Напоминание

Применение Технологии Развития Интеллектуально-Информационных Компетенций в начальной школе


Автор: Петрова Парасковья Никитична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ национальная Гимназия
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Применение Технологии Развития Интеллектуально-Информационных Компетенций в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Применение Технологии Развития Интеллектуально-Информационных

Компетенций в начальной школе

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я

стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного

человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия

учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с

учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие

активизации мыслительной деятельности школьников.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами.

Использую

методы

исследовательского

характера,

дискуссии,

познавательные

игры,

интегрированные

уроки

с

применением

мультимедийных

технологий.

Культура,

интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из

главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

Технология Развития Интеллектуально-Информационных Компетенций: Суть нового

заключается в том, что у детей по данной технологии развивается умение работать с текстом,

разграничивать УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ по критериям: ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, УМЕНИЕ. При

этом ведется основательное мыследействие в парах, группе и классном коллективе.

Наблюдается позитивная динамика степени усвоения учебного материала.

Данная технология позволяет учителю систематизировать темы по блокам и выбирать

учебные задачи так, чтобы каждая задача работала на какой-нибудь определенный критерий.

Основное внимание уделяется на работу с информацией.

Тема: Задачи на одновременное движение

Начальная школа, 4 класс. Предмет: Математика. Количество часов 4

УМК «Перспектива»

Учебник :Петерсон Л.Г. Математика Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х

частях, ч.2 – М., Ювента, 2015г.

Цель изучения темы:

Использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности

для

составления задачи на одновременное движение на основе:

-знания структуры задачи на движение, взаимосвязи компонентов, формулы;

-понимания взаимосвязи между типом задачи и способом действия;

-умения составлять задачи на движение.

Планируемый результат освоения темы:

Личностные умения:

- Овладение начальными навыками адаптации на основе метода рефлексивной самоорганизации.

− Принятие социальной роли «учащегося», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению

математики.

Познавательные умения:

- овладеть

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные умения:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее

осуществления

- развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные умения:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение задавать вопросы.

Предметные умения:

- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и

числовыми выражениями;

- использовать формулы при решении задач на движение;

- определять скорость на координатном луче;

- составлять схему задач на движение при помощи координатного луча;

- решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и

строить простейшие алгоритмы.

Содержание темы (4 часа):

Блок 1. Одновременное движение по координатному лучу

Блок 2. Скорость сближения и скорость удаления

Блок 3. Скорость сближения и удаления

Блок 4. Диагностика освоения темы

Термины и понятия:

одновременное движение, координатный луч, скорость сближения и удаления, время,

расстояние, формула скорости, времени и расстояния.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: Литературное чтение (герои литературных произведений). Связь с

уроком технологии (первоначальные умения чертить).

Ресурсы:

Учебник :Петерсон Л.Г. Математика Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-

х частях, ч.2 – М., Ювента, 2015г.

Самостоятельные и контрольные работы.

Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

I этап: Самоопределение к деятельности

1.Ситуативное задание: Слайд 1.

Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.

Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей

300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.

Сможете ли сразу составить задачу? Какие знания необходимы для решения данной

задачи?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Блок 1. Одновременное движение по координатному лучу.

Содержание блока осваивается школьниками на основе учебника Математика 4,часть2,

Урок 23, в соответствии с данной структурой:

1.

Движение по координатному лучу.

2.

Встречное движение.

3.

Движение в противоположных направлениях.

4.

Движение вдогонку.

5.

Движение с отставанием.

Задание 1(З) Учебник, с. 77, № 1. Работа в паре, взаимопроверка, слайд2

4ед/мин 6 ед/мин

0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

44

Незнайка и Кнопочка вышли одновременно навстречу друг другу из точек 0 и 40

координатного луча.

Определи по рисунку скорость и направление Незнайки и Кнопочки.

Задание 2 (З) Отметьте точки, в которых будут Незнайка и Кнопочка через 1 мин после

выхода, через 2 мин, 3 мин, 4 мин.

Задание 3 (П) Сделайте вывод о движении объектов и аргументируйте.

Задание 4 (З)Учебник, с. 78, № 2 а) Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 3

Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после

выхода.

а)

А 2ед/мин 3 ед/мин В

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

22

Задание 5(З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 3

Используя данные координатного луча заполните таблицу. Объясните свое решение

t мин

0

1

2

3

4

t

x

A

x

A =

x

B

x

B

=

Задание 6 (З)Учебник, с. 78, № 2 б)Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 4

Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после

выхода.

