Лекционно-семинарская система в личностно-ориентированном обучении на уроках географии
Автор: Евтушенко Татьяна Павловна Должность: учитель географии Учебное заведение: МОУ СШ № 99 Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: статья Тема: Лекционно-семинарская система в личностно-ориентированном обучении на уроках географии Раздел: полное образование
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ . Информацию предоставил музыкальный
руководитель МБДОУ № 218 г.Ростова-на-Дону , педагог высшей категории
Синельникова Элла Вячеславовна
Искусство пения еще со времен античности причисляли к тем
способностям, которыми должен уметь пользоваться каждый образованный
человек. Как известно, любой навык лучше развивать с раннего возраста, из
чего следует, что для воспитания музыкально развитого ребенка необходимо
начать приучать его к пению как можно раньше, но делать это нужно
грамотно.
На тему развития вокальных данных у малышей написано немало научных
исследований и рекомендаций, которые помогут тренировать речь и
мышление малыша, а также затрагивают эмоционально-нравственную сферу
дошкольника и пробуждают его творческую любознательность.
Для того, чтобы научить дошкольника управлять голосом, потребуется
немало усилий, но результат вознаградит все приложенные старания.
КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методика обучения детей пению призвана сформировать у малышей
основные вокальные навыки, к которым причисляют хоровое пение в
ансамбле и строю, управление дыханием, дикцией и звукообразованием.
Со временем, когда малыш повзрослеет, сложность выполняемых
упражнений будет возрастать.
Сначала дети должны петь в сопровождении взрослых, а для разучивания
следует выбирать наиболее простые песни. По мере того как маленькие
музыканты взрослеют, их можно приучать петь как самостоятельно, так и с
коллективом. Специалисты советуют исполнять произведения напевно,
выразительно, слова произносить четко, а звуки передавать правильно.
Обучая детей пению, нужно обязательно учитывать их физиологические
особенности. Потому что голосовые связки у них тоньше и короче чем у
взрослых, а размер гортани и объем легких в три раза меньше, то и звуки,
которые издают малыши легче и выше, но намного слабее.
Учимся петь, играя
Для достижения оптимального результата лучше всего использовать игровую
методику обучения детей пению, так как именно таким путем им будет легче
усвоить весь материал и сформировать навыки. Кроме того, так малыши не
потеряют интереса к самим занятиям.
Научить маленьких вокалистов петь без сопровождения довольно непросто,
но крайне важно. Разучивая ту или иную песню, важно предложить им сперва
спеть в сопровождении фортепиано, а уже после — без него, но с помощью
наставника, а уже после этого самостоятельно исполнить песню без
музыкального сопровождения.
Пользуясь игровой методикой обучения детей пению, нужно понимать, что
чрезвычайно важно не забыть уделять достаточное внимание правильной
постановке дыхания, что нужно для того, чтобы научиться координировать
силу воспроизводимого звука. Это достигается с помощью упражнений, в
которых малыш получает задание надуть животик как можно больше,
погасить свечку, выдыхая при этом воздух как можно дольше, и подобные
упражнения. Подобные тренировки задействуют нижний отдел легких,
необходимый при пении.
Обучая пению детей дошкольного возраста, им можно предложить
выполнить небольшие творческие задания. Например, малышам 3—4 лет
желательно предложить исполнить собственную колыбельную. Малыш
может посадить на колени игрушку и спеть по-своему «баю-
баю», а после – сплясать, подпевая «ля-ля».
Кроме того, родители и воспитатели не должны забывать об одном важном
правиле – дети дошкольного возраста, как правило, не могут на протяжении
длительного времени усидеть неподвижно. Принимая это во внимание,
музыкальные занятия необходимо организовать, сопровождая пение танцами
и совмещая его с ритмичными движениями. Игнорируя потребность малыша
в движении, можно убить в нем желание заниматься вокалом. Ребенок,
который долго сидит без движения, быстрее устает и переутомляется от
скучной и однообразной деятельности.
Следуя рекомендациям специалистов, разработавших различные методики
обучения детей пению, можно за короткое время добиться прекрасных
результатов. Дети, как правило, с удовольствием занимаются музыкой и
пением, а при правильной организации их деятельности могут достигать
немалых успехов за короткое время.
Перспективное планирование
Период
Сентябрь -
Октябрь
Содержание работы
1 часть
2 часть
3 часть
Фольклор
Постановка речевого
дыхания (стр. 227-240)
Т.М. Власова
Фонетическая ритмика;
Упражнения на
артикуляцию.
Скороговорка.
Распевки – прибаутки:
«Кукареку,
петушок»;
«Зайка Егорка»;
«Василек»;
«Божья коровка»
Русские
народные
песни:
«Со вьюном я
хожу»,
«Ах, вы сени»,
«На зеленом
лугу»,
« Г у с и
м о и ,
гуси»
«Говорят у нас
так»
«Петушок»
Упражнения на развитие
музыкальных
способностей,
импровизации голоса:
«Как кричит кукушка?»
«Вопрос – ответ»
«Как твое имя»;
Музыкальная игра
«Угадай, чей голосок?»
«Чья очередь?»
Музыкальная игра
«Прогулка»
«Зайцы» музыкальная
загадка
Период
Ноябрь-
Декабрь
Детские
эстрадные
песни
Постановка речевого
дыхания (стр. 240-255)
Т.М. Власова
Фонетическая ритмика;
Упражнения на
артикуляцию.
Скороговорка.
Распевки-прибаутки
«Тили-бом»
«Котята»
«Гармошка»
Песни:
«Три веселых
зайчика»;
«Очень любим
маму»;
«В новогоднем лесу»;
«Дождь пойдет по
улице»
Упражнение на развитие
музыкальных
способностей: ритм, сила
голоса, музыкальную
память.
Музыкальная игра
(фольклор) «Капуста»;
Музыкальная игра «Кот
Васька»;
Музыкальная игра
«Слушай хлопки»;
Музыкальная игра-загадка
«Чья очередь?»
Период
Январь -
Февраль
Детские песни
советских и
современных
композиторов
Постановка речевого
дыхания (стр. 255-268)
Т.М. Власова
Фонетическая ритмика;
Упражнения на
артикуляцию.
Скороговорки.
Распевки-прибаутки
«Гуси»
«Ай, чу, чу, чу»
Распевки-потешки:
Песни:
«Про козлика»;
«Вышли дети в сад
зеленый»;
«Веселая мышка»;
«Паровозик»;
«Ехал поросенок на
рассвете»
Музыкальная игра «Тень-
тень»;
Музыкальная игра
«Лесенка-чудесенка»;
Музыкальная игра «Научи
матрешек танцевать»;
Музыкальная игра «К нам
пришли гости»
«Кролики»;
«Андрей-
воробей»
Период
Март-Май
Песни из
мультфильмов
Постановка речевого
дыхания (стр. 268-279)
Т.М. Власова
Фонетическая ритмика;
Упражнения на
артикуляцию.
Скороговорки.
Повторение пройденного.
(Потешки, прибаутки,
небылицы).
«Белые кораблики»;
«Антошка»;
«В траве сидел
кузнечик»;
«Голубой вагон»
Игровые задания для
развития импровизации
в песенном творчестве;
Музыкальная игра
«Отгадай, кто мы?»
Предполагаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие
фразы.
* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
* импровизировать голосом короткую фразу.
* достаточно эмоционально передать содержание песни.
* достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.