Автор: Мамотько Елена Анатольевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: г. Североуральск Свердловская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: урок русского языка
Раздел: начальное образование
Урок русского языка 4 класс
УМК «Школа России»
Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Составитель Мамотько Елена Анатольевна
Тема «Сравнение дополнений и обстоятельств»
Цель: формирование умения находить в предложении дополнения и
обстоятельства
Задачи:
Способствовать формированию различать дополнение и
обстоятельство в предложении
Актуализировать знания обучающихся о второстепенных членах
предложения
Формировать основы исследовательской деятельности
Развивать умение выполнять синтаксический разбор предложения
Планируемые результаты
Предметные:
Устанавливать связь слов в словосочетании и предложении при помощи
смысловых вопросов;
Находить в предложении главные и второстепенные члены;
Выполнять разбор предложения по членам и частям речи в соответствии с
предложенным алгоритмом и оценивать правильность выполнения
разбора;
Различать второстепенные члены предложения.
Метапредметные
Регулятивные:
Обучающиеся научатся принимать, сохранять и самостоятельно ставить
учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную,
учебную.
Познавательные:
Находить самостоятельно или вместе с одноклассниками решение
учебной задачи или ее возможные способы решения;
Проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно
выделенным критериям.
Коммуникативные:
Строить монологическое высказывание как более сложную форму
речевой деятельности;
Формулировать свое мнение, позицию.
Предметные:
Устанавливать связь слов в словосочетании и предложении при помощи
смысловых вопросов;
Находить в предложении главные и второстепенные члены;
Выполнять разбор предложения по членам и частям речи в соответствии с
предложенным алгоритмом и оценивать правильность выполнения
разбора;
Различать второстепенные члены предложения.
Личностные:
Выраженная устойчивая мотивация к учебно-познавательной
деятельности;
Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам
решения учебных задач.
Ход урока
1.
Мотивация к учебной деятельности
- Ручки на месте? ( на месте!)
- Ножки на месте? ( на месте!)
- Спинка прямая? (прямая!)
- Локти у края (у края!)
- Мы дружный класс? ( мы дружный класс!)
Всё получится у нас? ( всё получится у нас!)
-Ребята! Посмотрите друг на друга, подарите другу улыбку и
поделитесь своей теплотой и добром!
2. Словарно-орфографическая работа
1) Прочитайте предложение, вставьте пропущенное слово:
Без блина не ………………, без пирога не именины. (масленица)
-Что получилось? (пословица)
Без блина- не масленица, без пирога- не именины.
-Что такое масленица? (ответы детей)
-Да, ребята. С понедельника начнётся масленица. Это старинный
славный праздник проводов зимы, во время которого устраивают
увеселения и пекут блины. А в Православии масленица- это
седмица( 7 дней- неделя) перед Великим постом и называется
сырная неделя.
- Что такое именины?
-Это день твоего имени. Раньше на Руси праздновали не день
рождения, а день того святого покровителя, в честь которого
давали имя человеку. На именины в русских семьях обязательно
пекли именинный пирог. Эта традиция сохранилась до сих пор.
Нам трудно представить день рождения без праздничного торта.
- Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите её .
2) словарная работа
- Прочитайте ещё одно красивое русское слово:
забава
-Что обозначает это слово? (развлечение, игра)
-Определите безударный гласный.
Запишите ещё слова с непроверяемым безударным гласным
гореть невзрачный
-Определите части речи.
-Какие ещё части речи знаете?
3. Актуализация знаний
-В каждой строчке найти лишнее слово:
Подлежащее, существительное, сказуемое
Определение, глагол, обстоятельство, дополнение
- Какие слова остались? Как их можно назвать?
Назовите второстепенный член предложения , который отвечает
на вопросы косвенных падежей ( дополнение)
Назовите второстепенный член предложения, который
обозначает место , время и способ действия.(обстоятельство)
- Что общего между дополнением и обстоятельством
-Как отличить дополнение от обстоятельства?
4. Постановка учебной задачи
-Назовите тему урока.(Дополнение и обстоятельство)
- Поставьте цель урока (Научиться находить дополнения и
обстоятельство и различать их в предложении)
5. Усвоение новых знаний и способов действий
1) Работа в группах. На карточках предложения. Выполнить
синтаксический разбор
Весёлая масленица зиму провожает.( провожает что? зиму –
это дополнение)
Весёлая масленица зимой радует народ.(радует когда? зимой-
это обстоятельство времени)
Русский народ издавна любит масленицу ( любит с каких пор?
издавна- это обстоятельство времени; любит что? масленицу-
это дополнение)
- Проверьте, правильно ли вы определили второстепенные члены
по алгоритму:
1. Определяю, отвечает ли слово на вопрос косвенного
падежа(да или нет)
2.Определяю, обозначает ли слово время, место или способ
действия(да или нет)
3. Делаю вывод- каким членом предложения является слово.
6. Закрепление знаний и способов действий
1) На доске предложения. Выполняют разбор предложений 2
ученика.
Добрые хозяйки пекут вкусные блины.
Солнце посылает тёплые лучи на землю.
- Посмотрите на предложение другого и скажите, чем оно
отличается от вашего. ( в 1 предложении есть дополнение, а во 2
– и дополнение и обстоятельство)
2) Составляем таблицу
Дополнение
Обстоятельство
Отвечает на вопросы
косвенных падежей
Отвечает на вопросы: где?
когда? куда? почему? Как?
Обозначает предмет
Обозначает время, место,
способ действия
Выражено существительным
Выражено наречием,
существительным с предлогом
7. Итог урока
-Как отличить в предложении дополнение от обстоятельства