6 ед/мин С D 9 ед/мин

0 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72

78

Задание 7 (З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 4

Используя данные координатного луча заполните таблицу Объясните свое решение

t мин

0

1

2

3

4

t

x

C

x

C

=

x

D

x

D

=

Задание 8 (З)Учебник, с. 78, № 2 в)Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 4

Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после

выхода.

E 4ед/мин F 12ед/мин

0 8 16 24 32 40 48 54 60 64 72 80 88 96

Задание 9 (З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 5

Используя данные координатного луча заполните таблицу Объясните свое решение

t мин

0

1

2

3

4

t

х

Е

х

Е

=

x

F

x

F

=

Задание 10 (З)Учебник, с. 78, № 2 г)Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 6

Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после

выхода

K 15ед/мин M 5 ед/мин

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Задание 11 (З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 6

Используя данные координатного луча заполните таблицу Объясните свое решение

t мин

0

1

2

3

4

t

x

K

x

K

=

x

M

x

M

=

Задание 12 (У)

Нарисуйте координатный луч, показывающий одновременное движение двух объектов.

Диагностическое задание

Покажи движение Крокодила Гены по числовому лучу и вставь в рассказ пропущенные

числа.

Крокодил Гена вышел из точки ____ и пошел налево со скоростью __ед/мин. Через 3

минуты он оказался в точке ___, которая удалена от клуба на расстоянии ___ единиц. Еще через

___ минут он пришел в клуб. Всего он шёл до клуба ___ минут.

Блок 2. Скорость сближения и скорость удаления

Содержание блока осваивается школьниками на основе учебника Математика4, часть2,

Урок 24, в соответствии с данной структурой:

1.

Одновременное движение по координатному лучу.

2.

Скорость сближения и скорость удаления.

3.

Формула скорости сближения и скорости удаления.

Задание 1 (З) Учебник с. 81 №1 1) индивидуальная работа. Слайд 1 (для проверки)

Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.

1)

Встречное движение. Слайд 1

Мальвина 2 ед/мин 1 ед/мин Буратино

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Задание 2 (З) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 1

На основе данных координатного луча, заполни таблицу.

t мин

0

1

2

3

t

Вывод:

Сближаются на

…. ед. в минуту

Формула

v…=

x

М

x

Б

d

Задание 3 (П). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 1

Сделай вывод о том, как изменяется расстояние между объектами

Задание 4 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 1

Преобразуй вывод в формулу.

Задание 5 (З) Учебник с. 81 №1 2) индивидуальная работа. Слайд 2

Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.

2)

Движение в противоположных направлениях. Слайд 2

Помидор 2 ед/ч 3 ед/ч Чипполино

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Задание 6 (З П) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 2

На основе данных координатного луча, заполни таблицу. Сделай вывод.

t мин

0

1

2

3

t

Вывод

Формула

v…=

x

П

x

Ч

d

Задание 7 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 2

Преобразуй вывод в формулу.

Задание 8 (З) Учебник с. 81 №1 3) индивидуальная работа. Слайд 3

Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.

3)

Движение вдогонку. Слайд3

Гена 2 ед/ч 1 ед/с Чебурашка

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Задание 9 (З П) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 3

На основе данных координатного луча, заполни таблицу. Сделай вывод о движении

объектов.

t мин

0

1

2

3

t

Вывод

Формула

v…=

x

Г

x

Ч

d

Задание 10 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 3

Преобразуй вывод в формулу.

Задание 11 (З) Учебник с. 81 №1 4) индивидуальная работа. Слайд 4

Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.

4)

Движение с отставанием. Слайд 4

Пончик 1 ед/ч 3 ед/ч Незнайка

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Задание 12 (З П) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 4

На основе данных координатного луча, заполни таблицу. Сделай вывод о движении

объектов

t мин

0

1

2

3

t

Вывод

Формула

v…=

х

п

х

н

d

Задание 13 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка.

Преобразуй вывод в формулу.

Задание 14 (У) Решите задачу.

Учебник с.83 №7, индивидуальная, фронтальная проверка.

Со станции вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Через некоторое время с той же станции и

в том же направлении вышел второй поезд. С какой скоростью он должен ехать, чтобы

расстояние между ними с момента выезда второго поезда не менялось?

Задание 15 (У) Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

Составьте алгоритм вычисления скоростей сближения и удаления для всех случаев

одновременного движения.

