Автор: Петрова Парасковья Никитична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ национальная Гимназия
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Применение Технологии Развития Интеллектуально-Информационных Компетенций в начальной школе
Раздел: начальное образование
Применение Технологии Развития Интеллектуально-Информационных
Компетенций в начальной школе
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я
стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного
человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия
учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с
учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие
активизации мыслительной деятельности школьников.
Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами.
Использую
методы
исследовательского
характера,
дискуссии,
познавательные
игры,
интегрированные
уроки
с
применением
мультимедийных
технологий.
Культура,
интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из
главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Технология Развития Интеллектуально-Информационных Компетенций: Суть нового
заключается в том, что у детей по данной технологии развивается умение работать с текстом,
разграничивать УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ по критериям: ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, УМЕНИЕ. При
этом ведется основательное мыследействие в парах, группе и классном коллективе.
Наблюдается позитивная динамика степени усвоения учебного материала.
Данная технология позволяет учителю систематизировать темы по блокам и выбирать
учебные задачи так, чтобы каждая задача работала на какой-нибудь определенный критерий.
Основное внимание уделяется на работу с информацией.
Тема: Задачи на одновременное движение
Начальная школа, 4 класс. Предмет: Математика. Количество часов 4
УМК «Перспектива»
Учебник :Петерсон Л.Г. Математика Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х
частях, ч.2 – М., Ювента, 2015г.
Цель изучения темы:
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности
для
составления задачи на одновременное движение на основе:
-знания структуры задачи на движение, взаимосвязи компонентов, формулы;
-понимания взаимосвязи между типом задачи и способом действия;
-умения составлять задачи на движение.
Планируемый результат освоения темы:
Личностные умения:
- Овладение начальными навыками адаптации на основе метода рефлексивной самоорганизации.
− Принятие социальной роли «учащегося», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению
математики.
Познавательные умения:
- овладеть
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные умения:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления
- развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные умения:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение задавать вопросы.
Предметные умения:
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями;
- использовать формулы при решении задач на движение;
- определять скорость на координатном луче;
- составлять схему задач на движение при помощи координатного луча;
- решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и
строить простейшие алгоритмы.
Содержание темы (4 часа):
Блок 1. Одновременное движение по координатному лучу
Блок 2. Скорость сближения и скорость удаления
Блок 3. Скорость сближения и удаления
Блок 4. Диагностика освоения темы
Термины и понятия:
одновременное движение, координатный луч, скорость сближения и удаления, время,
расстояние, формула скорости, времени и расстояния.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи: Литературное чтение (герои литературных произведений). Связь с
уроком технологии (первоначальные умения чертить).
Ресурсы:
Учебник :Петерсон Л.Г. Математика Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-
х частях, ч.2 – М., Ювента, 2015г.
Самостоятельные и контрольные работы.
Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
I этап: Самоопределение к деятельности
1.Ситуативное задание: Слайд 1.
Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.
Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей
300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.
Сможете ли сразу составить задачу? Какие знания необходимы для решения данной
задачи?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Блок 1. Одновременное движение по координатному лучу.
Содержание блока осваивается школьниками на основе учебника Математика 4,часть2,
Урок 23, в соответствии с данной структурой:
1.
Движение по координатному лучу.
2.
Встречное движение.
3.
Движение в противоположных направлениях.
4.
Движение вдогонку.
5.
Движение с отставанием.
Задание 1(З) Учебник, с. 77, № 1. Работа в паре, взаимопроверка, слайд2
4ед/мин 6 ед/мин
0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
44
Незнайка и Кнопочка вышли одновременно навстречу друг другу из точек 0 и 40
координатного луча.
Определи по рисунку скорость и направление Незнайки и Кнопочки.
Задание 2 (З) Отметьте точки, в которых будут Незнайка и Кнопочка через 1 мин после
выхода, через 2 мин, 3 мин, 4 мин.
Задание 3 (П) Сделайте вывод о движении объектов и аргументируйте.
Задание 4 (З)Учебник, с. 78, № 2 а) Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 3
Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после
выхода.
а)
А 2ед/мин 3 ед/мин В
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
22
Задание 5(З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 3
Используя данные координатного луча заполните таблицу. Объясните свое решение
t мин
0
1
2
3
4
t
x
A
x
A =
x
B
x
B
=
Задание 6 (З)Учебник, с. 78, № 2 б)Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 4
Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после
выхода.
