Напоминание

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке


Автор: Муслимова Фирдия Тукаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№5"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
Раздел: среднее образование





Назад





Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально повышающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
 низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития  отсутствие познавательного интереса  не сформированы элементарные организационные навыки  учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения  нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника  дети, в основном, из асоциальных семей  отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся  частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:
 Педагогическая запущенность.  Частые заболевания.  Пропуски занятий.  Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. 1 . Основными причинами слабых знаний учащихся являются недостаточное развитие умственной деятельности, низкий уровень знаний, учебных умений, мотивации. Данные причины пробелов в знаниях позволяют выделить два типа слабоуспевающих учеников: со слабо сформированными интеллектуальными умениями и не мотивированным отношением к учебе. 2 . Методика организации работы со слабоуспевающими учениками удовлетворяет следующим требованиям: создание фонда базовых знаний на основе федерального компонента государственного стандарта; создание развивающей среды; стимулирование
деятельности обучаемых посредством воспитательных воздействий; создание ситуации успеха; учет индивидуальных особенностей слабоуспевающих учащихся. 3. Индивидуализация обучения слабоуспевающих учеников, способствующая повышению качества их обучения реализуется двумя путями: 1) дифференциация учебно-познавательной деятельности учеников по методам, средствам, формам обучения с учетом их индивидуальных особенностей; 2) выстраивание траектории обучения каждого ученика посредством индивидуальных программ обучения-коррекции. 4. Основные виды учебной деятельности слабоуспевающих учащихся организуются с учетом их возможностей через методы, приемы, средства и формы в зависимости от типа, содержания и этапа урока. 5. Совместная деятельность учителя и ученика по конструированию и реализации индивидуальных программ обучения-коррекции различных типов слабоуспевающих учеников включает следующие этапы: 1) диагностика индивидуальных достижений и причин слабых знаний учеников с целью выделения типологических групп (сильные, средние, слабые) и установления типов слабоуспевающих учеников (со слабо сформированными интеллектуальными умениями или неправильным отношением к учебе) учителем; 2) разработка учителем разнообразных по виду, сложности, характеру планируемой деятельности заданий; самоопределение ученика в выборе творческих заданий, определение уровня сложности усвоения учебного материала; 3) планирование учителем работы с различными типами учеников и учет их личных достижений; реализация школьниками программ обучения-коррекции и осуществление рефлексии своей деятельности. 5. Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими обучающимися и их родителями.
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими

детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
План работы учителя русского языка со слабоуспевающими учащимися по

подготовке к сдаче ГИА по русскому языку



Мероприятия

Дата
1 Проведение контрольного среза знаний учащихся класса с целью выявления пробелов в знаниях учащихся /входной контроль/ Сентябрь 2 Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке. В течение учебного года 3 Использовать на уроках различные виды опроса /устный, письменный, индивидуальный/ В течение учебного года 4 Проводить дополнительные занятия для слабоуспевающих В течение учебного года 5 Тренировка учащихся в заполнении бланков ГИА В течение учебного года


В раздел образования