Диагностическая работа

Учебник с. 83 №3

Велосипедист и всадник движутся навстречу друг другу. Скорость велосипедиста 20 км/ч,

а скорость всадника 16 км/ч.

Напиши формулу сближения

v

сбл

= _________________________

Учебник с. 83 №4 работа в паре, взаимопроверка. Слайд 6

Прохожий гонится за своей шляпой, которую ветер несет со скоростью 4 м/с. Как

изменяется расстояние между прохожим и шляпой до момента встречи, если он бежит со

скоростью 5 м/с?

Напиши формулу движения вдогонку

v

сбл

= _________________________

Учебник с. 83 №5 работа в паре. Слайд 7

Два катера плывут в противоположных направлениях со скоростью 25 км/ч и 32 км/ч. Как

и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?

Напиши формулу движения в противоположных направлениях.

v

удаления

= _________________________

Блок 3. Скорость сближения и удаления

Содержание блока осваивается школьниками на основе учебника Математика 4, часть 2,

Урок 25, в соответствии с данной структурой:

1.

Формула скорости сближения и удаления

Задание 1 (З) Учебник с.85 №1 самостоятельная работа, самопроверка.

Пользуясь рисунком, вычисли скорость сближения и удаления для каждого случая.

5 м/с 4 м/с

v

сбл

= _________________________

3 м/с 3 м/с

v

удал

= _________________________

9 км/с 8 км/с

v

сбл

= _________________________

7 км/ч 4 м/с 12 км/ч

v

отст.

= _________________________

Задание 2 (П) Учебник с. 85 №2 работа по карточкам.

Соотнесите формулу к схемам

а)

v

сбл

= 10 км/ч

4 км/ч ? км/ч

___

v

2

=______________________

б)

v

сбл

= ? км/ч

45 км/ч 18 км/ч

_________________________

в)

v

удал

= ? км/ч

800 км/ч 320 км/ч

________________________

г)

v

уд

= 35 км/ч

60 км/ч ? км/ч

_________________________

Задание 3. (У) Учебник с. 86 № 3 работа в группе, взаимопроверка. Слайд 1.

Решите задачу на основе алгоритма вычисления скоростей сближения и удаления

Навстречу друг другу едут 2 автобуса. Скорость одного из них 40 км/ч, а скорость другого

50 км/ч. На сколько километров сближается автобусы за 1 час езды, 2 ч, 4ч, 7ч, если в течение

указанного времени встречи не произойдет?

Блок 4. Диагностика освоения темы

Контрольная работа.

Источник: Л.Г. Петерсон Самостоятельные и контрольные работы. 4класс.

1.

Расстояние между селами Нижний Бестях и Майя 30 км. Построй шкалу с ценой 3

км. Покажи на ней движение пешехода из Майи в Нижний Бестях со скоростью 6 км/ч.

Н.Б М

0 30

2.

Найди скорость сближения и скорость удаления. Отметь флажком в каких случаях

произойдет встреча.

6 км/ч 8 км/ч

48 км

__________________________

10 м/с 15м/с

__________________________

12 км/мин 20м/мин

__________________________

200км/ч 60 км/ч

__________________________

3.

Для каждой схемы определи, увеличится или уменьшится расстояние между

объектами через 3 часа, и на сколько километров?

7 км/ч 2 км/ч

7 км/ч 2 км/ч

(7 + 2) ∙ 3 =_______________

Увеличится на_____________

___________________________

____________________________

7 км/ч 2 км/ч

________________________

_________________________

2 км/ч 7 км/ч

___________________________

____________________________

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.

Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей

300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.

Для составления задачи используйте следующую схему и Памятку.

1.

Вспомните структуру задачи: Условие и вопрос

2.

Какие ключевые слова вам понадобятся для составления задачи?

3.

Соотнесите ключевые слова с числовыми данными.

4.

Подумайте, что известно и неизвестно в задаче.

5.

Составьте условие задачи по известным данным.

6.

Сформулируйте вопрос задачи по неизвестным данным.

Задание Б. (импровизационный уровень)

Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.

Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей

300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.

Для составления задачи используйте следующую схему.

Задание В. (эвристический уровень) .

Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.

Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей

300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложение:

Для

того,

чтобы

решить

задачи

на

одновременное

движение,

МНЕ

надо

знать_____________, уметь_____________

Задание 2 (самооценка)

Я

оцениваю

свою

работу

по

теме

на____________________

(отлично,

хорошо,

удовлетворительно), потому что_______________________________



В раздел образования