Автор: Горенцева Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 128"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: День Победы
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад№128»
Методическая разработка
посвященная
Дню Победы
Подготовила воспитатель: Горенцева Л.А.
Пояснительная записка
Быть
патриотом
–
значит
ощущать
себя
неотъемлемой
частью
Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и
формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим
родным
ближним,
детскому
саду,
родным
местам,
родной
стране.
Развивается чувство ответственности и гордости за достижения своей
страны, уважение к героическому прошлому своего Отечества.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры,
коммуникативные игры
интеллектуальная игра
Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.
Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру,
согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка:
коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться
успеху, решать проблему сообща.
Физическое развитие
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных
играх, способствующих развитию психофизических качеств, координации
движений, умению ориентироваться в пространстве.
Познавательное развитие
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр
и обсуждение познавательных мультфильмов на тему: «День Победы».
Речевое развитие
Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение,
беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок. Слушание и
обсуждение художественных произведений на данную тему.
Художественно – эстетическое развитие
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать
характерные особенности предметов или объектов и передавать их через
различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование)
Актуальность:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под
патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у
детей любви к своей Родине. Мы не должны забывать тех, кто отстоял
свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое –
потерял будущее».
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало
осталось в живых фронтовиков, героев тыла. Молодежь не знает, как зовут
героев ВОВ, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны
удостоены звания «Город - герой» и за какие заслуги. Работа направлена на
воспитание у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его
свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение
детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной
войны 1941-1945 годов.
Цель:
Формирование у детей в сопровождении педагогов и родителей
представлений о Великой Отечественной войне, уважения к военной истории
России, патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Сохранение
преемственности поколений.
Задачи
:
1. Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о
значении победы нашего народа, используя различные виды деятельности;
2.Дать понятие о родах войск (лётчики, пехотинцы, моряки, ракетчики,
танкисты.); познакомить детей с историческими фактами военных лет;
произведениями художественной литературы и музыки;
3.Воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой
Отечественной войне, уважения к ветеранам. Повышать у детей уровень
духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и
гражданской ответственности.
4. Провести работу с родителями, привлекая их к патриотическому
воспитанию в семье.
Этапы содержание
1 этап. Подготовительный
Подбор детской художественной литературы для чтения детям. Подбор
сюжетных картинок и иллюстраций. Подбор фотографий по теме: «В нашей
семье ветеран» .Создание презентации для просмотра. Создание альбома
«Книга Памяти».
2 этап. Основной
1.
Беседы о войне, фронтовиках, детях войны.
2.
«Почему война называется Великой Отечественной».
3.
«История георгиевской ленточки».
2. Непосредственная образовательная деятельность.
1.НОД «Этот день мы приближали, как могли…»
2.Лепка «Танк»
4.Конструирование из бумаги «Гвоздика»
3. Чтение художественной литературы и стихотворений.
Е. Благина «Шинель»,
А. Игебаев «День Победы».
Л. Преображенская «Вовкина бабушка»
А. Усачёв «Что такое День Победы?»
А. Митяев «Землянка» «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»
В.Карасева «Хлебные крошки»
4.Разучивание стихов ко Дню победы.
5. Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, презентации.
6. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Моряки»,
«Санитары».
Дидактические: «Назови пословицу», «Образуй новые слова», « Отгадай
загадку», «Я начну, а ты продолжи».
Подвижные игры: «Саперы».
7. Прослушивание музыкальных произведений о войне.
«Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача А.
Суркова «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского «Три танкиста»
муз. Дм. И Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкина .
3 этап. Заключительный
Организация выставки детских работ и рисунков в группе. Блиц – опрос «Что
нового вы узнали о дне Победы». Праздник «День Победы» в детском саду с
приглашением ветеранов ВОВ, возложение цветов к памятнику.
Рекомендовать родителям: посещение праздника Победы, праздничного
салюта, подарить ветеранам цветы.
Работа с родителями:
Предложить провести дома беседы на тему: « В нашей семье есть ветеран»,
Рассмотреть семейные фотографий военных лет. Провести консультацию
«Как рассказать детям о войне». Предложить нарисовать совместно с детьми
рисунок или изготовить треугольник «Письмо ветерану», поучаствовать в
«детсадовской» Книги Памяти»
Список литературы:
1.Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Программа дошкольного
образования»
2. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое
пособие для педагогов».
3. Веракса, Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений».
4. Минишева Т. «День победы». Наглядно - методическое пособие.
5.Художественная литература для выставки «Книги о войне», иллюстрации о
ВОВ.
Приложение
НОД «9 мая – День Великой Победы»
Цель занятия:
Формирование представления детей о событиях ВОВ и празднике «День
Победы»
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с историческими фактами военных
лет. Активизировать и пополнить словарный запас новыми словами: подвиг,
герой, ветеран, фронт, командир, Отечество, передовая, штаб, землянка и т.д.
Учить слушать, отвечаты на вопросы, высказывать свою точку зрения,
выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении
стихотворений о Дне Победы и прослушивании песен, воспитывать уважение
к ветеранам.
