умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и
оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким
нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную
жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное
место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с
помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и
интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы,
принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема
ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта
трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
-
Не отработана система ознакомления
дошкольников с
миром
профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом
взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный
рынок труда.
Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном
направлении.
Работа
по
ранней
профориентации
дошкольников
может
быть
осуществлена
через
совместную
деятельность
педагога
с
детьми
и
самостоятельную
деятельность
детей,
которая
проходит
через
познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход
способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации
представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно
развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации
личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на
детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство
детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных
знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к
миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети
получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях,
активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми
обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать
простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности
взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским
вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях
замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического
воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел,
желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это
психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд
способствует
развитию
способностей
ребёнка.
Трудовое
воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми
поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми
гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности -
детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды,
формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания
обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают
регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к
собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к
своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется
эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является
одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной
работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение
знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности
взрослых.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги
используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу
наиболее интересной.
Необходимо в ДОУ внедрять занятия, мероприятия целью и задачами
которых будут являться обобщение знаний о профессиях в процессе
совместной и самостоятельной деятельности, сотрудничество с родителями,
обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами,
развитие
эмоционально-положительного отношения к человеку труда, формирование
представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей,
развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых, -
формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание
взаимосвязи
между
компонентами
трудовой
деятельности,
воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда,
формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим
психологическим
качествам
и
их
развитию. У
ребенка
формируется
эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является
одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Экспериментальное проведение программы по профориентации и труда
детей дошкольного возраста было осуществлено в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад № 87» г. Нижнего Новгорода по теме: «Тема: «Ранняя
профориентация дошкольников. В мире профессий».
В ходе осуществления данных занятий, предполагается, что у детей
будут сформированы знания по видам профессий, познание значения
трудовой деятельности в жизни человека, расширение знания детей об
особенностях некоторых профессий, формирование у детей обобщенных
представлений о структуре трудового процесса, о роли современной техники
в
трудовой
деятельности
человека,
понимание
взаимосвязи
между
компонентами трудовой деятельности.
Необходимо также отметить, что данная работа с детьми дошкольного
возраста
должна
строиться
в
тесном
общении
и
взаимодействии с
родителями, так как это поможет в том числе повысить компетентность по
вопросам ранней профориентационной работы с ребятами, сформировать
партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений.