Напоминание

урок русского языка


Автор: Мамотько Елена Анатольевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Североуральск Свердловская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: урок русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 4 класс

УМК «Школа России»

Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Составитель Мамотько Елена Анатольевна

Тема «Сравнение дополнений и обстоятельств»

Цель: формирование умения находить в предложении дополнения и

обстоятельства

Задачи:

Способствовать формированию различать дополнение и

обстоятельство в предложении

Актуализировать знания обучающихся о второстепенных членах

предложения

Формировать основы исследовательской деятельности

Развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения

Планируемые результаты

Предметные:

Устанавливать связь слов в словосочетании и предложении при помощи

смысловых вопросов;

Находить в предложении главные и второстепенные члены;

Выполнять разбор предложения по членам и частям речи в соответствии с

предложенным алгоритмом и оценивать правильность выполнения

разбора;

Различать второстепенные члены предложения.

Метапредметные

Регулятивные:

Обучающиеся научатся принимать, сохранять и самостоятельно ставить

учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации;

Преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную,

учебную.

Познавательные:

Находить самостоятельно или вместе с одноклассниками решение

учебной задачи или ее возможные способы решения;

Проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно

выделенным критериям.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание как более сложную форму

речевой деятельности;

Формулировать свое мнение, позицию.

Предметные:

Устанавливать связь слов в словосочетании и предложении при помощи

смысловых вопросов;

Находить в предложении главные и второстепенные члены;

Выполнять разбор предложения по членам и частям речи в соответствии с

предложенным алгоритмом и оценивать правильность выполнения

разбора;

Различать второстепенные члены предложения.

Личностные:

Выраженная устойчивая мотивация к учебно-познавательной

деятельности;

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам

решения учебных задач.

Ход урока

1.

Мотивация к учебной деятельности

- Ручки на месте? ( на месте!)

- Ножки на месте? ( на месте!)

- Спинка прямая? (прямая!)

- Локти у края (у края!)

- Мы дружный класс? ( мы дружный класс!)

Всё получится у нас? ( всё получится у нас!)

-Ребята! Посмотрите друг на друга, подарите другу улыбку и

поделитесь своей теплотой и добром!

2. Словарно-орфографическая работа

1) Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово:

Без блина не ………………, без пирога не именины. (масленица)

-Что получилось? (пословица)

Без блина- не масленица, без пирога- не именины.

-Что такое масленица? (ответы детей)

-Да, ребята. С понедельника начнётся масленица. Это старинный

славный праздник проводов зимы, во время которого устраивают

увеселения и пекут блины. А в Православии масленица- это

седмица( 7 дней- неделя) перед Великим постом и называется

сырная неделя.

- Что такое именины?

-Это день твоего имени. Раньше на Руси праздновали не день

рождения, а день того святого покровителя, в честь которого

давали имя человеку. На именины в русских семьях обязательно

пекли именинный пирог. Эта традиция сохранилась до сих пор.

Нам трудно представить день рождения без праздничного торта.

- Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите её .

2) словарная работа

- Прочитайте ещё одно красивое русское слово:

забава

-Что обозначает это слово? (развлечение, игра)

-Определите безударный гласный.

Запишите ещё слова с непроверяемым безударным гласным

гореть невзрачный

-Определите части речи.

-Какие ещё части речи знаете?

3. Актуализация знаний

-В каждой строчке найти лишнее слово:

Подлежащее, существительное, сказуемое

Определение, глагол, обстоятельство, дополнение

- Какие слова остались? Как их можно назвать?

Назовите второстепенный член предложения , который отвечает

на вопросы косвенных падежей ( дополнение)

Назовите второстепенный член предложения, который

обозначает место , время и способ действия.(обстоятельство)

- Что общего между дополнением и обстоятельством

-Как отличить дополнение от обстоятельства?

4. Постановка учебной задачи

-Назовите тему урока.(Дополнение и обстоятельство)

- Поставьте цель урока (Научиться находить дополнения и

обстоятельство и различать их в предложении)

5. Усвоение новых знаний и способов действий

1) Работа в группах. На карточках предложения. Выполнить

синтаксический разбор

Весёлая масленица зиму провожает.( провожает что? зиму –

это дополнение)

Весёлая масленица зимой радует народ.(радует когда? зимой-

это обстоятельство времени)

Русский народ издавна любит масленицу ( любит с каких пор?

издавна- это обстоятельство времени; любит что? масленицу-

это дополнение)

- Проверьте, правильно ли вы определили второстепенные члены

по алгоритму:

1. Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного

падежа(да или нет)

2.Определяю, обозначает ли слово время, место или способ

действия(да или нет)

3. Делаю вывод- каким членом предложения является слово.

6. Закрепление знаний и способов действий

1) На доске предложения. Выполняют разбор предложений 2

ученика.

Добрые хозяйки пекут вкусные блины.

Солнце посылает тёплые лучи на землю.

- Посмотрите на предложение другого и скажите, чем оно

отличается от вашего. ( в 1 предложении есть дополнение, а во 2

– и дополнение и обстоятельство)

2) Составляем таблицу

Дополнение

Обстоятельство

Отвечает на вопросы

косвенных падежей

Отвечает на вопросы: где?

когда? куда? почему? Как?

Обозначает предмет

Обозначает время, место,

способ действия

Выражено существительным

Выражено наречием,

существительным с предлогом

7. Итог урока

-Как отличить в предложении дополнение от обстоятельства



В раздел образования