Автор: Яновская Людмила Александровна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ КК Краснодарское хореографическое училище
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ включая экономику и право
Тема: Методическая рекомендация
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарское хореографическое училище»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КУРСУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
Автор: Яновская Людмила Александровна
Преподаватель
ГБПОУ КК Краснодарское хореографическое училище
Цели
и
задачи
методического
указания
по
курсу
«Обществознание»направлены
на
реализацию
структурной
обществоведческой дисциплины. Этот курс является интегративным –
включает знания из ряда другихотраслей науки (философии, антропологии,
психологии, социологии, культурологии, экономики, политологии, права).
Настоящее
пособие
предназначено
для
преподавателей
обществознания. Оно опирается на опыт преподавания этого курса. При
разработке пособия использована современная научная литература. Задача
пособия оказать помощь в подготовке к каждой теме курса.
Разработчик:
Яновская
Людмила
Александровна,
преподаватель
ГБПОУ
КК
Краснодарское хореографическое училище
.
Раздел 1.
Начала философских и психологических знаний о человеке и
обществе (31час)
Тема 1.1. Введение
План лекции:
1.Социальные науки. Специфика объекта их изучения
2.Методы исследования
3.Значимость социального знания
Методические рекомендации к уроку:
Вводный
характер
урока
предопределяет
такую
педагогическую
задачу,
как
создание
соответствующей
мотивационной
установки
на
овладение предметом для того чтобы уже на первых уроках у учащихся
появилось
чувство
осознания
необходимости
овладения
им,
и
заинтересованность представленной проблематикой.
Следует дать понятие об объекте и субъекте социального знания, а так
же о методах исследования социальных наук
Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать
специальные задания, в том числе тестового характера.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Тема1.2.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
План лекции:
1.Философские представления о социальных качествах человека
2. Проблема познаваемости мира.
3.
Социализация личности. Свобода как условие самореализации
личности.
План практических занятий:
На основании материала учебника ответить на вопросы:
1.Почему термин «социальные животные» считается условным?
2.В чем состоит отличие общественных животных от человеческого
общества?
3.Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное
поведение. Ценности и нормы.
4.Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны
самого человека и внешние – со стороны общества).
Методические рекомендации к уроку:
Предметом изучения данной темы является многообразие проявлений
человека.
Вынесенные в название темы понятия относятся к числу сложных,
комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое
нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти
понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.
В процессе изучения курса учащимся предстоит не только расширить,
но и углубить знания об уникальности каждого человека, о возможностях
индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в
человеке, существенных признаках человека, отличающих его от других
живых существ.
Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать
специальные задания, в том числе тестового характера.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Тема 1.3. Общество как сложная система
План лекции:
1.Представление об обществе как системе. Общество как сложная
динамическая система.
2.Подсистемы и элементы общества.
3.Основные институты общества, их функции.
4.Специфика общественных отношений.
План практических занятий:
1.Заполнить таблицу, сопоставив современные представления об
обществе и природе.
2.Разделитесь на группы, каждая из которых должна представлять один
из
институтов
общества.
Попробуйте
доказать
значимость
данного
института. Что бы произошло, если бы этого института не было?
Методические рекомендации к уроку:
Сложность определения понятия «общество» связана с его предельной
обобщенностью,
а
также
с
многозначностью.
Этими
особенностями
объясняется наличие множества определений данного понятия. Различия в
подходах
обусловлены
также
разницей
в
концептуальных
позициях
исследователей.
Обращаясь к анализу структуры общества следует указать, что
возможны разные подходы к выделению основных элементов и подсистем
общества. Так, в ряде случаев общество рассматривается как совокупность
социальных групп, социальных институтов и организаций, социальных ролей
и ценностей (можно отметить, что каждый из этих элементов более подробно
будет рассмотрен на последующих занятиях). В тех случаях, когда
выявляются
сложные
общественные
связи —
причинно-следственные,
иерархические, на первый план выдвигаются подсистемы — сферы жизни
общества. Обычно выделяют четыре основные сферы: экономическую,
социальную, политическую и духовную.
