Автор: Дурнова Любовь Лазоревна
Должность: учитель музыки и изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Воротская ОШ № 6
Населённый пункт: село Ворота, Республика Хакасия
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Русская народная одежда и русская песня-верный спутник человека"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта
урока изобразительного искусства
Ф. И. О. педагога: Дурнова Любовь Лазоревна
Предмет: изобразительное искусство и
музыка
Класс: 5
Тема урока: Русская народная праздничная
одежда и русская песня – верный спутник
человека.
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Ф. И. О. педагога: Дурнова Любовь Лазоревна
Предмет: изобразительное искусство и музыка
Класс: 5
Тема урока: Русская народная праздничная одежда и русская песня – верный спутник
человека.
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания.
Цель: - для учителя – создание условий для творческого выполнения эскиза-образа
русского костюма;
- для учащихся – освоение особенностей русской праздничной одежды и
выполнение эскиза-образа русского костюма в различных техниках.
Деятельностные цели:
- Формирование представления о различных видах русского костюма и различных видах
жанра «русская песня».
-Развитие
способности
анализировать
символические
изображения
орнамента,
украшавшего русский костюм и понимать их смысл;
-Создание альбома (мини - проект)
– «Русский женский костюм» и коллективной
композиции «Весёлый хоровод».
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное
многообразие современного мира;
- фо
рмировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
–
формирование и развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и использование информации.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
- знать основные компоненты, составляющие образный строй русского женского костюма,
его
структуру,
символику
орнамента
и
цвета;
сформировать
понимание
связи
представлений людей о целостном устройстве мира и образного строя одежды;
- развивать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, воспитывать
интерес к истории создания русского костюма, подвести к осознанию неразрывной связи
музыки и декоративно-прикладного искусства на жизненно-трудовой основе русских
крестьян;
-
упражнять
обучающихся
в
использовании
различных
материалов
и
средств
художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Этап урока,
цель каждого
этапа урока
Формируемые
УУД
Деятельность учеников
Деятельность учителя
1.Организацио
нный
этап.
Подведение к
цели урока.
Цель:
включение
учащихся в
деятельность
на личностно-
значимом
уровне.
Коммуникативн
ые:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
одноклассникам
и.
Входят
под
русскую
народную
песню
«Белолица-круглолица» в
исполнении
народного
хора, входят хороводом.
Ведёт хоровод различными
«узорами»: волнистой
линией, переплетением,
«цветочками»,
«звёздочками».
2.
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация к
изучению
темы. Выбор
учащимися
задачи,
которую они
хотели бы
достигнуть к
концу урока.
Освоение
нового
материала.
Задача:
познакомиться
с
традиционным
русским
костюмом, его
значением,
украшением.
Коммуникативн
ые:
сотрудничество с
учителем и
одноклассникам
и
Регулятивные:
целеполагание;
Познавательные:
самостоятельное
выделение –
формирование
познавательной
цели.
Предполагаемые ответы:
- музыка подсказала,
слышится
танцевальный
плавный шаг;
-
Рисунок,
узор,
орнамент;
- русский хоровод,
русские народные
костюмы, переплетение
голосов, узоры в танце,
природе, русские
орнаменты.
- В этой песне говорится
об образе русской
девушки.
- о русских народных
костюмах, узорах,
орнаментах, украшавших
костюмы;
- русский костюм.
(дети перечисляют виды
деятельности на уроке,
т.е. составляют
самостоятельно схему
- почему вошли хороводом?
- Давайте нарисуем
движение хоровода линией, я
на доске, а вы в тетради.
-Что получилось из
хоровода?
- что вы «увидели»
внутренним зрением,
услышали и почувствовали в
этой музыке?
- О каком образе говорится в
этой песне?
- О чем мы сегодня будем
говорить? Что делать на
уроке?
- Тема сегодняшнего урока?
Запишите в тетрадь тему
урока «Русский костюм».
- Да, мы научимся создавать
эскиз-образ русской женской
одежды.
-Что для этого вы бы хотели
узнать и сделать?
Применяет приём
урока:
- познакомиться с
историей костюма;
- изучить правила
украшения;
- вспомнить виды
орнаментов;
- выполнить творческую
работу;
- оценить свою работу.
Читают, выбирают,
озвучивают, объясняют
«почему?», наилучший
вариант записывают на
доске, например:
«Развернись, сарафан
златокрылый,
Во всю ширь, во всю
стать, во всю прыть»
или «Плыли девы в
цветных сарафанах
Среди радуг, лугов и
полей.
