Автор: Буторина Наталия Аркадьевна
Должность: преподаватель дши
Учебное заведение: МАУДО ДШИ г.Белоярский класс в поселке Сорум
Населённый пункт: п.Сорум
Наименование материала: методическое пособие для преподавателей ДМШ, ДШИ
Тема: Психология художественного творчества
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие для преподавателей ДШИ
«Сущность понятий «методика», «технология», их
иерархия и соподчиненность».
«Психология художественного творчества»
выполнила преподаватель
муниципального автономного учреждения дополнительного образования в области культуры
Белоярского района «Детская школа искусств г.Белоярский» (класс в поселке Сорум)
Буторина Наталия Аркадьевна
2020г.
План
1.Введение
2.Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия и
соподчиненность.
3.Принципы выявления одаренных детей
4.Карта одаренности А.И. Савенкова
5.Анкета для родителей
6.
Таблица результатов, выводы.
7.Список использованной литературы
Введение
В современных вузах при подготовке социальных педагогов, практических
психологов и социальных работников введен курс «Методика и технология
работы социального педагога». Осваивая любую профессиональную
деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом
деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем.
Познакомившись с особенностями науки, изучив содержание социальной
педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается
перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким
образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие
вопросы дают ответы понятия «методика» и «технология».
Социальная педагогика как наука имеет предмет, объект, методологию
(учение о научном методе познания, совокупность методов, применяемых в
науке). Методика является составной частью методологии.
Методика:1) отрасль социально-педагогических знаний; изучает
адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-
педагогических и воспитательных; 2) совокупность форм, средств, методов,
приемов социальной педагогической деятельности.
Основные задачи методики работы социального педагога:
1.разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов
организации социально-педагогической работы с различными категориями
населения;
2.разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов,
которые помогут социальному педагогу овладеть искусством помощи детям;
3.разработка механизмов изучения, анализа, внедрения отечественного и
зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику
профессиональной деятельности.
Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания
включает два основных компонента:
1) диагностический - обобщение и осмысление конкретного социально
опыта; апробация оваций, то есть определение факта новаторства и условий
его распространения; описание и накопление ценной методической
информации;
2) конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в
массовой социально практике, то есть подготовка рекомендаций для
социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация
адекватных форм и методов социально работы; определение перспектив и
технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие
индивидуального творчества каждого социального педагога.
Назначение методики работы социального педагога можно
охарактеризовать тремя признаками:
- определение цели социальной работы;
- определение способов решения проблемы клиента;
- определение характера взаимоотношений социального педагога и
подопечных.
Методика в самом общем виде представ¬ляет собой совокупность
методов, приемов и средств целесооб¬разного проведения какой-либо
работы.
Понятие метода имеет очень широкое применение. Социальная педагогика
является отраслью педагогики, поэтому при определении методов
социально-педагогической деятельности необходимо опираться на
традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике и
учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и
взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
В поле зрения социального педагога находится ребенок и окружающая его
социальная среда, и именно социальный педагог помогает решению
проблем ребенка в процессе его социализа¬ции. Социальный педагог
может работать непосредственно с ребёнком или же опосредованно - через
семью, друзей, детский коллектив - воздействуя на ребёнка. Он может
решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с
ребёнком в течение длительного времени. С помощью методов социальный
педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание,
поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его
социальную среду.
Методы - это способы взаимосвязанной деятельности соци¬ального
педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного
социального опыта, содействующего социализации или реабилитации
ребенка. Кроме метода в социально - педагогической деятельности широко
используются понятия «прием» и «средство». Прием - частное выражение
метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный,
подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно
рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием)
понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность
отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются
теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку
последние сами в определенных обстоятель¬ствах могут выступать
средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных,
интеллектуальных и других условий, которые используются социальным
педагогом для достижения поставленной цели.
Технология– система знаний о способах и средствах обработки и
качественного преобразования объекта. Технологии подразделяются на:
1)Социальные - система знаний о способах преобразования и регулирования
социальных отношений и процессов, а также сама практика
алгоритмического применения.
2)Социально-педагогическое - обоснование (описание) этапов, методов и
средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих
достижение определенного результата; оптимальная последовательность
деятельности, направленная на достижение определенной педагогической
цели.
