Авторы: Цветкова Ксения Максимовна, Ксения Максимовна Цветкова
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №3
Населённый пункт: Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение навыков чтения с листа и транспозиции в деятельности концертмейстера"
Раздел: дополнительное образование
Казанская государственная консерватория имени Н.Г.Жиганова
Значение навыков чтения с листа и транспозиции в
деятельности концертмейстера
Методическую работу выполнила:
Цветкова К.М., студентка III курса
Фортепианного факультета
2020 год
Содержание
1.
Специфика деятельности концертмейстера
2.
Чтение с листа, особенности процесса, возникающие трудности и
способы их решения
3.
Особенности работы с разными солистами
4.
Транспонирование как необходимый навык концертмейстера
1.
Специфика деятельности концертмейстера
Деятельность пианиста-аккомпаниатора не менее сложна, чем деятель-
ность пианиста-солиста. Ее специфика имеет значительные отличия, и требует
особых навыков. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое творче-
ское видение произведения к исполнительской манере солиста, и в то же время
уметь предугадать все возможные сложности и «поддержать» солиста;
концертмейстер должен знать специфику инструмента своего партнера — зако-
ны звукоизвлечения, дыхания, техники; особенности хореографии, когда прихо-
дится аккомпанировать балету; оперного жанра. Работая с последним,
концертмейстер должен выработать в себе дирижерские качества: тембральный
слух, представление об оркестровом звучании, знание традиций оперного спек-
такля и исполняемого материала, умение вести за собой целый ансамбль соли-
стов (трио, квартет и т. д.).
И, что немаловажно, концертмейстер, в отличие от пианиста, сольная программа
которого доведена до автоматизма и обыграна, часто выходит на сцену, читая с
листа незнакомое произведение.
Здесь в полной мере воплощается триада, предлагаемая К.Мартинсеном: «вижу-
слышу-играю»
Аккомпаниатору необходимо внутренне услышать воспринимаемый зрительно
нотный
текст,
а
услышанное
перенести
в
соответствующие
игровые
движения .Чем прочнее эти связи зрительного, слухового и двигательного, тем
совершеннее и процесс чтения.
Для того, чтобы бегло и с охватом образной сущности и формы произве-
дения читать с листа, необходима систематическая работа, постоянные практи-
ческие занятия. Чтение с листа должно войти в режим занятий как тренировка в
прочтении в начале сравнительно простых, а затем более сложных музыкальных
произведений. Здесь стоит добавить, что это расширит и музыкальный кругозор
пианиста, который также является одной из предпосылок развития навыка бы-
строго освоения нотного текста.
«...быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального
образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение
начатой фразы. Чтение с листа в значительной степени сводится к предугады-
ванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книг» И.Гоф-
ман
Важную роль в практике концертмейстера имеет навык транспонирования. Ино-
гда болезненное состояние голосового аппарата певца требует более низкой тес-
ситуры, иногда строй фортепиано не соответствует звуку ля гобоя, по которому
настраивается оркестр, наконец, в условиях гастрольной жизни нередко бывает
трудно найти ноты в необходимой тональности.
2.
Чтение с листа, особенности процесса, возникающие трудности и
способы их решения
Чтение с листа начинается с восприятия нотного текста. Характерной особенно-
стью этого восприятия является его целостность. Для того, чтобы солисту было
удобно петь под аккомпанемент, необходимо, чтобы совпадали темп, динамика,
общая направленность развития, а чтобы этого добиться, необходим охват всей
партитуры. На вопрос: «Как научиться аккомпанировать с листа?» — И. Гофман
отвечает: «Развивайте свое умение читать с листа, много играя аккомпанементы,
и старайтесь во время исполнения своей партии читать и внутренне слышать так-
же партию солиста»
Е.Шендерович рекомендует следующее упражнение: правой рукой пианист иг-
рает строчку солиста, а левой — басовую линию. Средняя строчка при этом про-
пускается. Постепенно в удобных местах можно включать и гармоническую
ткань из партии правой руки. Следующий этап — сделать на ходу переложение
трехстрочной партитуры для двух рук. Это упражнение позволяет освоить эле-
менты импровизации, то есть варьирования гармонической фактуры.