Оборудование:
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций, презентация на тему.
Предварительная работа:
- беседа «Праздник со слезами на глазах» - чтение художественных
произведений;
Ход занятия.
Воспитатель:
Дорогие ребята! 75 лет отделяют нас от того первого дня Победы. Давайте
представим с вами мирное предвоенное время. Наша страна крепла и
развивалась, росло благосостояние народа. Строились заводы, фабрики, в
деревнях выращивали большие урожая, овощи, фрукты. Дети ходили в
детские сады, школы. Шла мирная жизнь. Но 22 июня 1941 года, рано утром,
когда все города и села спали, враг неожиданно и вероломно напал на нашу
Родину.
Началась война. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы,
железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные
люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы.
Это Гитлер дал приказ своим войскам захватить нашу страну, а людей
превратить в рабов. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали
поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети - всех убивали на своем
пути. И топтали, топтали нашу родную землю.
Долгих 4 года длилась эта кровопролитная война. Призывно и торжественно
в дни войны звучали слова песни «Вставай, страна огромная!». Эта песня
была призывом к битве, к борьбе с врагом. И поднялись мы, большая семья
русских, украинцев, белорусов, грузин, татар, казахов, башкир и людей
других национальностей. Все: и стар, и млад встали на защиту нашей
Родины.
Ваши прабабушки, прадедушки шли на войну, даже подростки рвались на
фронт и каждый защищал свое Отечество. И назвали эту войну Великой
Отечественной.
Вопросы детям:
1. Ребята, скажите, как жили люди до войны?
2. Что случилось рано утром 22 июня 1941 года?
3. Зачем Гитлер приказал своим войскам захватить нашу страну?
4. Ребята, а как вы будете защищать свою страну, когда вырастите, кем вы
хотите стать?
Воспитатель:
Труден был путь к Победе,
Жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной!
Как с ревом рвались танки в бой,
Свистели снаряды, ракеты,
Пугали расправой мирных людей -
Нельзя нам вовек позабыть об этом.
Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа
пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся
первый парад Победы. Да, ребята, 75 лет прошло с тех пор, как закончилась
Великая Отечественная Война. Но каждый год снова и снова, в преддверии 9
мая, мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину, никогда этот день не
забудут люди. За то, что мы с вами живем, радуемся - мы обязаны нашим
дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот
радостный день и просили нас никогда не забывать о нем.
В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы,
обнимались и целовались. Совершенно незнакомые, но такие родные и
близкие друг другу, столько страшных дней переживших вместе. А теперь их
объединило одно: радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.
Игра «Перенеси патроны».
Считалкой выберем двух командиров. Первое подразделение - танкисты,
второе - пограничники. Материал: 4 обруча, кубики или кегли.
Считалка: раз, два, три, четыре, пять! Всех чудес не сосчитать. Красный,
белый, жёлтый, синий. Медь, железо, алюминий. Солнце, воздух и вода,
горы, реки, города. Труд, веселье, сладкий сон, а война пусть выйдет вон!
Две команды переносят кубики (кегли) - патроны, из одного обруча в другой,
по одному каждый участник.
Проводится игра. После игры дети садятся.
Воспитатель:
Крепко любили русские люди свою Родину. О ней сложили пословицы.
Ребята, какие пословицы о Родине вы знаете?
- «Жить - Родине служить»
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
- «Родина - Мать, умей за нее постоять»
- «Береги землю родимую, как мать родную».
Воспитатель:
Мы знаем из книг, сколько было совершено подвигов! И где бы мы ни были,
в каждом городе нашей страны, стоят памятники павшим освободителям!
В день Победы ветераны надевают ордена и медали, встречаются у
памятников погибшим и рассказывают, как воевали. Весь народ поздравляет
своих освободителей, желает им долгих лет жизни. Ребята, давайте почтим
память павшим героям минутой молчания. Звучит музыка «Вечный огонь» -
муз. Г. Комарова, стихи В. Рябцева. (1 куплет).
Лепка «Танк»
Цель: научить лепить танк конструктивным способом.
Задачи: - учить лепить танк конструктивным способом;
- продолжать развивать чувство цвета;
- развивать моторику;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа: беседа на тему «День Победы».
Оборудование и материалы: педагогический образец, изображение танка;
клеенка, салфетка, тарелочка, пластилин.
Ход работы
Беседа про военную технику с использованием изображением:
Воспитатель: Какую военную технику вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите на танк. - Какого цвета и формы танк?
- Из скольких частей он состоит? - Какой формы и размера части?
А вы помните, что скоро праздник «День Победы»? Давайте нашим
ветеранам слепим танк и подарим его?
Приступаем к работе:
1. Берем целый кусок темно-синего пластилина (или зеленого на выбор
ребенка) и катаем шар.
2. Ладошками приплющиваем его и делаем кирпичек, выравниваем - корпус
танка.
3. Берем половинку голубого пластилина (или светло-зеленого) и тоже
катаем из него шар.