6 ед/мин С D 9 ед/мин
0 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72
78
Задание 7 (З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 4
Используя данные координатного луча заполните таблицу Объясните свое решение
t мин
0
1
2
3
4
t
x
C
x
C
=
x
D
x
D
=
Задание 8 (З)Учебник, с. 78, № 2 в)Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 4
Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после
выхода.
E 4ед/мин F 12ед/мин
0 8 16 24 32 40 48 54 60 64 72 80 88 96
Задание 9 (З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 5
Используя данные координатного луча заполните таблицу Объясните свое решение
t мин
0
1
2
3
4
t
х
Е
х
Е
=
x
F
x
F
=
Задание 10 (З)Учебник, с. 78, № 2 г)Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 6
Покажи одновременное движение точек по координатному лучу в течении 4 минут после
выхода
K 15ед/мин M 5 ед/мин
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Задание 11 (З П). Работа в группе, взаимопроверка. Слайд 6
Используя данные координатного луча заполните таблицу Объясните свое решение
t мин
0
1
2
3
4
t
x
K
x
K
=
x
M
x
M
=
Задание 12 (У)
Нарисуйте координатный луч, показывающий одновременное движение двух объектов.
Диагностическое задание
Покажи движение Крокодила Гены по числовому лучу и вставь в рассказ пропущенные
числа.
Крокодил Гена вышел из точки ____ и пошел налево со скоростью __ед/мин. Через 3
минуты он оказался в точке ___, которая удалена от клуба на расстоянии ___ единиц. Еще через
___ минут он пришел в клуб. Всего он шёл до клуба ___ минут.
Блок 2. Скорость сближения и скорость удаления
Содержание блока осваивается школьниками на основе учебника Математика4, часть2,
Урок 24, в соответствии с данной структурой:
1.
Одновременное движение по координатному лучу.
2.
Скорость сближения и скорость удаления.
3.
Формула скорости сближения и скорости удаления.
Задание 1 (З) Учебник с. 81 №1 1) индивидуальная работа. Слайд 1 (для проверки)
Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.
1)
Встречное движение. Слайд 1
Мальвина 2 ед/мин 1 ед/мин Буратино
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Задание 2 (З) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 1
На основе данных координатного луча, заполни таблицу.
t мин
0
1
2
3
t
Вывод:
Сближаются на
…. ед. в минуту
Формула
v…=
x
М
x
Б
d
Задание 3 (П). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 1
Сделай вывод о том, как изменяется расстояние между объектами
Задание 4 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 1
Преобразуй вывод в формулу.
Задание 5 (З) Учебник с. 81 №1 2) индивидуальная работа. Слайд 2
Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.
2)
Движение в противоположных направлениях. Слайд 2
Помидор 2 ед/ч 3 ед/ч Чипполино
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Задание 6 (З П) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 2
На основе данных координатного луча, заполни таблицу. Сделай вывод.
t мин
0
1
2
3
t
Вывод
Формула
v…=
x
П
x
Ч
d
Задание 7 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 2
Преобразуй вывод в формулу.
Задание 8 (З) Учебник с. 81 №1 3) индивидуальная работа. Слайд 3
Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.
3)
Движение вдогонку. Слайд3
Гена 2 ед/ч 1 ед/с Чебурашка
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Задание 9 (З П) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 3
На основе данных координатного луча, заполни таблицу. Сделай вывод о движении
объектов.
t мин
0
1
2
3
t
Вывод
Формула
v…=
x
Г
x
Ч
d
Задание 10 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 3
Преобразуй вывод в формулу.
Задание 11 (З) Учебник с. 81 №1 4) индивидуальная работа. Слайд 4
Изобрази одновременное движение объектов по координатному лучу.
4)
Движение с отставанием. Слайд 4
Пончик 1 ед/ч 3 ед/ч Незнайка
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Задание 12 (З П) Индивидуальная работа, взаимопроверка. Слайд 4
На основе данных координатного луча, заполни таблицу. Сделай вывод о движении
объектов
t мин
0
1
2
3
t
Вывод
Формула
v…=
х
п
х
н
d
Задание 13 (У). Индивидуальная работа, взаимопроверка.
Преобразуй вывод в формулу.
Задание 14 (У) Решите задачу.
Учебник с.83 №7, индивидуальная, фронтальная проверка.
Со станции вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Через некоторое время с той же станции и
в том же направлении вышел второй поезд. С какой скоростью он должен ехать, чтобы
расстояние между ними с момента выезда второго поезда не менялось?
Задание 15 (У) Индивидуальная работа. Взаимопроверка.
Составьте алгоритм вычисления скоростей сближения и удаления для всех случаев
одновременного движения.
Диагностическая работа
Учебник с. 83 №3
Велосипедист и всадник движутся навстречу друг другу. Скорость велосипедиста 20 км/ч,
а скорость всадника 16 км/ч.