За годы обучения фортепианной игре у пианиста вырабатывается система мы-
шечных рефлексов, которые приносят особую пользу при чтении с листа, так как
помогают моментально ориентироваться на клавиатуре. При чтении с листа дви-
жения рук «непроизвольны», поскольку уже автоматизированы как игровые на-
выки.
Внешняя форма аккордов, фигураций и других структур, часто повторяю-
щихся в фортепианной фактуре, вырабатывает моментальную реакцию мышеч-
ного аппарата — руки пианиста рефлекторно принимают форму, соответствую-
щую фактуре данного музыкального отрывка.
Во время исполнения муз.произведения выполняется несколько операций: чте-
ние нот, «перенос» читаемого на клавиатуру, нажатие педали, оперирование
слуховыми представлениями, слуховой самоконтроль. Реакция на воспринимае-
мое должна быть быстрой, а возможные действия должны быть доведены до ав-
томатизма.
Обязательным условием в восприятии и исполнении произведения являет-
ся сосредоточенность, внимание (которое должно быть и устойчивым, и быстро
переключаться с одного элемента на другой, и распределяться на несколько эле-
ментов сразу) и творческая инициатива.
Работа с незнакомым произведением
Прежде всего, мы должны прочитать его «глазами», по возможности бег-
ло, ведь время освоения чаще всего ограничено. Определить тональность произ-
ведения, его темп, размер, характер, динамику. Важно учесть стиль эпохи и
композитора.
Первая встреча с эмоциональным смыслом нового произведения вызывает
обостренную восприимчивость концертмейстера. Эмоциональная восприимчи-
вость важна и в нахождении новых движений в процессе чтения с листа. Эти
движения обогащают моторику исполнителя, превращая, таким образом, чтение
с листа в одно из средств технического совершенства пианиста – концерт-
мейстера. При этом условность ритмической записи нот теряет свою сторону,
т.к. внешнее обозначение длительности наполняется необходимым содержани-
ем.
Концертмейстеру нужно охватить зрением (а также мышлением и внутренним
слухом) нотный текст до воспроизведения на инструменте. Общим является зри-
тельное восприятие, важное значение имеют движения глаз, т.к. они всегда
несколько опережают звукоизвлечение. При этом происходит следующее: глаза
глядят вперед, а руки вслед за этим выполняют уже прочитанное. Основное в
этом процессе, на что концертмейстер должен обратить особое внимание, - это
«читать вперед», то есть предугадывать дальнейший ход музыкального произве-
дения.
Предугадывание, о котором говорил И.Гофман, непосредственно связано с
умением не только охватить зрением тот или иной кусок текста, но и догадаться
по отдельным моментам о содержании и осмыслить его взаимосвязь с предыду-
щим и последующим.
Очень важный момент – способы сокращений и облегчения нотного тек-
ста. Опытный концертмейстер умело упрощает нотный текст, при этом не теряя
целостности произведения и воспроизведения замысла композитора. Нужно по-
нимать, что при беглом чтении с листа невозможно и не обязательно играть аб-
солютно все. Но следует стремиться, чтобы произведение не пострадало от со-
кращений. Нельзя сокращать ритмические и гармонические басы, но можно
опускать отдельные звуки в широких аккордах, а некоторые аккорды можно
опускать целиком. Можно сократить один звук в быстрых октавах. Но это очень
трудно сделать «на ходу», играя. Поэтому, нужно определить возможные сокра-
щения в «доигровой период» Еще одной из трудностей являются знаки альтера-
ции. На них тоже следует обратить внимание при знакомстве с произведением
глазами.
3.
Особенности работы с разными солистами
При ознакомлении с произведением концертмейстер должен их знать и
учитывать специфику инструмента (или голоса) солиста.
Ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматурги-
ческой роли, как аккомпанемент вокальных произведений, и в частности роман-
сов. Концертмейстеру нужно ознакомить солиста (ученика) с произведением, так
чтобы была слышна мелодия или партия вокалиста, даже если она отсутствует в
партитуре правой руке. Трудно переоценить значение вступлений в вокальных
произведениях - сыграв мелодию вступления выразительно, передавая образ и
настроение, аккомпаниатор может «вдохновить» солиста.