Приступая к изучению политических институтов следует выявить их
взаимосвязь с уже известными сферами общественной жизни, определить
какие функции они выполняют в обществе и какие социальные роли
выполняют в них люди.
Заключительный вопрос темы направлен на прояснение некоторых
методологических аспектов познания общественных явлений. Центральная
проблема здесь соотношение объективного характера знаний и субъективной
интерпретации их исследователем. Учитывая, что в начале изучения курса
возможны лишь первые подступы к данной проблеме, следует ограничиться
краткими разъяснениями дав ответы на следующие вопросы: 1. Что
выступает целью познания мира? 2. В чем принципиальное различие в
явлениях природы и общества?
Для закрепления и проверки знаний учащихся полезно использовать
специальные задания, в том числе тестового характера.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Раздел2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
(17 часов)
Тема2.1. Духовная культура личности и общества
1.Понятие о культуре.
2.Культура народная, массовая и элитарная.
3. Экранная культура – продукт информационного общества.
4.
Особенности
молодежной
субкультуры.
Проблемы
духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде.
5. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных
ориентиров.
Практические занятия
1.Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть
его идеология. Обоснуйте свою позицию.
2. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и
детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках
освоения «массовой культуры»?
Методические рекомендации к уроку:
Рассмотрение духовного производства проводится путем сравнения его
с материальным. Начать целесообразно с вопросов: 1. Что такое творческая
деятельность? 2. В чем ее особенности?
Нуждается в пояснениях краткая, но неполная формула: духовное
производство — это производство идей, а материальное — это производство
вещей. Полный перечень продуктов духовного производства; кроме идей,
они включают в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут
принимать форму научных, философских, художественных произведений.
Иными словами, духовное производство — это научное и художественное
творчество, философия, т. е. создание научных знаний, художественных
образов, философских идей.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Тема2.2. Наука и образование в современном мире
План лекции:
1 Понятие науки. История возникновения науки
2. Тенденции развития современной науки. Какие области научных
знаний существуют?
3.Образование как способ передачи знаний и опыта.
4. Система образования в Российской Федерации. Государственные
гарантии в получении образования.
5.Общее и профессиональное и дополнительное образование.
Практические занятия
1.На
основании
изученного
материала
заполнить
таблицу
характеризующую особенность естественных и социально-гуманитарных
наук.
2.Роль образования в жизни современного человека и общества.
Ключевые слова и понятия
Наука, естественные, гуманитарные, социальные, технические науки;
Образование,
функции образования,
Непрерывное образование,
Общее,
профессиональное и дополнительное образование
Методические рекомендации к уроку:
Изучая данную тему необходимо обратить внимание учащихся на
особенность становления современного научного знания и особенности
науки на современном этапе.
Обращаясь к вопросу образования следует отметить связь науки и
образования,
дать
представление
о
современном
состоянии
системы
образования в Российской Федерации. Отметить непрерывность системы
образования и государственные гарантии получения образования в нашей
стране.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной
культуры
План лекции:
1. Основные принципы и нормы морали.
2.Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный
идеал.
3.Искусство и его роль в жизни людей. Чем оно отличается от других
видов деятельности человека
4. Религия. Структура и функции религии
5.Мировые религии история и современность
Практические занятия
1. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет
воспитание?
2. Заполнить таблицу «Виды, стили искусства».
Ключевые слова и понятия
Религия.
Конфессия. Религиозность. Свобода совести. Догматика.
Ритуал. Культ. Мировые религии. Атеизм. Структура религии. Религиозные
организации.
Церковь.
Секта.
Функции
религии.
Мораль.
Этика.
Нравственныйимператив. Нравственный идеал. Аксиология. Нравственные
ценности инормы. Пороки. Этика. Аморализм. Совесть. Эвдемонизм.
Танатология. Гуманистические нормы и ценности.
Методические рекомендации к уроку:
Процесс духовного потребления является в определенной мере и
процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей
зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов.
