Напоминание

Из опыта работы "Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".


Автор: Фирсова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ ХМАО - Югра "Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: ХМАО - Югра г. Нефтеюганск
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы "Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фирсова Татьяна Геннадьевна, учитель КОУ ХМАО - ЮГЫ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
СТАТЬЯ

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся,

в школе – интернате для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья».
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь? Ре ш е н и е задачи трудовой подготовки обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта является приоритетной в образовательном процессе коррекционной школы. Одним из направлений Программы развития школы является профессиональная ориентация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Цель профессиональной ориентации - помощь обучающимся, воспитанникам в дальнейшем их становление, в социализации ориентации и адаптации в условиях окружающей среды, в выборе профессии, подготовке выпускников для работы на производстве. Работая в этом направлении мною был разработан учебно – методический комплекс, в который вошли презентации «Выбор профессии», «Классы профессий», «Отделы и группы профессий», Рабочая программа курса по профессии «Слесарь». Использование данного комплекса презентаций способствует совершенствованию знаний о мире профессий и формированию единого пространства общего и профессионального образования у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку обучающихся, воспитанников к выбору профессии оказание помощи в профессиональном самоопределении. Презентации позволяют разобраться обучающимся, воспитанникам в классификации профессий: При изучении многих предметов обучающиеся уже встречались с тем, как систематизируются разнообразные простые и сложные объекты, факты, явления и т. д. Обучающимся, воспитанникам необходимо знать, что в зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на типы: Когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы ни была она хороша, престижна и т.п.) а на предмет (объект) труда. С предметом надо что-то сделать (цель труда). В любом труде е с т ь орудия, средства. И наконец, немаловажно объяснить обучающимся, воспитанникам в каких условиях человек работает. Вот по этим четырем признакам и строится объяснение классификации профессий. Тут имеют место все три цели труда – познавательная, преобразующая и изыскательская. Очень важно объяснить, что в любой профессии можно установить главную цель труда и по этой цели отнести ее к определенному классу. Выявл ение и н т е р е с о в и
склонностей, способностей обучающихся, воспитанников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности помогает понимание классов профессий: Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. Формировать готовность выпускников школы осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям, интересам и возможностям здоровья позволяет понимание существующих групп и отделов профессий. Учитывая возрастные особенности подростков, система предпрофильной подготовки позволит реализовать следующие цели: - Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия; - Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; -Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности -Формирование учебно-практической самостоятельности.
Все это позволяет выявлять интересы и склонности, способности обучающихся, воспитанников и формировать их практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе. Оказывать психолого-педагогическую помощь в приобретении обучающимися, воспитанниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением. Развивать широкий спектр познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности. Расширять возможности социализации обучающихся, воспитанников общеобразовательной (специальной) коррекционной школы – интерната VIII вида. Литература Ученая работа мастера производственного обучения: учеб. пособие/ Г.И. Кругликов, М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с. Теоретические основы методики преподавания технологии: Г.И. Кругликов, К. : Издательство Курского госпедуниверситета, 2009. – 251 с. Основы производства. Выбор профессии: учеб. Пособие/ Е.А. Климов С.Н. Чистякова, М.: Издательство «Просвещение», 2008. 64 с.


В раздел образования