Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
Автор: Муслимова Фирдия Тукаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СШ№5" Населённый пункт: г.Нижневартовск Наименование материала: статья Тема: Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке Раздел: среднее образование
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
Одной
из
актуальных
проблем
в
школе
остается
проблема
повышения
эффективности учебного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение
предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более
эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные
возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества,
постоянное
повышение
требований
к
уровню
общего
образования
обострили
проблему
школьной
неуспеваемости.
Количество
учащихся,
которые
по
различным
причинам
оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную
программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе
обучения,
создает
трудности
для
нормального
развития
ребенка,
так
как,
не
овладев
основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом
знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий,
максимально
повышающие
активность
ребенка,
пробуждающие
у
него
потребность
в
познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы
особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального
развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической
(в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию
системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по
следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
Педагогическая запущенность.
Частые заболевания.
Пропуски занятий.
Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
1 . Основными причинами слабых знаний учащихся являются недостаточное развитие
умственной деятельности, низкий уровень знаний, учебных умений, мотивации. Данные
причины пробелов в знаниях позволяют выделить два типа слабоуспевающих учеников: со
слабо
сформированными
интеллектуальными
умениями
и
не
мотивированным
отношением к учебе.
2 . Методика
организации
работы
со
слабоуспевающими
учениками
удовлетворяет
следующим
требованиям:
создание
фонда
базовых
знаний
на
основе
федерального
компонента государственного стандарта; создание развивающей среды; стимулирование
деятельности обучаемых посредством воспитательных воздействий; создание ситуации
успеха; учет индивидуальных особенностей слабоуспевающих учащихся.
3. Индивидуализация обучения слабоуспевающих учеников, способствующая повышению
качества их обучения реализуется двумя путями:
1) дифференциация учебно-познавательной деятельности учеников по методам, средствам,
формам обучения с учетом их индивидуальных особенностей;
2) выстраивание траектории обучения каждого ученика посредством индивидуальных
программ обучения-коррекции.
4. Основные виды учебной деятельности
слабоуспевающих учащихся организуются с
учетом их возможностей через методы, приемы, средства и формы в зависимости от типа,
содержания и этапа урока.
5.
Совместная
деятельность
учителя
и
ученика
по
конструированию
и
реализации
индивидуальных
программ
обучения-коррекции
различных
типов
слабоуспевающих
учеников включает следующие этапы:
1) диагностика индивидуальных достижений и причин слабых знаний учеников с целью
выделения
типологических
групп
(сильные,
средние,
слабые)
и
установления
типов
слабоуспевающих учеников (со слабо сформированными интеллектуальными умениями
или неправильным отношением к учебе) учителем;
2)
разработка
учителем
разнообразных
по
виду,
сложности,
характеру
планируемой
деятельности
заданий;
самоопределение
ученика
в
выборе
творческих
заданий,
определение уровня сложности усвоения учебного материала;
3) планирование учителем работы с различными типами учеников и учет их личных
достижений; реализация школьниками программ обучения-коррекции и осуществление
рефлексии своей деятельности.
5. Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими обучающимися и
их родителями.
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими
детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать
новые
образовательные
технологии,
инновационные
формы
и
методы
обучения:
личностно
–
ориентированный
подход
(обучение
строить
с
учетом
развитости
индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и
разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать
индивидуально-групповую
работу,
применяя
дифференцированные
тренировочные
задания,
инвариантные
практические
работы,
дифференцированные
проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для
учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать
на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При
опросе
слабоуспевающим
школьникам
дается
примерный
план
ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к
ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и
пр.
Ученикам
задаются
наводящие
вопросы,
помогающие
последовательно
излагать
материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик
отсутствовал по той или иной причине.
В
ходе
опроса
и
при
анализе
его
результатов
обеспечивается
атмосфера
доброжелательности.
В
процессе
изучения
нового
материала
внимание
слабоуспевающих
учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель
чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного
материала,
стимулирует
вопросы
учеников
при
затруднениях
в
усвоении
нового
материала.
В
ходе
самостоятельной
работы
на
уроке
слабоуспевающим
школьникам
даются
задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в
письменных
работах:
отмечаются
положительные
моменты
в
их
работе
для
стимулирования
новых
усилий,
отмечаются
типичные
затруднения
в
работе
и
указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием
самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются
задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о
порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при
необходимости)
карточки-консультации,
даются
задания
по
повторению
материала,
который
потребуется
для
изучения
новой
темы.
Объем
домашних
заданий
рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы учителя русского языка со слабоуспевающими учащимися по
подготовке к сдаче ГИА по русскому языку
№
Мероприятия
Дата
1
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса с целью
выявления пробелов в знаниях учащихся /входной контроль/
Сентябрь
2
Использовать дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке.
В течение
учебного года
3
Использовать на уроках различные виды опроса /устный, письменный,
индивидуальный/
В течение
учебного года
4 Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих
В течение
учебного года
5 Тренировка учащихся в заполнении бланков ГИА
В течение
учебного года