Искусство
использует
различные
средства
условности —
знаки,
символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в
нем
имеется
элемент
недосказанности.
Человек,
воспринимающий
произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и
переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
О.Ф.Лобазова. Религоведение М.2016.
Обществознание. 100 экз. ответов. Ростов-на-Дону 2017 г.
Драга Г.В. Культурология в вопросах и ответах М. 1997.
Раздел 3.Социальные отношения
Тема 3.1.Социальная роль и стратификация
План лекции:
1.Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
2.Социальная стратификация.
3.Соотношение личностного «Я» и социальной роли.
Практические занятия
1Социальная мобильность.
2.Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
3.Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Ключевые слова и понятия
Личность.
Агенты
социализации.
Первичная
и
вторичная
социализация. Возрастные кризисы. Социальный барьер. Социальныйфильтр.
Социальный
состав,
социальные
группы:
фиксированные
и
нефиксированные, большие, средние, малые, первичные и вторичные,
формальные
и
неформальные,
страта,
реальные
и
социальные,
интерактивные
и
номинальные,
референтные
группы,
агрегаты
(квазигруппы), трибальные группы (племя, род), страна, класс, рабство,
каста, сословие.титул, социальная стратификация, социальное неравенство,
социальная
дифференциация,
экономическое
расслоение,
политическая
дифференциация, профессиональная дифференциация.
Методические рекомендации к уроку:
Научить
характеризовать
разновидности
социальных
групп;-
анализировать
положение
людей,
принадлежащих
копределенному
социальному страту, распознавать страты и уметь их характеризовать.
Охарактеризовать
виды
социальной
мобильности,
-анализировать
конкретные
ситуации,
способствующие
социальному
продвижению
личности.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
Социология в вопросах и ответах (под ред. Бондаренко О.В.) Ростов-
на-Дону 2016 г.
М.С. Комаров. Введение в социологию М.2018.
П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество 2014.
Тема 3.2.
Социальные нормы и конфликты
План лекции:
1.Виды социальных норм и санкций.
2.Девиантное поведение, его формы, проявления.
3 Понятие социального конфликта. Причины и истоки возникновения
социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
Практические занятия
1.Социальный контроль. Самоконтроль.
2.
На
основании
изученного
материала
выявить позитивное
и
деструктивное в социальном конфликте.
Ключевые слова и понятия
Девиантное
и
делинквентное
поведение.
Конфликт.
Регрессивныедвижения. Употические движения. Социальный конфликт,
конфликтология, стадии конфликта, пути разрешения конфликта, ранг,
оппоненты, свидетели. Посредники, подстрекатели, пособники, инцидент,
эскалация,
консенсус,
протест,
социальные
движения,
социальная
напряжённость, противоречие,
сопротивление, открытый и пассивный
протест, скрытый активный протест.
Методические рекомендации к уроку:
Данная тема показывает учащимся, что жизнь и деятельность людей,
их поведение регулируются социальными нормами, которые дают ответ на
вопросы: что следует делать? Чего делать нельзя? Как себя вести? В процессе
изучения темы раскрываются последствия для человека и общества
негативного отклонения от норм.
При изучении норм важно подчеркнуть их социальное значение. Это
требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения людей. Они
возникли
в
обществе
из
объективной
потребности
в
упорядочении
общественных отношений.
Отклоняющееся
(или,
как
его
чаще
называют
в
науке,
девиантное) поведение — целесообразно начать с определений. Из перечня
примеров отклонений видно, что социальные последствия отклонений от
норм могут быть различными. Отсюда и различные санкции, применяемые к
совершающим нежелательные действия.
Дать учащимся социологическое и правовое понимание преступности и
проанализировать его. Социальный аспект преступности— вред, наносимый
обществу, государству или личности, а также социальные причины,
порождающие преступность.
Пояснять сущность социальной напряжённости в обществе,-характеризовать
протестные формы поведения людей.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
Социология в вопросах и ответах (под ред. Бондаренко О.В.) Ростов-
на-Дону 2016 г.
