Автор: Солянова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики в 4 классе
Раздел: начальное образование
Открытый урок
Тема: «Решение задач на одновременное движение»
(Образовательная система «Перспектива» : Л.Г.Петерсон Математика 4-ый класс)
Волжский район
МОУ «Лицей №4»
4 «В» класс
Учитель высшей категории
Солянова Татьяна Владимировна
Саратов 2017 год
Тема. Решение задач на встречное движение.
Задачи урока:
-образовательные: закрепить умение анализировать и решать задачи на одновременное
движение, определять тип задачи;
-развивающие: развивать внимание, математическую речь, мышление;
-воспитывающие: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: тетрадь, учебник, карточки с задачами, интерактивная доска.
Ход урока
I Организационный момент
-Поприветствуйте наших гостей. Сели. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и с хорошим
настроением мы начинаем наш урок.
-Сегодня наш урок необычный.* Мы с вами отправляемся на поиски клада на двух *пиратских
кораблях.* На первом корабле команда Джека Воробья, а на втором команда Флинта.
-Кто же из них быстрее доберётся до клада?
-Мы можем точно определить? Почему? *
II Актуализация знаний
-Назовите характеристики движения. (v t s )
-Как они связаны между собой? * * * * (слайд с 3 формулами)
-Молодцы! А теперь примените эти знания на практике. *
1) Арифметический диктант
-Запишите выражения и найдите их значения.
1. Пиратский корабль проходит 350 км за 7 ч.С какой скоростью он идёт?
2. Корабль Джека Воробья бороздит по бескрайним просторам океана. За сколько времени он
пройдёт 480 км, если его скорость 60 км/ч?
3.Однажды корабль Флинта потерпел кораблекрушение. Матросам пришлось добираться до
берега на лодке. Сначала они плыли 2 ч со скоростью 15 км/ч, а затем ещё 2 ч со скоростью 10
км/ч. На каком расстоянии от берега произошло кораблекрушение?
4. Пираты поспорили, у какого корабля скорость больше. Каждый утверждал, что его корабль
самый быстрый. Первый корабль за 3 ч проходит 210 км, а второй за 4 ч проходит 220 км.
Помогите разрешить их спор. У какого корабля скорость больше и на сколько?
5. Пираты высадились на берег с противоположных сторон и направились к месту встречи. Одна
команда шла со скоростью 5 км/ч, а другая со скоростью 4 км/ч. Через 2 ч они встретились. На
каком расстоянии они были друг от друга в начале пути?
-А теперь проверяем. Поменяйтесь тетрадями и проверяйте. * * Поставьте оценки. Поменялись
тетрадями.
2) –Из чего состоял наш арифметический диктант? (из задач на движение)
-Что необходимо знать для решения задач на движение? (формулу пути)
-Какая задача отличается от остальных? Почему? (последняя, на встреч.движение) *
-Какая схема подходит к этой задаче?
-Какой формулой вы пользовались, чтобы решить эту задачу? (после ответа * )
-Что такое V сближения?
-Как её узнать?
-Молодцы! *
Сформулируйте тему нашего урока. (после ответа * )
III Закрепление
1)
Решение задач
-Что бы узнать, кто быстрее доберётся до заветного клада, нам надо решить задачи.
- Перед вами карточки с задачами. У каждого ряда своя задача. Работаем в парах. Вам нужно
начертить схему, определить тип задачи и решить её.
I ряд От двух островов, расстояние между которыми 360 км, отошли два пиратских корабля.
Первый шёл со скоростью 55 км/ч. И через 3 ч они встретились. С какой скоростью шёл
второй корабль?
II ряд Пират Джо увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шёл ему на встречу,
и решил захватить его в плен. Корабль Джо шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со
скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джо захватит корабль, если расстояние между
ними 294 км?
III ряд Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили
на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4 ч.
Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями
388 км?
-Решив эти задачи, мы с вами узнали скорости наших кораблей и время. *
-Теперь мы можем узнать, кто же из пиратов первым доберётся до клада?