Все румяные, словно
матрёшки,
Хороводы вели без
конца...»
«составление кластера»
пишет на доске в центре
«Русский народный костюм»,
а вокруг записывает
предложенные детьми
предложения и соединяет
линиями с ключевым словом.
Получилась схема урока,
которая графически
определила поле
деятельности учащихся на
уроке.
- Теперь нам нужно выбрать
эпиграф к результату нашей
деятельности на уроке.
Предлагаю найти его в
стихах, которые вы найдёте у
себя на столе. Работайте
парами.
Осознание
новой темы.
совместно с
детьми
выработать и
постановку
цели на
данном этапе
деятельности,
выбор средств
выразительнос
ти и
материалов и
способов
работы.
Познавательны
е УУД
- действия по
исследованию,
поиску и отбору
необходимой
информации,
Метапредметны
е УУД
регулятивные:
- отличать
различные виды
объектов
выполняемого
задания;
-осуществлять
самоконтроль;
коммуникативн
получают
первоначальные знания
(смотрят
слайды
презентации
«Русский
народный
праздничный
костюм»)
-
о
людях
ушедшей
эпохи,
об
их
быте,
мировоззрении, эстетике,
названиях одежды;
Самостоятельный
поиск и запись слов:
сарафан, рубаха
передник, понева,
навершник, венец и
повязка, косники,
кокошники.
- да, модельеры
Русский народный костюм -
это
свидетельство
прочной
связи с
культурой
далёких
предков.
(Показ
презентации
«Русский
народный
праздничный
костюм»)
- Какую информацию несёт
нам русский костюм?
- в их запомнили? Если нет,
то найдите в учебнике
выделенные жирным
шрифтом слова – названия
одежды русского костюма и
запишите столбиком в
тетрадь.
- современен ли русский
костюм в наши дни?
ые:
- слушать и
понимать речь
других;
-умение
грамотно (точно,
понятно и
развёрнуто)
выражать свои
мысли с
помощью
разговорной
речи, во время
ответов.
используют элементы
русского костюма в
создании собственных
моделей;
- в народном фольклоре, в
художественной
самодеятельности, в
театральных постановках,
в музеях.
- Сарафан;
из простой, самотканой
ткани темного цвета,
чтобы быстро не
маралась;
- из красивой покупной
ткани;
- по подолу и по линии
застёжки
узорными
лентами,
тесьмой,
кружевом, пуговицами;
- узор, орнамент.
- Где чаще всего мы видим
русский костюм?
- Как вы думаете, что лежит в
основе женского русского
костюма?
- Верно, сарафан - одежда
свободного покроя - он не
должен
был
подчёркивать
линии
фигуры.
Шьётся
сарафан
с
широкими
проймами
или
на
лямках.
Вырез может быть округлым
или прямоугольным.
- Как вы думаете, из какой
ткани
шили
будничный
сарафан?
- праздничный сарафан?
- Для праздничного сарафана
обычно
покупали
дорогой
материал - парчу, китайку,
шерстяной
гарус.
Сарафан
одевался на длинную рубаху.
Она была одной из наиболее
нарядных
частей
женского
костюма.
Особенно пышно
украшали
ворот,
грудь,
широкую пройму, подол и
рукава.
- Чем украшался сарафан и
рубаха?
-Что лежит в основе
украшения
на
лентах,
кружевах?
Актуализаци
я знаний.
Повторение
изученного
материала,
необходимого
познавательные
:
- ориентироватьс
я в своей системе
знаний
(определение
Дети готовятся в
группах и озвучивают
ответы. Орнамент
бывает растительным,
геометрическим,
зооморфным или
Задание
по
группам
(использую
технику
постановки вопросов)
-Что такое орнамент? - I
группа
- Какой? (виды орнамента) –
для «открытия
нового
знания».
Упражнения
на
закрепление
изученного
материала.
границ знания-
незнания);
моделированию
изучаемого
материала;
-
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого
характера.
коммуникативн
ые:
-слушать и
понимать речь
других;
- уметь точно и в
полном объёме
воспринимать и
осознавать
получаемую
информацию;
регулятивные:
-уметь
планировать
свою
деятельность на
уроке под
руководством
учителя и
определять её
последовательно
сть;
-анализировать
свою творческую
деятельность.
