Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Применение инновационных технологий в работе учителя-логопеда при постановке и автоматизации звуков у детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Применение инновационных технологий в работе
учителя-логопеда при постановке и автоматизации
звуков у детей с ОВЗ»
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми
нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти
дети имеют свою специфику развития. У многих из них имеются проблемы с
речью, такие дети обычно растут ослабленными, нервными,
раздражительными. Им свойственно отсутствие интереса к окружающему,
снижение уровня эмоционально – волевой сферы.
Поэтому необходимо включение в практику инновационных технологий.
Использование Су- джок терапии в логопедической работе
Многим известно о пользе включения элементов Су- джок терапии в
логопедическую работу, ведь данная методика направлена на стимуляцию
высокоактивных точек, расположенных на кистях рук, которые соответствуют
всем органам и системам человека, в том числе на речевые зоны коры
головного мозга. Она позволяет повысить потенциальный энергетический
уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую
моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Именно
поэтому я изготовила дидактическую игру «Весёлый ежик», основанную на
применении элементов Су- Джок терапии.
При работе по автоматизации
звуков в слогах, ребенок произносит слоги, при этом поочередно нажимает
кончиками пальцев и ладошкой на ёжика, что способствует правильному
произношению звуков.
Использование пескотерапии в логопедической работе.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,
он способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с детьми
с
ОВЗ.
Погружение
обеих
рук
в
песок,
снимает
мускульное,
психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику
рук.
Играя с песком, полезно проводить незатейливые, но для детей
занимательные и полезные упражнения для закрепления звуков, такие, как
-Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из песка,
произнося закрепляемый звук. Так же проигрывать такие игры:
-Игра «Дорожка». Провести линию по песку и просить ребенка провести рядом
линию и при этом произносить нужный звук, слог, слово.
- Игра «Горочка». Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося
коррегируемый звук.
- Игра «Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала
среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
- Игра «Заведем мотор». Предложить ребенку катить машинку по песку, заводя
мотор машины и проговаривая при этом звук «р».
- Игра «Горки» (на дифференциацию звуков в словах, предложениях, в связной
речи). Ребенок строит две горки, далее дается задание расположить фигурки в
названии которых есть звук [р] на одной горке, а в названии которых есть звук
[л]- на другую.
Использование акватерапии в логопедической работе
Игры с водой поднимают настроение у детей, дарят им огромное количество
положительных эмоций, поэтому познавательная мотивация в ходе занятий
достаточно высока.
Игра «Водолаз»
Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки,
предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми
звуками.
Игра «Найди картинки на нужный звук»
Цель:
Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове,
автоматизация коррегируемого звука в словах.
Ход игры: Под емкостью с водой поле с заданием: «Найди слова на букву С,
назови их и положи на эти картинки синий камешек». При этом можно
использовать различные ламинированные поля с заданиями на закрепление
необходимых звуков.
Использование хромотерапии в логопедической работе
Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно
заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу
внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают.
Используя методику цветотерапии, изучающую свойства цвета в
коррекционной работе, можно автоматизировать и дифференцировать
исправленные звуки с помощью предметов различных цветов.
Например, игра «Путешествие в Желтый город». При автоматизации звука
«ж», можно предложить ребенку найти среди желтых предметов сначала те, что
содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтый жираф
и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик,
желтый зайчик, желтая звезда и т. д.)
Все данные игры вызывают у детей радостное настроение, поднимают
жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений. У
детей отмечается положительная динамика в процессе постановки,
автоматизации звуков, в расширении словарного запаса, развитии связной речи.