4. Ладошками приплющиваем его и делаем из него куб, выравниваем -
поворотная башня.
5. Скрепляем две полученные части.
6. Берем оставшуюся часть голубого (светло-зеленого) пластилина и делаем
из него толстый жгутик-пушка.
7. Прикрепляем пушку к поворотной башне.
8. Берем черный пластилин и делаем из него черные шарики, потом
сплющиваем их и прикрепляем.
9. Делаем жгутики для гусениц, прикрепляем.
Просмотр детских работ, анализ: какие красивые танки получились! - Что
мы делали на занятии? -Из чего состоит танк? - Дети, вы хорошо
поработали, а теперь уберем рабочее место.
Конструирование из бумаги «Гвоздика».
Совершенствовать навыки работы с бумагой. Закреплять умение следовать
инструкциям педагога, развивать навыки выполнения точных, аккуратных
сгибов. Развивать мелкую моторику рук.
Процесс изготовления:
1. Для одного бутона нужно 4 листа красной бумаги размером 10 на 10
см.
2. Сложите каждый квадратик пополам и еще раз пополам.
3. Таким образом должен получиться квадратик 5 на 5 см. Сложите его
по диагонали. И поднимите вверх нижний край.
4. Часть, которая выступает отрежьте , чтобы получить треугольник.
5. Отверните треугольник на один сгиб и вырежьте зазубрины, как
показано на фото.
6. Разверните заготовку практически до самой середины и сделайте
надрезы по сгибам.
То же самое проделайте со всеми 4 красными квадратами.
7. Отрежьте кусочек красной бумаги, примерно 3 на 5 см и приклейте
его на шпажку, формируя сердцевину.
8. Затем в центре каждой заготовки из красных квадратов сделайте
проколы. Проденьте поочередно листочки, зафиксируйте их клеем, не
забывая при этом формировать бутон.
9. Шпажку обмотайте лентой для флористики.
10. Из зеленой бумаги вырежьте листочки и обмотайте ими кусочки
проволочки.
11. Закрепите проволочку с листочком на стебельке.
Беседа «История георгиевской ленточки».
Раздаем детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем
ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета
есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают? Черный цвет
обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она
георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия
был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в
военное время. Это была исключительная воинская награда. Георгиевская
лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести,
украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и
знаки (рассматриваем ордена Славы).
Где вы видели такие георгиевские ленты? Как вы думаете, почему они там
находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает
себе на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом
прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на
поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой
отечественной войны.
А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему? Вы можете
взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и
победивших в Великой Отечественной войне!
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о
Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору. Каждый ребенок, к
которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о
смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»
«С родной земли — умри, не сходи»
«За правое дело стой смело»
«Жить - Родине служить»
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
Беседа: «Почему война называется Великой
Отечественной?»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории
человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный,
огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей
страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих
четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного
напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она
называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту
своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна!
Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на
передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных
войн в истории России называлась Великой Отечественной войной.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. 22 июня в 12
часов дня по радио сообщили о нападении на нашу страну фашисткой
Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и
прямо со школьной скамьи шли на войну. Каждый день эшелоны увозили
бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с
врагом! По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война
превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено
огромное количество людей. Ужас и потери Второй мировой войны
объединили людей в борьбе против фашизма. 9 мая 1945 года для России
навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашистской Германией.
Блиц – опрос детей средней группы
1. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
2. Что случилось летом в 1941 г.
3. Что такое война?
4. Кто напал на нашу Родину? Зачем?
5. Кто встал на защиту нашей Родины?
6. Кто такие солдаты, что они делают?
7. Когда закончилась война?
8. Кто победил в этой войне?
9. Что такое парад?
10. Что такое памятник павшим воинам?
11. Как страна празднует День Победы?
12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
13. Тебе читают книги о ВОВ?
14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?
15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что
нужно для этого?
Дидактическая игра «Образуй новые слова»
Храбрость – храбрый
Смелость – смелый
Ловкость – ловкий
Быстрота – быстрый и т.д.
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»
Война - страшно, а мир – /здорово/
Солдат - смелый, а враг – /трусливый/
Самолет – чистый, а танк – /грязный/
Марш – бросок – быстрый, а атака - /стремительная/
Подвижная игра «Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на
дощечки.
Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
Можно просмотр тематические передачи по телевизору вместе с детьми.
Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра
станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в
себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим
Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с
ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Так же общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят
контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные
слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Расскажите о ваших воевавших предках.
Делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно
упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то
время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с
такими же интересами.
Не пропускайте посвященные празднику мероприятия в детском саду.
Обязательно участвуйте в них вместе с ребенком, где это возможно.
Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след,
заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Посещение памятных мест.
Детские загадки для детей. Про войну, про военных
На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)
Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом
Дорога, порой минута!
(Десантник)
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком»
Всем «прикурить» даёт кругом. (Танк)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(Танкист)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(Военный летчик)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему Охранять свою …
(Страну)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
(Корабле)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост.
(Солдат)