Напиши формулу сближения
v
сбл
= _________________________
Учебник с. 83 №4 работа в паре, взаимопроверка. Слайд 6
Прохожий гонится за своей шляпой, которую ветер несет со скоростью 4 м/с. Как
изменяется расстояние между прохожим и шляпой до момента встречи, если он бежит со
скоростью 5 м/с?
Напиши формулу движения вдогонку
v
сбл
= _________________________
Учебник с. 83 №5 работа в паре. Слайд 7
Два катера плывут в противоположных направлениях со скоростью 25 км/ч и 32 км/ч. Как
и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
Напиши формулу движения в противоположных направлениях.
v
удаления
= _________________________
Блок 3. Скорость сближения и удаления
Содержание блока осваивается школьниками на основе учебника Математика 4, часть 2,
Урок 25, в соответствии с данной структурой:
1.
Формула скорости сближения и удаления
Задание 1 (З) Учебник с.85 №1 самостоятельная работа, самопроверка.
Пользуясь рисунком, вычисли скорость сближения и удаления для каждого случая.
5 м/с 4 м/с
v
сбл
= _________________________
3 м/с 3 м/с
v
удал
= _________________________
9 км/с 8 км/с
v
сбл
= _________________________
7 км/ч 4 м/с 12 км/ч
v
отст.
= _________________________
Задание 2 (П) Учебник с. 85 №2 работа по карточкам.
Соотнесите формулу к схемам
а)
v
сбл
= 10 км/ч
4 км/ч ? км/ч
___
v
2
=______________________
б)
v
сбл
= ? км/ч
45 км/ч 18 км/ч
_________________________
в)
v
удал
= ? км/ч
800 км/ч 320 км/ч
________________________
г)
v
уд
= 35 км/ч
60 км/ч ? км/ч
_________________________
Задание 3. (У) Учебник с. 86 № 3 работа в группе, взаимопроверка. Слайд 1.
Решите задачу на основе алгоритма вычисления скоростей сближения и удаления
Навстречу друг другу едут 2 автобуса. Скорость одного из них 40 км/ч, а скорость другого
50 км/ч. На сколько километров сближается автобусы за 1 час езды, 2 ч, 4ч, 7ч, если в течение
указанного времени встречи не произойдет?
Блок 4. Диагностика освоения темы
Контрольная работа.
Источник: Л.Г. Петерсон Самостоятельные и контрольные работы. 4класс.
1.
Расстояние между селами Нижний Бестях и Майя 30 км. Построй шкалу с ценой 3
км. Покажи на ней движение пешехода из Майи в Нижний Бестях со скоростью 6 км/ч.
Н.Б М
0 30
2.
Найди скорость сближения и скорость удаления. Отметь флажком в каких случаях
произойдет встреча.
6 км/ч 8 км/ч
48 км
__________________________
10 м/с 15м/с
__________________________
12 км/мин 20м/мин
__________________________
200км/ч 60 км/ч
__________________________
3.
Для каждой схемы определи, увеличится или уменьшится расстояние между
объектами через 3 часа, и на сколько километров?
7 км/ч 2 км/ч
7 км/ч 2 км/ч
(7 + 2) ∙ 3 =_______________
Увеличится на_____________
___________________________
____________________________
7 км/ч 2 км/ч
________________________
_________________________
2 км/ч 7 км/ч
___________________________
____________________________
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)
Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.
Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей
300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.
Для составления задачи используйте следующую схему и Памятку.
1.
Вспомните структуру задачи: Условие и вопрос
2.
Какие ключевые слова вам понадобятся для составления задачи?
3.
Соотнесите ключевые слова с числовыми данными.
4.
Подумайте, что известно и неизвестно в задаче.
5.
Составьте условие задачи по известным данным.
6.
Сформулируйте вопрос задачи по неизвестным данным.
Задание Б. (импровизационный уровень)
Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.
Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей
300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.
Для составления задачи используйте следующую схему.
Задание В. (эвристический уровень) .
Всем известно лисица - хищный зверь. Она охотится за косулей.
Составьте задачу на движение вдогонку, в котором расстояние между лисицей и косулей
300 м. Лисица догоняет косулю за 150 секунд.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Закончите предложение:
Для
того,
чтобы
решить
задачи
на
одновременное
движение,
МНЕ
надо
знать_____________, уметь_____________
Задание 2 (самооценка)
Я
оцениваю
свою
работу
по
теме
на____________________
(отлично,
хорошо,
удовлетворительно), потому что_______________________________