М.С. Комаров. Введение в социологию М.2018.
П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество 2014.
Тема 3.3.Важнейшие социальные общности и группы
План лекции:
1.
Социальные группы и общности в современной России
2.
Демографические, профессиональные, поселенческие и иные
группы.
3.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
4.
Межнациональные отношения
Практические занятия
1.Молодежь
как
социальная
группа.
Особенности
молодежной
политики в Российской Федерации.
2.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
3.Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Ключевые слова и понятия
Социальная группа. Первичная группа. Межличностные отношения.
Направленность личности. Социальная цель. Профессия. Социальный
контроль. Семья, специфические и неспецифические функции семьи,
нуклеарная и расширенная семья, гражданский брак, семейное кодекс.
Этносы, род, клан, племя, нация, национальное самосознание, национальный
вопрос,
народность,
типы
межнациональных
конфликтов,
принципы
политики в области национальных отношений национальная политика,
эндогамная семья, расизм, национализм Поколение, молодёжь, молодёжная
субкультура.
Методические рекомендации к уроку:
В процессе изучения темы научить учащихся характеризовать типы
социальной структуры, высказывать аргументы в поддержку той или иной
точки зрения по теме, анализировать поступки людей, используя научные
знания о социальном взаимодействии.
Пояснять сущность брака как социального института общества,-уметь
анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов, -знать
основные понятия по теме.
Разъяснять
сущность
и
причины
межнациональных
конфликтов,-
анализировать
информацию,
полученную
из
СМИ,
-характеризовать
гуманистические принципы при решении национального конфликта. уметь
объяснять причины молодёжных проблем, - характеризовать собенности
молодёжной субкультуры.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
Социология в вопросах и ответах (под ред. Бондаренко О.В.) Ростов-
на-Дону 2016 г.
М.С. Комаров. Введение в социологию М.2018.
П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество 2014.
Раздел 4. Политика как общественное явление (27 часов)
План лекции:
1.Политика
как
общественное
явление
Понятие
власти.
Типы
общественной власти.
2.Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и
внешние функции государства.
3.Понятие политических режимов
Практические занятия
1.Политическая система, ее внутренняя структура. Политические
институты.
2.Государство как политический институт
3.Типология политических режимов.
Ключевые слова и понятия.
Политическая
власть.
Государственная
власть.
Легетимность
политической
власти.
Политическая
система
общества.
Политический
режим: демократический,
авторитарный,
тоталитарный.
Гражданин.
Конституционныйстатус личности. Гражданство. Политическое участие.
Избирательное право. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная
избирательные системы. Референдум. Плебесцит. Государство. Унитарное,
федеративное, конфедеративное государство. Единство государственной
власти.
Разделение ветвей государственной власти.
Формы правления.
Республика.
Монархия.
Президентская
республика.
Парламентская
республика.
Полупрезидентская
республика.
Политическая
партия.
«Кадровая
партия».
«Массовая
партия»
Однопартийная
система.
Двухпартийная система. Многопартийная система.
Методические рекомендации к уроку:
В процессе изучения этой темы рассматривается важнейший путь
воздействия
на
общество —
использование
политической
власти.
Политическая
деятельность
и
выступает
здесь
как
деятельность,
направленная на использование власти для достижения определенных
целей —
изменения
или
сохранения
существующего
общественного
устройства.
Политика рассматривается в этой подтеме как деятельность, в которой
проявляются основные структурные элементы любой деятельности (объекты
и субъекты,
цели, средства,
действия,
результаты). Дать понимание
особенностей политической деятельности — основная задача.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
Борцов Ю.С. Политология в вопросах и в ответах М.2019.
Тема 4.2Участники политического процесса
План лекции:
1.Личность и государство
2.Политический статус личности. Политическое лидерство. Лидеры и
ведомые.
3.Гражданское общество и государство
4.Политические партии и движения, их классификация.
Практические занятия
1.Политическая элита, особенности ее формирования в современной
России.
