Из опыта работы "Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Автор: Фирсова Татьяна Геннадьевна Должность: учитель Учебное заведение: КОУ ХМАО - Югра "Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: ХМАО - Югра г. Нефтеюганск Наименование материала: Статья Тема: Из опыта работы "Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Раздел: дополнительное образование
Фирсова Татьяна Геннадьевна, учитель
КОУ ХМАО - ЮГЫ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
СТАТЬЯ
Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся,
в школе – интернате для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии,
выбрать
среди
них
ту,
с
которой
начинается
трудовой
жизненный
путь?
Ре ш е н и е задачи
трудовой
подготовки
обучающихся,
воспитанников
с
нарушением интеллекта является приоритетной в образовательном процессе
коррекционной школы. Одним из направлений Программы развития школы
является
профессиональная
ориентация
обучающихся,
воспитанников
с
ограниченными возможностями здоровья. Цель профессиональной ориентации
-
помощь
обучающимся,
воспитанникам
в
дальнейшем
их
становление,
в
социализации
ориентации
и
адаптации
в
условиях
окружающей
среды,
в
выборе профессии, подготовке выпускников для работы на производстве.
Работая в этом направлении мною был разработан учебно –
методический комплекс, в который вошли презентации «Выбор профессии»,
«Классы профессий», «Отделы и группы профессий», Рабочая программа курса
по профессии «Слесарь».
Использование данного комплекса презентаций способствует
совершенствованию
знаний
о
мире
профессий
и
формированию
единого
пространства
общего
и
профессионального
образования
у
обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная
ориентация
—
это
система
научно
обоснованных
мероприятий,
направленных
на
подготовку
обучающихся,
воспитанников
к
выбору профессии оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Презентации
позволяют
разобраться
обучающимся,
воспитанникам
в
классификации профессий:
При изучении многих предметов обучающиеся уже встречались с тем,
как систематизируются разнообразные простые и сложные объекты, факты,
явления
и
т.
д.
Обучающимся,
воспитанникам
необходимо
знать,
что
в
зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на типы:
Когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль
(как бы ни была она хороша, престижна и т.п.) а на предмет (объект)
труда. С предметом надо что-то сделать (цель труда). В любом труде
е с т ь орудия,
средства. И
наконец,
немаловажно
объяснить
обучающимся,
воспитанникам
в
каких условиях человек
работает.
Вот
по
этим
четырем
признакам и строится объяснение классификации профессий. Тут имеют место
все три цели труда – познавательная, преобразующая и изыскательская. Очень
важно объяснить, что в любой профессии можно установить главную цель
труда и по этой цели отнести ее к определенному классу.
Выявл
ение
и н т е р е с о в
и
склонностей,
способностей
обучающихся,
воспитанников
и
формирование
практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной
деятельности помогает понимание классов профессий:
Формирование
способности
принимать
адекватное
решение
о
выборе
дальнейшего
направления
образования,
пути
получения
профессии.
Формировать готовность выпускников школы осуществлять выбор профиля,
соответствующего
их
способностям,
интересам
и
возможностям
здоровья
позволяет понимание существующих групп и отделов профессий.
Учитывая
возрастные
особенности
подростков,
система
предпрофильной
подготовки позволит реализовать следующие цели:
-
Формирование
опыта
самопознания,
самореализации,
индивидуального
и
коллективного действия;
-
Формирование
познавательной
мотивации,
определяющей
установку
на
продолжение образования;
-Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической
деятельности
-Формирование учебно-практической самостоятельности.
Все это позволяет выявлять интересы и склонности, способности
обучающихся,
воспитанников
и
формировать
их
практический
опыт
в
различных
сферах
познавательной
и
профессиональной
деятельности,
ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе. Оказывать
психолого-педагогическую
помощь
в
приобретении
обучающимися,
воспитанниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том
числе,
связанных
с
профессиональным
становлением.
Развивать
широкий
спектр
познавательных
и
профессиональных
интересов,
ключевых
компетенций,
обеспечивающих
успешность
в
будущей
профессиональной
деятельности.
Расширять
возможности
социализации
обучающихся,
воспитанников
общеобразовательной (специальной) коррекционной школы – интерната VIII
вида.
Литература
Ученая работа мастера производственного обучения: учеб. пособие/
Г.И. Кругликов, М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
Теоретические основы методики преподавания технологии: Г.И. Кругликов, К. :
Издательство Курского госпедуниверситета, 2009. – 251 с.
Основы производства. Выбор профессии: учеб. Пособие/ Е.А. Климов С.Н.
Чистякова, М.: Издательство «Просвещение», 2008. 64 с.