смешанным, а также
ленточным, замкнутым и
сетчатым. Считалось, что
орнамент наряду с
красным цветом обладает
охранительным
воздействием, поэтому и
размещался он в тех
местах, где заканчивалась
одежда. Окружая руку
символами, человек хотел
увеличить её силу и
ловкость.
- в украшении зданий,
одежды, игрушках,
посуды, в народных
промыслах –
декоративно-прикладном
искусстве;
- не было бы
декоративно-прикладного
искусства;
- Орнамент - основа
декоративно-
прикладного искусства.
- Посеять лён, убрать,
спрясть, соткать ткань,
выбелить на солнце,
покрасить;
- песни, хороводы, игры,
танцы…
II группа
- Для чего? – III группа
-Какие символы применяли в
орнаментах? – IV группа
- Где используется орнамент?
- А если бы не было
орнамента в декоративно-
прикладном искусстве, что
бы случилось?
(подведение
к
промежуточному
выводу):
Таким образом, мы можем с
уверенностью
сказать,
что
орнамент …
- для того, чтобы сшить
костюм, что нужно было
сделать девушкам?
- Что помогало им в тяжёлой
работе?
Профилакти
ческий.
Физминутка
регулятивные:
- определять и
формулировать
деятельность на
уроке
Поют песню «Дуня-
тонкопряха» и танцуют
самопроизвольно.
- Слова песни связаны с
Вот и мы сейчас споём песню
про Дуню-тонкопряху.
Двигайтесь, как вам
подскажет песня.
- что вы поняли при пении и
выполнении движений?
движениями смыслом,
всё было, как в жизни.
- Верно, вот так возникла
неразрывная связь костюма
с песней и роднила их
своеобразием ритмов и
гармонических сочетаний
сама жизнь.
«Первичная
проверка
понимания и
закрепление
умений».
Постановка
художественн
ой задачи:
выбрать
орнамент и
цветовые
решения для
создания
эскиза
сарафана
(бумажных
макетов) в
материале.
регулятивные:
- определять и
формулировать
деятельность на
уроке;
- проводить
анализ
творческой
деятельности.
Работают парами,
зачитывают строчки
стихов, объясняют,
почему выбрали.
– выбрать
орнамент и
цвет
Дети выполняют
упражнение «Дорисуй
сарафан».
- Посмотрите, на доску. Вы
видите, какие красивые
сарафаны тут нарисованы.
Мне их передали студенты-
модельеры из Абаканского
колледжа. Но они мне
передали не только
завершённые работы, но и
недорисованные, и просили
меня, чтобы я их передала
вам. Ну что, ребята поможем
Будущим модельерам в их
работе? Что вам потребуется
решить в первую очередь?
Применение
освоенного в
практической
деятельности
регулятивные:
- определять
последовательно
сть своих
действий на
уроке;
предметные:
- владение
худ.материалами
Метапредметны
е УУД
регулятивные:
- анализировать
правильность
выполнения
задания;
Учащиеся
работают
по
трем
заданиям:
дифференциация
в
обучении:
1группа
выполняет
эскизы в цвете (слабые
уч-ся);
2 группа выполняет эскиз
сарафана в технике –
аппликация;
3группа
работает
индивидуально и в паре -
выполняют
объемную
фигуру.
Техника
-
бумагопластика.
Используется
видео-
наглядность.
Конечный результат: 1 и
2
группы
оформляют
Работаем в группах:
Как только оденете фигурки в
костюмы, что нужно ещё
сделать с костюмами?
Украсить орнаментами при
помощи фломастеров и
вклеить в нашу
коллективную композицию
«Весёлый хоровод».
-Кто скажет правила
безопасности работы с
ножницами? (передавать
кольцами вперёд, не играть с
ножницами, использовать по
назначению)
Тихо звучат: Варламов
«Красный сарафан»; р.н.п.
«Во кузнице», «Ах, вы, сени»,
«Вдоль по улице метелица»,
«Барыня», «Во поле берёза
-осуществлять
самоконтроль;
познавательные
- проводить
анализ своей
творческой
деятельности;
альбом (мини - проект)
–«Русский
женский
костюм» и защищают.
3
группа
составляет
коллективную
композицию
«Веселый
хоровод»
- У неё задорная мелодия,
быстрый темп и смешные
слова
- из лопуха
стояла» (или любые
народные песни на
усмотрение преподавателя
для фона во время
выполнения учащимися
рисунков).
- О сарафане говорили не
только всерьез, но и в шутку.