2.Законодательное регулирование деятельности партий в Российской
Федерации.
Методические рекомендации к уроку:
Разъясняя
эту
тему
необходимо
воспроизвести
характеристики
социальных
групп,
общественных
объединений,
элит,
исторических
личностей, которые были усвоены ранее.
Учащимся предлагается привести примеры, как социальные группы
стремятся
удовлетворить
свои
интересы,
используя
имеющуюся
государственную власть или оказывая на нее влияние.
Затем они отвечают на вопрос: какова роль политических организаций?
Возвращаясь к материалу предыдущих уроков (см.: «Социальные
группы, общественные объединения»), важно обратить внимание на то, что
одни
организации
предназначены
непосредственно
для
участия
в
политической жизни (государство, партии), другие же созданы для иных
целей, но также могут стать субъектами политического процесса, если
попытаются
решать
свои
задачи,
используя
политическую
власть.
Политические элиты также характеризуются с опорой на знания, полученные
на предшествующих уроках.
Личности
как
субъекты
политики
предстают
на
уроке
и
как
выдающиеся политические, государственные деятели
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
Борцов Ю.С. Политология в вопросах и в ответах М.2019.
Раздел 5.Экономика (33 часа)
План лекции:
1.Понятие экономики
2.Экономика потребителя. Уровень жизни и доход
Практические занятия
1.Типы
экономических
систем:
традиционная,
централизованная
(командная) и рыночная экономика.
2.Потребительская корзина
3.Заработная плата
Ключевые слова и понятия
Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство.
Рента. Заработная плата. Процент. Прибыль.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
О.Ю.Мамедов. Современная экономика М. 2017.
Тема 5.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
План лекции:
1.Понятие рынка.
2.Спрос. Факторы спроса.
3.Предложение. Факторы предложения.
4.Рыночное равновесие.
5.Соотношение государства и экономики
Практические занятия
1.Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная
конкуренция
2.Бюджет государства
3.Налоги и налоговая политика
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
О.Ю.Мамедов. Современная экономика М. 2017
Тема 5.3 ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и
безработица. Деньги, банки, инфляция
План лекции:
1.Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
2. Рынок труда, занятость и безработица
3.Основы денежной политики государства. Банковская система
Практические занятия
1.Товар и деньги
2.Рынок денег. Денежное обращение.
Ключевые слова и понятия
Факторы
современного
производства:
интеллектуальной,
научно-
технический,
энергетический,
экологический.
Принципы
рыночной
экономики.
Рынок.
Рыночная инфраструктура. Классификация рынков.
Достоинства и недостатки рыночной экономики. Прибыль. Валовая и чистая
прибыль. Дивиденд. Рентабельность. Налоги. Функции налогов. Аудит.
Формы
безработицы:
фрикционная,
структурная,
циклическая.
Официальная и скрытая безработица.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
О.Ю.Мамедов. Современная экономика М. 2017
Тема 5.4 Основные проблемы экономики России. Элементы
международной экономики
План лекции:
1.Становление современной рыночной экономики России.
2.Государственная политика в области международной торговли.
Практические занятия
1.Особенности современной экономики России, ее экономические
институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов.
2.Изучить изменения курса валют за предшествующий год
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
О.Ю.Мамедов. Современная экономика М. 2017
Раздел 6. Право (36 часов)
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
План лекции:
1.Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения
права в современном обществе.
2.Право в системе социальных норм.
3.Основные правовые институты, отрасли права. Частное и публичное
право. Основные формы права.
4.Правовые отношения и их структура.
Практические занятия
1.Правовые и моральные нормы.
2.Нормативные правовые акты и их характеристика.
3.Правомерное и противоправное поведение.
4. Сопоставьте известные вам правила морали, права, религиозные и
политические нормы. Какой вывод вы могли бы сделать?