3)Педагогическая - это совокупность основных методов, действий, операций
и процедур, обеспечивающих получение прогнозируемого результата.
Виды: 1) метатехнологии - технологии по организации другой деятельности
(например, технического непрерывного образования, техника борьбы с
преступностью); 2) мактотехно-реализация политики в рамках ведомств
социальных институтов отдельной области (например, технического
профильного образования); 3) модульно-локальные-технологии,
охватывающие отдельные части воспитательного процесса определенного
учреждения (например, технология проведения благотворительных акций,
организации воспитательных мероприятий; 4) микротехнологии-
индивидуальное взаимодействие с конкретным человеком (например,
технологической диагностики личности, тренинги.
Любую научно и практически обоснованную техно¬логию отличают
следующие три обязательных признака:
• разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
• координированное и поэтапное выполнение действий, направ¬ленных на
достижение искомого результата (цели);
• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и
операций, что является непременным и решающим условием достижения
результатов, адекватных поставленной цели;
Классификация: По степени новизны различают традиционные (технологии
прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).
По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального
педагога различают консультативные, посреднические, игровые,
психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения
тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования,
моделирования, экспертизы, управления и т.д.
По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-
педагогической технологии, можно выделить следующие виды:
индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития,
самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые
(технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений,
технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации
беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями
и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни,
технологии социальной рекламы и т.д.).
По степени практической включенности в процесс профессиональной
деятельности А.И.Пригожин выделил: кабинетные (получены в результате
информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в
экспериментальных, специально искусственно созданных условиях);
полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).
Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы:
макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших
социальных групп); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного
пункта, крупной социальной группы); микротехнологии (рассчитаны на
небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне).
Проанализируем соотношение понятий методика и технология по
следующим основаниям: целеполагание, универсальность применения,
субъект социально-педагогической деятельности. Целеполагание имеет
важное значение и для методики, но в социально-педагогической
деятельности часто нет возможности поставить конкретные цели. В процессе
реализации методики возникает масса уточнений координально меняющих
замысел. В рамках технологии данный факт недопустим, в технологии-
точность, предсказуемость результата..Особенностью технологии является ее
универсальность. Максимальное количество социальных педагогов в
состоянии освоить ведущие технологии. Их реализация не изменяется под
воздействием индивидуально-личностных особенностей человека. В
методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные
особенности социального педагога, нюансы его профессиональной
подготовки играют существенную роль в решении социально-педагогические
задачи. На подбор методики существенное влияние оказывает содержание
деятельности ее объекта. Знание специфики деятельности задает
своеобразие цели, определяет методики, которых могут быть несколько. В
технологиях содержание деятельности ожидается определенные изменения
объекта. Рост и развитие человека происходит не линейно, под
воздействием различных условий и факторов. В этом случае применение
технологии становится нецелесообразным. Необходима комбинация частных
технологий и методов, которые влекут за собой постоянное внесение
изменений, что и допускается методикой.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает
экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-
педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении
задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические
технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной
педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной
адаптации и социальной реабилитации.
Практическая диагностика детской одаренности представляет собой
чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка
им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия
его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его
самооценку, его отношение к окружающим.
Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется
поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная
процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность
ошибок.
На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра
характеристик одаренности с помощью опросников, организованного
наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны
максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На
втором этапеиспользуется все более точные и более специфические
диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям
отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.
Более полное выявление одаренных возможно при организации
предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков,
летних школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью
искусства, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие
исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов
и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели
возможности развить способности в своем социальном окружении. При
такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего
обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавшими за детьми во
время обучения.
При диагностике необходимо в максимальной степени использовать
информацию, полученную от родителей, учителей, самого ребенка, данные
тестового обследования, а главное – дополнять эти данные, чтобы выяснить
не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы,
но и потенциальные возможности.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие
принципы выявления одаренных детей (Д.Б.Богоявленская):
1.Комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка,
что позволит использовать различные источники информации и охватить как
можно более широкий спектр его способностей.
2.Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением ребенка в разных ситуациях).
3.Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной
мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в
специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы предметной деятельности).
4.Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные
для данного ребенка психологические «преграды».
5.Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов в
соответствующей предметной области. При этом следует иметь в виду
возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке
подросткового и юношеского творчества.
