Автор: Джафарова Ольга Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Воднобуерачная СШ
Населённый пункт: с.Воднобуерачное Камышинский район Волгоградская обл.
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Анализ УМК Сонина
Раздел: среднее образование
Я работаю по учебно-методическому комплексу «Биология» 5-11 классы под
редакцией Н.И. Сонина. И хочу сделать анализ УМК Н.И. Сонин «Живой организм»,
а конкретно раздела «Живой организм : строение и изучение» учебника « Биология.
Введение в биологию» А.А.Плешакова, Н.И. Сонин.
В основе концепции учебника — функциональный подход к изучению биологии,
основанный на сравнительном изучении строения и жизнедеятельности основных
групп организмов.
Учебник красочно оформлен, в нем имеется дополнительный материал, что делает его
интересным для прочтения. Авторами продумана система самоконтроля знаний
учащихся. После каждого раздела имеются вопросы и задания, имеется электронное
приложение к учебнику.
Изложение учебного материала в 5 классе начинается с раскрытия свойств живых
организмов. На мой взгляд, для учащихся в этом классе, которые впервые начинают
изучать данный предмет, это важный вопрос. Биология - наука о живом, свойства
живого, помогает учащимся выявить предмет изучения данной науки самостоятельно.
А самостоятельность учеников - это главный компонент ФГОС.
После изучения предмета науки учащиеся переходят, как авторы красиво отметили к
«семье» биологических наук. В дальнейшим учащиеся легко могут определять по
разделам, какая «поднаука» участвует в изучении.
В дальнейшим юные ученые, как я их называю, знакомятся с методами изучения
науки, представленный материал позволяет легко в ходе практических работ назвать
метод, применяемый на практике. Также имеется хорошая иллюстрация приборов
исследований.
После изучения темы «Увеличительные приборы», ребята выполняют практическую
работу, в учебники даются правила при работе с микроскопом, что очень необходимо
для работы, подробно описан микроскоп.
Ну, вот методы и приборы изучены, и авторы переходят к изучение клеток в своем
учебники. Материал очень красиво проиллюстрирован, имеется дополнительный
материал. После изучения строения клетки, учащиеся изучают химический состав
клетки. Материал данной темы очень понятный и легко усваиваемый.
Ну и не смогли авторы не уделить в этом разделе внимание веществам и явлениям в
природе. Тем самым они показали связь биологии с другими науками.
А в заключение раздела познакомили с великими учеными биологами. А так как я их
тоже называю биологами, то мы решили, что это их коллеги.
На мой взгляд, раздел изложен доступно, имеет строгую последовательность, и тем
самым легок в восприятии детей.
Оценивая учебник в целом, хочу отметить, что его отличает хорошо продуманная
структура, наполненность разделов новыми научными данными, преемственность.
Во всем учебнике особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия,
живой природы и бережного отношения к ней.