Наряду с мелодией нужно очень бережно относиться к звучанию басового
голоса - фундамента гармонии, опоры. Певец, слыша бас, легче воспринимает и
ощущает гармоническую окраску мелодической линии.
Кроме того, зная возможности дыхания данного вокалиста, концерт-
мейстер контролирует певца. Если дыхание короткое, нужно немного ускорить
темп исполнения. Темповые отклонения могут быть связаны с содержанием тек-
ста. Поэтому, желательно, сначала прочитать текст, чтобы как можно точнее
передать настроение произведения.
Работа с дирижерами, в свою очередь таких ритмических отклонений не
терпит. Концертмейстер должен обладать хорошим чувством ритма. Нужно, при
ознакомлении с хоровым произведением, мысленно просчитать ритм в данном
размере и заданном тексте, соблюдать этот «внутренний счет» на протяжении
всего музыкального произведения. Как правило, ученик, слыша впервые хоро-
шую партитуру, часто сбивается с точного ритма. И концертмейстер должен рит-
мически точно прочитать с листа. Лишенное метрической организации исполне-
ние теряет свою впечатляющую силу.
Инструментальная музыка имеет свой образный строй — он не столь кон-
кретен, как в вокальной музыке, но воображение исполнителя подсказывает ему
необходимый эмоциональный настрой. Знание оркестровки для концертмейстера
здесь не менее важно, чем в оперных ариях.
Далеко не все оркестровые фрагмен-
ты звучат на рояле достаточно насыщенно и разнообразно в тембровом отноше-
нии. Кроме того, на зачетах и экзаменах инструментальных классов, где чаще
всего исполняются концерты в сопровождении фортепиано, время бывает обыч-
но столь ограниченно, что исполнители вынуждены сокращать некоторые дли-
тельные оркестровые эпизоды. в процессе создания клавира упрощение орке-
стровой фактуры часто приводит к усложнению фактуры фортепианной. Об этом
нужно всегда помнить и критически относиться к тому, что написано в клавирах.
Известно, что одна и та же партитура может быть переложена для фортепиано
совершенно различно, и это дает нам право творчески переосмысливать многие
фрагменты оркестровых переложений.
Чтение с листа- это навык, который можно и нужно развивать. Материал
для занятий может быть самым разнообразным: как сборники вокальных произ-
ведений и сборники по чтению хоровых партитур, так и переложения оркестро-
вых партитур.
4.Транспонирование как необходимый навык концертмейстера
Аккомпаниатору, особенно работающему и выступающему с разными исполни-
телями, по тем или иным причинам часто приходится «срочно» транспонировать
произведение. (как правило, вокальное)
Шендерович говорит об этом навыке как о вторичном, «исходящем» от чтения с
листа. При транспонировании сохраняется фактура, меняются же строй произве-
дения, и, что бывает довольно проблематично, - аппликатура.
Для транспонирования муз. произведения И.Гофман дает следующие рекоменда-
ции: «...Перенесите мысленно звуковую картину в другую тональность совер-
шенно так же, как если бы вы переселялись со всем своим имуществом с одного
этажа на другой, и вам нужно было бы расставить вещи на новом месте так же,
как они стояли на старом». То есть, нужно видеть не «звуковысотную» картину,
а охватить элементы муз.ткани целиком, проанализировав их. Это особенно важ-
но при транспонировании незнакомой музыки.
В книге английского автора В. Хиккина «Фортепианный аккомпанемент» шестая
глава посвящена транспонированию. Он подчеркивает, что «лучший способ —
гармоническая точка зрения, чтение преимущественно по интервалам. Если сту-
дент быстро схватывает аккорды, это может быть лучшим способом для
работы». Однако автор считает, что и «ключевая система транспонирования
очень хороша» (но применительно к одноголосию)
В качестве материала для транспонирования стоит брать те произведения, для
исполнения которых этот навык может пригодиться (ансамблевые,либо те, в ко-
торых фортепиано выполняет аккомпанирующую функцию)
Литература:
1.
Р.А. Верхолаз «Вопросы методики чтения с листа»
2.
«Музыка» - «О работе концертмейстера»
3.
В. Титлиц «Методические комментарии по чтению нот с листа».
4.
Е.В.Шендерович «В концертмейстерском классе»