6.Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития ( в частности, на основе организации определенной
образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка
индивидуальной траектории обучения).
7.Преимущественная опора на экологически валидные методы
психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в
реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение,
беседы, экспертные оценки учителей и родителей, естественный
эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные
психологические методы идентификации одаренности весьма сложны,
требуют высокой квалификации и степени обучения.
8.При выявлении одаренных детей целесообразно использовать
комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр
разнообразных методов; различные варианты метода наблюдения за детьми
( в лабораторных исследованиях, во внешкольной деятельности…);
специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание
поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение
«пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в
специальные игровые и предметно – ориентированные занятия; экспертное
оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад,
конференций, соревнований, проведение психодиагностического
исследования с использованием различных психометрических методик в
зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет
полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный
ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок,
Который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей
деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что
оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление
одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и
воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Далее, я проведу диагностику по методу «Карта одаренности» А.И.Савенков
на ученице ДШИ
Дата опроса: 18 января 2019года
Класс ДШИ п.Сорум возраст 13 лет
ФИО ученицы Баранова Ангелина Романовна
Ангелину я знаю с 8 лет. Она пришла в мой класс с сентября. Очень хотела
заниматься музыкой, мы стали заниматься. Девочка имела хорошие
музыкальные данные и красивый голос. Легко запоминала музыкальные
произведения, работоспособна, целеустремленна, технична, вынослива, с
характером, но при этом никогда не подаст виду, что что-то не нравится,
устала, всегда добивается своей цели до конца.
Ангелина принимала участие в различных конкурсах, где неоднократно
становилась победительницей:
1.Лауреат ежегодного конкурса детского творчества «Я композитор» 2018,
2019,2020г.
2.Диплом лауреата I степени районного конкурса “Северные ручейки»
п.Верхнеказымский
в номинации «Инструментальная музыка» и «Академический вокал»
2018, 2019, 2020г.
3.Диплом лауреата конкурса инструментальных ансамблей «Созвучие»
г.Белоярский 2017, 2018,2019,2020г.
4.Диплом побидителя (I место) международной интернет олимпиады по
музыке «Солнечный свет» 2017,2018,2019,2020г.
5.Диплом лауреата I степени за участие в социально-культурном проекте
“Театральный сезон» в сказке –опере «Муха Цокотуха» 2019г.
6.Гран-при и приз зрительских симпатий в Арт фольклорной постановке с
участием родителей «Небылицы в лицах» 2019г.
7.Диплом участника в конкурсе «песня в солдатской шинели» 2020г.
8.Участие в концерте для гостей и жителей поселка, приуроченный
пасторскому визиту в п.Сорум правящего архиерея епископа Югорского –
Нягонского Фотия.
Сейчас мы с ней готовимся к районному конкурсу «Волшебные клавиши»
г.Белоярский, который состоится 15 марта и я думаю, что мы станем
победителями!
Итак, перейдем к диагностике:
Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)
Анкета для родителей
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и
талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления
интересов. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
1.Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2.он с готовностью откликается на все новое.
3.Любит все загадочное и неповторимое.
4.Часто нуждается в поддержке старших.
5.Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
На вопросы 4 и5 ответы «нет», поэтому переходим к следующим вопросам.
Одаренный
1.Его интересы достаточно стабильны.
2.Его любознательность устойчива.
3.Любит задавать и решать трудные вопросы.
4.Часто не соглашается с мнением взрослых.
5.имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
6.начатое дело всегда доводит до конца.
7.Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
8.Настойчив в достижении поставленной цели.
9.Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий
язык.
10.Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его
предметам.
11.часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все вопросы дают основание предполагать, что ребенок
одаренный, поэтому переходим к следующим вопросам.
Яркая одаренность
1.Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве
проявляет одаренность.
2.Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
3.Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким
пониманием нюансов языка.
4.Всегда ищет самостоятельные решения.
5.В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит
общепризнанных мнений.
6.Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
7.Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
8.Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое
призвание.
9.Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дали серьезные основания
отнестись к ребенку как к одаренному.
Методика «Карта одаренности» (А.И.Савенков)
Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти
относительно самостоятельным областям поведения и деятельности
ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по
каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто;
(+)-свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0)-оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко,
в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг
друга;
(-)более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому.
Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому для этого
сведений, оставьте соответсвующему вопросу вопросу клетку в бланке
ответов пустой.
