Автор: Тесля Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Софринская СОШ №1"
Населённый пункт: г.п. Софрино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка во 2 классе"Начальная форма слова"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по русскому языку во 2-а классе
Учитель -
Тесля Анна Александровна(высшая квалификационная категория)
Тема: « Начальная форма слова»
Цель: Ввести понятие начальная форма слова.
Задачи: Учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять
начальную форму слов- названий предметов.
Планируемые результаты (предметные):научатся самостоятельно определять начальную форму слова,
дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания.
Метапредметные УУД:
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать
существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента);
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха
или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока:
1
Орг. момент
2
Мин. Чистописания
-Расшифруйте слово--------жагаб
-Что такое багаж?
-Где мы можем посмотреть толкование этого слова?
-Назовите опасные места в этом слове.
-Какая орфограмма нам известна? Как её проверить?
(запись: багажи- багаж)
-Можем ли проверить другую? (надо запомнить)
-Что обозначает слово «багаж»?
-Давайте вспомним всё, что знаем о словах-предметах.(составление кластера)
отвечают
изменяются по числам
на вопросы
ед.ч. мн.ч.
отвечают
на вопросы
м.р.
он
имеют род
ж.р.
она
ср.р.
оно
мои
моя
мое
изменяются по числам
ед.ч. мн.ч.
начальная форма
м.р. ж.р. ср.р. он она оно
мой моя
моё
-Ребята, мы всё вспомнили о словах-предметах, но у нас почему-то наша таблица осталась не заполненной.
Наверное нам предстоит узнать что-то новое, а вот что мы узнаем позже.
3
Целеполагание
-Ребята, я нашла сегодня в классе чей-то багаж, (осенний чемоданчик)
-Как вы думаете, чей он может быть?
Доска: осени-осень-осенью
-Какие известные нам орфограммы встретились?
-Что можете сказать о данных словах? (формы слова осень)
-Назовите начальную форму слова «осень»
-Это новое для нас словосочетание? Можем им дополнить наш кластер?
Предмет
-Как вы думаете, что такое «начальная форма слова»?
-Сверьте свои выводы с учебником с. 70
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (будем находить слова в начальной форме;
определять начальную форму слов-предметов)
-Теперь можете назвать начальную форму среди записанных слов?
Осень бывает такая переменчивая! То тепло, то закружит ветер хоровод из листвы, то пойдёт дождь. -
Посмотрите на эту картину. Её писал И. Левитан, русский художник, мастер «пейзажа настроения»,
посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти
высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное
небо над ними.
-
А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
-
Как бы вы назвали эту картину?
-
И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень».
Редко у кого из художников природа средней России была выражена с такой полнотой, как у Исаака
Ильича Левитана. Вглядываясь в его картины, ловишь себя на том, что всё, написанное этим
превосходным художником, много раз уже видел вокруг себя, но не запомнил. Всё это проскользнуло
мимо, как пейзаж за окнами вагона. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в
природу и старается передать другим людям свою способность любить родную страну
4 Работа по теме.
А) Составить предложение ,опираясь на схему:
подлежащее
сказуемое
пред
лог
пред
мет
признак
предмет
Предмет
имеют род
?
отвечают
на вопросы
кто? что?
начальная форма
кто? что?
ед. ч.
-Проверьте, какое предложение подойдёт к схеме?
Ветер гонит по дорожке золотые листочки.
Улетают в тёплые страны ласточки, журавли.
-Запись 1-го предложения под диктовку.
-Назовите слова-предметы. Какие из них находятся в начальной форме? Какие -нет?
-Определите начальную форму для них?
-Что для этого нужно сделать?
-Выделите в этих словах окончание.
Физминутка
Если я называю слово в начальной форме- вы стоите, если я называю слова в других формах, выдвигаетесь
на месте.
Поляны, лес, листопад, грибы, огородом, дождь, облака, туча, птицы, грязь, лужи, зонт, сапоги,
ветер.
Б) Проверьте работу ученика, который уже знаком с нашей темой. Из транскрипции нужно выписать
слова-предметы в начальной форме.
[дажл'ивый]
[д о ш т
̓
]
[о с'и н']
[п а д а р к'и] (осень, подарки)
-Согласны ли вы с данными словами? Почему? Докажите.
В) Работа в тетради с. 23 упр. 24
-Назвать слова-предметы , поставить их нач. форму, определить род и записать в нужный столбик.
Г) Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
Стоит ненастная осенняя______________.
____________________закрыто низкими тучами.
Дует резкий холодный_________________,
Моросит холодный осенний__________________.
Слова для справок: жара, небо, погода, снег, ветер, солнце, дождь, дождём. -В какой форме находятся
вставленные слова?
-Что узнали о начальной форме? Дополним кластер.
Предмет
имеют род
изменяются по числам
м.р. ж.р. ср.р.
ед.ч. мн.ч.
он она оно
мой моя моё
5.Рефлексия
Дополним начатую нами картину. У вас на столе лежат листочки: красные, жёлтые, оранжевые.
Если вам сегодня было интересно и все понятно, то выберите листик желтого (золотого) цвета; если у вас
остались вопросы или что-то осталось непонятным, то выберите листик оранжевого цвета, ну а если вы
ничего не поняли , то выберите листик красного цвета. (наклеивают листики на осеннее панно)