Давайте споём шуточную
песенку «Во кузнице».
- Как вы думаете, почему я
назвала эту песню
шуточной?
- Вспомните, пожалуйста, из
чего сшили Дуне сарафан?
- Молодцы, вы очень
внимательны.
Информация о
домашнем
задании,
инструктаж
о
его
выполнении»
Задача:
поисковая
работа в
визуальном
сравнении
различных
народных
костюмов.
Записывают Д.З. в
дневники.
Задание №3 с. 59.
Учащимся предлагается
найти вместе с родителями в
книгах, журналах, Интернете
2-3 образца народной
праздничной одежды разных
регионов России или
ближайшего зарубежья,
сравнить их общие и
отличительные признаки.
Подготовить рассказ о том,
как в форме костюма и
отдельных деталей, в
цветовом решении,
орнаментах проявляются
черты национального
своеобразия, связь с
природой.
Рефлексия
(подведение
итогов
занятия).
Оценка
результатов.
Цели и
Личностные
УУД
- установление
связи между
целью
деятельности и
её результатом;
раскрашенные сарафаны
наклеивают на лист с
нарисованными
девушками в хороводе.
Учащиеся оценивают
практические работы.
Выставка работ.
- Прошу вас оценить свои
работы и работы своих
товарищей.
задачи:
Обобщение
темы урока,
подведение
итогов урока,
организация и
комментирова
ние экспресс-
просмотра
детских работ,
фронтальная
оценка
деятельности
обучающихся.
- обсуждать
творческие
работы
одноклассников
и давать оценку
своей
деятельности на
уроке;
- уметь
критически
оценивать
творческие
работы (свои и
одноклассников),
определять
лучшие и
разделять их по
уровню качества;
Метапредметные
УУД
регулятивные:
- осуществлять
самоконтроль;
-давать оценку
деятельности на
уроке совместно
с учителем и
одноклассникам
и;
коммуникативны
е:
-уметь точно,
развёрнуто и
грамотно
выражать свои
мысли.
отвечают на вопросы:
- мне было интересно…
- меня удивило…
- мне было трудно…
- мне захотелось…
- Сарафан.
- из жизни человека, его
работы, отдыха и
увлечения декоратвно-
прикладным
искусством и песнями.
- читают, размышляют,
озвучивают.
- соответствует
Продолжают
подготовленные две
ученицы:
И в суровые годы России
Пряли бабы суровую
нить.
Вот в таком домотканом
наряде
В церковь шла
многодетная мать.
Сарафан - широта та, что
надо-
Можно поле холстиной
устлать!
Ой, ты, милый, кудрявый,
желанный,
На гармошке играй
веселей!
Плыли девы в цветных
сарафанах
- Итак, сарафаны мы
«сшили». Теперь оценим
свою деятельность на уроке
(рефлексивные вопросы)
скажите, что вас вдохновляло
на работу? (Картины, песни и
танцевальные движения.)
- А что было центром,
что объединяло и музыку, и
картины, и ваши работы?
- откуда появились песни,
стихи, картины о сарафане и
сам сарафан? (подведение к
выводу)
- Посмотрите на выбранный
вами эпиграф к результату
вашей деятельности на уроке,
прочтите, и скажите,
соответствует ли он нашему
результату?
Читаю эпиграф урока:
Развернись, сарафан
златокрылый,
Во всю ширь, во всю стать, во
всю прыть.
Среди радуг, лугов и
полей.
Все румяные , словно
матрёшки,
Хороводы вели без
конца...
Не одна ликовала
гармошка-
Выбирай по душе
молодца!
А какие частушки певали!
И платочки взлетали из
рук!
Наша бабушка старою
стала,
Сарафан свой сложила в
сундук.
Мать моя сарафан
примеряла,
Говорила: ах мне бы
сплясать!
Заросли деревеньки
бурьяном,
И гармошки давно не
слыхать.
Не услышишь весёлой
частушки,
Молодые теперь в
городах...
В деревеньке расскажет
старушка
О былых хороводных
годах!
- это стихотворение
заставляет нас задуматься
о многовековой жизни и
судьбе сарафана.
- конечно, берём!
- о чём это стихотворение
С.Пригоцкой заставляет нас
задуматься?
- Берём ли мы сарафан с
собою в 21 век?
- От того, как мы
относимся к старине, к
родимой нашей Земле,
зависит, порою, быть или
не быть культуре и вере, и
как будем жить!