Лист вопросов:
1.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать
абстрактными понятиями.
2.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные
решения.
3.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4.
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно
изображает много предметов, людей, ситуаций.
5.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.
Любит сочинять рассказы и стихи.
7.
Легко входит в роль какого-то персонажа: человека, животного и т.д.
8.
Интересуется механизмами и машинами.
9.
Инициативен в общении со сверстниками.
10.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в
большом объеме движений.
11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к
классификации.
12.Не боится новых попыток, всегда стремится проверить новую идею.
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую
картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую
(художественно выполненную) вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
17.Интересуется актерской игрой.
18.Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые
детали для создания новых поделок, игрушек.
19.Сохраняет уверенность в окружении большого количества незнакомых
людей.
20.Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов
(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель,
предметы быта и др.вещи).
23.Знает много о таких проблемах, о которых сверстники не знают.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков.
Камней. Марок, открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26.Рассказывая о чем –то, умеет хорошо придерживаться выбранного
сюжета, не теряет основную мысль.
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого
человека.
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит
загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием.
32.Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть
реально должен был бы учиться в более старшем классе, чем учится
сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления
игрушек, коллажей, рисунков в строительстве детских домов на
игровой площадке.
35.В игру на инструменте, в песню и танец вкладывает много энергии,
эмоций и чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях,
все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее
характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить
конфликт.
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
40.Бегает быстрее всех в классе.
41.Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
назначение (украшение для дома, одежды) в свободное время. Без
побуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где
можно слушать музыку.
46.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние главных героев, их переживания, чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.Читает (любит, когда ему читают) журналы, статьи о создании новых
приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывает собственные и
чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением
своих сверстников на год или два.
54.Обращается к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроения.
55.Хорошо играет на каком-либо инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для
понимания события (что обычно не умеют делать сверстники) и в то же
время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о
чем-то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается
об этом.
59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для его возраста.
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые решения жизненных задач, не любит уже
испытанные варианты.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной,
пластилином, бумагой и клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроения.
66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,
когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и
эмоциональное состояние.
68.Проводит много времени над конструированием и воплощением
собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили,
корабли).
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм
и занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о
происхождении и функции предметов.
72.Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое
количество самых разнообразных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские
энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем
читает художественные книги (сказки, детективы).
74.Может высказывать свою собственную оценку произведениям
искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем
собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их
характер, чувства, настроения.
77.Любит игры-драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
1-
2-
3+
4++
5++
6++
7-
8-
9-
10-
11+
12+
13+
14++
15+
16-
17-
18-
19-
20+
21+
22+
23+
24+
25+
26+
27-
28-
29+
30-
31+
32+
33+
34+
35+
36+
37-
38-
39+
40+
41+
42+
43+
44+
45+
46+
47+
48+
49+
50-
51+
52-
53+
54+
55+
56+
57+
58-
59+
60+
61+
62+
63+
64+
65+
66-
67-
68-
69+
70-
71+
72+
73+
74+
75+
76+
77+
78+
79-
80+
7
6
8
8
8
4
3
2
5
4
1.Интеллектуальная;
2.Творческая;
3.Академическая;
4.Художественно-изобразительная;
5.Музыкальная;
6.Литературная;
7.Артистическая;
8.Техническая;
9.Лидерская;
10.Спортивная.
Как мы видим из результатов теста, у Ангелины хорошо развиты
следующие виды одаренности:
1.Академическая;
2.Артистическая;
3.Художественно-изобразительная;
4.Музыкальная.
Конечно эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.
Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его
поведения, умственного и физического развития. Известны случаи,
когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо
одной способности (например, литературно одаренный ребенок
совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная
картина, когда значительно выше среднего результаты по всем
пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов:
родители, воспитатели, классный руководитель и несколько учителей
по разным предметам.
Список литературы:
1.Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М., 1919.
2.Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство». -МинскЮОО «Попурри», 2019.
3.Долгушин С. Информационные технологии в музыке. -Омск: Мир музыки,2017.
4.Живайкин П.Л. 600 музыкальных программ.-СПб:2018.
5.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникативных средств.
М.,2015.
6.Харуто А.В. Музыкальная информатика. Учебное пособие для музыкального вуза. -М.:
Московская государственная консерватория.2016.