Ключевые слова и понятия
Система права, отрасли права. Институт права, нормы права и их
классификация, гипотеза, диспозиция, санкция. Правотворчество и его
функции, законотворчество и его стадии, правоотношения и его признаки,
структура правового отношения, юридический факт, события и действия,
правомерность
и
неправомерность,
объект,
субъект
и
содержание
правоотношения, правоспособность, дееспособность. Деликтоспособность,
юридическая обязанность.
Правомерное поведение, правонарушение и его признаки, состав
правонарушения,
объект
правонарушения,
субъект
правонарушения,
объективная и субъективная стороны правонарушения, мотив, вина и её
формы, преступления, проступки и их виды, юридическая ответственность и
её признаки, виды юридической ответственности,
Методические рекомендации к уроку:
В процессе изучения темы необходимо разъяснять сущность правовой
системы и системы права, иерархию соподчинения нормативно-правовых
актов и действия закона во времени, пространстве и по кругу лиц. объяснять
функции правотворчества, -характеризовать правовых отношений. уметь
характеризовать правосознание и его виды, -отличать правовую идеологию и
правовую психологию, -объяснять формы правового воспитания.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Обществознание 100 экзаменационных ответов. Ростов-на-Дону 2018 г.
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
План лекции:
1 Конституционное право как отрасль российского права
2.Система
государственных
органов
Российской
Федерации.
3.Законодательная власть.
4.Права и обязанности граждан в РФ согласно Конституции РФ
Практические занятия
1.Исполнительная
власть.
Институт
президентства.
Местное
самоуправление.
2.Правоохранительные
органы
Российской
Федерации.
Судебная
система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
3.Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Ключевые слова и понятия
Конституционный строй. Конституционные права и свободы личности.
Гражданские (личные) права. Политические права. Социально-
экономические права. Права ребенка. Гражданское общество. Правовое
государство.
Преступление.
Прямой умысел,
Косвенный умысел.
Уголовная
ответственность.
Состав
преступления.
Уголовное
законодательство.
Административный проступок. Правоохранительные
органы.
Методические рекомендации к уроку:
Изучив данную тему учащиеся должны-уметь характеризовать основы
конституционного строя в России, уметь сопоставлять свои действия с
позициями гражданского права и грамотно их оценивать, учиться защищать
свои личные имущественные и неимущественные права.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Тема 6.3. Отрасли российского права
План лекции:
1.Гражданское право и гражданские правоотношения
2.Семейное право и семейные правоотношения
3.Правовое регулирование образования
4.Трудовое право и трудовые правоотношения
5.Административное и уголовное право
Практические занятия
1.Понятие физического и юридического лица.
2.Гражданско-правовые договоры.
3.Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и
обязанности супругов. Брачный договор.
4.Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.
Ключевые слова и понятия
Административное
право,
административное
правонарушение
,
административная ответственность, административное наказание , его виды
и правила наложения
Семейное право, условия вступления в брак и расторжение его, права и
обязанности супругов, права и обязанности детей и родителей, опека и
попечительство.
Трудовое право и его источники. Коллективный договор, трудовой
договор, трудовые правоотношения. Рабочее время, оплата труда и её виды.
Уголовные правоотношения, уголовное право. УКРФ.
Методические рекомендации к уроку:
В процессе изучения данной темы учащиеся должны знать, что из себя
представляют
административные
правонарушения,
уметь
соотносить
административное правонарушение, административную ответственность и
административное наказание, знать условия заключения и расторжения
брака,
характеризовать
обязанности
супругов,
детей
и
родителей,
характеризовать трудовое право как отрасль, знать условия заключения и
прекращения
трудового
договора,
знать
основные
нормы
правового
регулирования трудовых отношений, характеризовать уголовное право как
отрасль, уметь соотносить противоправные действия и наказание за их
совершение, уметь анализировать, предложенные факты в соответствии с
российским законодательством, анализировать предложенные учителем
факты в соответствии с нормами экологического права.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.
Тема 6.4. Международное право
План лекции:
1.
Понятие международного права.
2.
Международное гуманитарное право.
Основная литература:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2018
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2018
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2017.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11
кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И.
Аверьянова. – М., 2015.