Гимнастика для глаз
-Итак, пираты добрались до берега и нашли записку, * в которой сказано, что получить клад
они смогут, выполнив задания. *
2) Составление задач по заданному выражению
-Перед вами выражение (60+90)*3
-Составьте задачу на одновременное движение. * *
-Определите тип задачи.
- А теперь составьте обратную задачу. *
-Какое выражение подходит для решения твоей задачи?
- Молодцы! С первым заданием справились. *
-Второе задание в ваших учебниках.
3) Самостоятельная работа
- Откройте учебники на стр.109 №5
-Два ученика работают на скрытых досках, остальные в учебнике.
-Проверяем.
-У кого есть замечания?
-Молодцы! Все задания выполнены успешно.
-Наконец-то долгожданный клад получен! *
VI Итог урока
-Чем мы с вами занимались на уроке?
-Что помогло пиратам найти клад?
-Задачи какого типа мы решали?
-Что же нужно знать, чтобы решить задачи на движение?
-Как вы оцените свою работу на уроке?
-Поднимите руку, кто отлично поработал на уроке и не испытывал трудностей?
-Кто работал хорошо, но были небольшие затруднения?
- Кому было сложно на уроке?
-Все молодцы! Оценки объявлю после проверки тетрадей. Тетради почтой.
V Домашнее задание
Задачник. Стр.40-41 № 7.78, 7.79 *
I ряд От двух островов, расстояние между которыми 360 км, отошли два пиратских корабля.
Первый шёл со скоростью 55 км/ч. И через 3 ч они встретились. С какой скоростью шёл
второй корабль?
II ряд Пират Джо увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шёл ему на встречу,
и решил захватить его в плен. Корабль Джо шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со
скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джо захватит корабль, если расстояние между
ними 294 км?
III ряд Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили
на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4 ч.
Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями
388 км?
I ряд От двух островов, расстояние между которыми 360 км, отошли два пиратских корабля.
Первый шёл со скоростью 55 км/ч. И через 3 ч они встретились. С какой скоростью шёл
второй корабль?
II ряд Пират Джо увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шёл ему на встречу,
и решил захватить его в плен. Корабль Джо шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со
скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джо захватит корабль, если расстояние между
ними 294 км?
III ряд Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили
на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4 ч.
Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями
388 км?
I ряд От двух островов, расстояние между которыми 360 км, отошли два пиратских корабля.
Первый шёл со скоростью 55 км/ч. И через 3 ч они встретились. С какой скоростью шёл
второй корабль?
II ряд Пират Джо увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шёл ему на встречу,
и решил захватить его в плен. Корабль Джо шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со
скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джо захватит корабль, если расстояние между
ними 294 км?
III ряд Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили
на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4 ч.
Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями
388 км?
I ряд От двух островов, расстояние между которыми 360 км, отошли два пиратских корабля.
Первый шёл со скоростью 55 км/ч. И через 3 ч они встретились. С какой скоростью шёл
второй корабль?
II ряд Пират Джо увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шёл ему на встречу,
и решил захватить его в плен. Корабль Джо шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со
скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джо захватит корабль, если расстояние между
ними 294 км?
III ряд Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили
на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4 ч.
Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями
388 км?
I ряд От двух островов, расстояние между которыми 360 км, отошли два пиратских корабля.
Первый шёл со скоростью 55 км/ч. И через 3 ч они встретились. С какой скоростью шёл
второй корабль?
II ряд Пират Джо увидел в подзорную трубу торговый корабль, который шёл ему на встречу,
и решил захватить его в плен. Корабль Джо шел со скоростью 46 км/ч, а торговый корабль со
скоростью 52 км/ч. Через сколько времени Джо захватит корабль, если расстояние между
ними 294 км?
III ряд Два пирата договорились о встрече на необитаемом острове. Их корабли поспешили
на встречу друг другу. У одного корабля была скорость 47 км/ч. Встреча произошла через 4 ч.
Какая скорость была у второго корабля, если первоначальное расстояние между кораблями
388 км?