Автор: Гришенкова Елизавета Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ д/сад № 150 комбинированного вида
Населённый пункт: Московская область, городской округ Люберцы, п. Малаховка
Наименование материала: Методичесская разработка родительскогго собрания в ДОУ
Тема: "Семья и детский сад - союзники в нравственно - эстетическом воспитании детей. Старший дошкольный возраст.
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в ДОУ
Тема:
Семья и детский сад – союзники в нравственно–эстетическом воспитании детей.
Старший дошкольный возраст
Подготовка
☼Оформить с детьми «Приглашение» на встречу.
☼Оформить плакат соответственно теме встречи.
☼Выбрать русские народные пословицы, поговорки, высказывания известных
людей соответственно поставленной теме.
☼Оформить памятки для родителей и вложить их в конверты, украшенные
детьми. На конвертах написать: «Родительские заповеди».
☼Приготовить пуговицы для самоанализа родителей
☼Приготовить для наглядного представления:
- Ребенок-солнышко
- Добродетели-лучики
☼Составить вопросы для анкетирования родителей, способствующие анализу
проведенной встречи и улучшению качества проведения встреч в будущем.
☼Создать уютную атмосферу в музыкальном зале для проведения встречи.
☼Подготовить соответствующую тебе собрания фоновую музыку.
☼Продумать организационные моменты чаепития.
☼Приготовить угощения.
☼Заранее в центре музыкального зала накрыт слот для чаепития. Угощения и
чайные приборы прикрыты салфеткой. Стол
представляет собой большой
прямоугольник, составленный из нескольких столов.
Цель:
-Объединить усилия детского сад и семьи в духовно-нравственном воспитании
детей; показать приоритеты семьи в данном воспитании.
Задачи:
-Показать детское представление о добродетелях
-Показать важную роль примера собственного поведения родителей
-Помочь родителям поделиться своим удачным родительским опытом
1
План проведения встречи с родителями:
1.
Вступительная часть
2.
Дискуссия
3.
Обращение к русским народным пословицам, поговоркам, высказываниям
известных людей соответственно поставленной теме.
4.
Самоанализ
5.
Обобщение
6.
Наглядный показ
7.
Подведение итогов
8.
Анкетирование
Ход «Встречи с родителями»
Фоном звучит песня «Родительский дом»
Родители заходят в музыкальный зал, если кто-то зашел в верхней одежде
вежливо попросить снять ее и повесить на вешалку, стоящую при входе.
Предложить родителям присесть на стулья, расставленные вокруг стола.
Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Вот и наступил час, когда мы собрались
все вместе. Спасибо вам за то, что пришли, это означает, что всех нас объединяет
интерес к теме нашей сегодняшней встречи.
Я понимаю, как все вы устали после трудового дня и мне хочется пригласить
вас на чаепитие.
Начинается чаепитие. Звучит спокойная музыка.
Ваши детки и я очень ждали вас сегодня, и решили порадовать вас добрыми
словами, (обратить внимание на сердечки под чашками). Я вижу, как сильно
ваши сыночки и дочки любят вас, гордятся вами, подражают вам во всем и
конечно мы – педагоги, которые работают с вашими детьми, разделяем их
чувства и признаем: вы являетесь достойным примером для своих детей,
примером любви и доброжелательности, нежности и ласки, красоты и
милосердия. Я активно участвую в жизни вашей группы и мне приятно отметить,
что за все время детский сад не встретили ни одного отказа на наши просьбы:
2
расчистить снег, починить игрушки, помочь в организации и проведении детских
утренников, принять участие в конкурсах. Спасибо вам!
Дорогие родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры наших детей!
Я повторюсь, сказав, что мне радостно видеть вас всех на нашей беседе. Мне бы
хотелось построить наши встречи, так, чтобы мы сообща искали ответы на
волнующие нас вопросы по воспитанию детей. Ведь семья и детский сад –
союзники, взаимодействуя, поддерживая и помогая друг другу, мы – педагоги и
вы родители, сможем достичь хороших результатов. Мы с вами одна большая
семья, потому что для детей детский сад становится вторым домом, у нас с вами
общая цель – вырастить из наших детей здоровых и счастливых людей.
Чаепитие заканчивается. Убираем чайные принадлежности со стола.
Дискуссия
Каким же должен быть наш союз взаимной помощи друг другу? Что мы
взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь была более светлой и
радостной? Чтобы стремление детей к любви, красоте, добру, заботе о ближнем
было постоянным и воспринималось ими как естественное состояние? Именно
об этом и пойдет разговор на нашей сегодняшней встрече.
Я думаю, что все вы согласитесь со мной, в том, что наши детки бывают
солнышками, а порой и тучками. Когда вы родители называете своего ребенка
солнышком?.... Ответы родителей.
Конечно, вы правы, когда ребенок улыбается, радуется, порой искренне чему-то
расстраивается, а его глаза полны доброты и света, мы тянем к нему руки и
называем Солнышком. Но бывает, что наши детки превращаются в Тучки. Когда
это случается?....Ответы родителей.
Да, верно. Детки хмурятся, капризничают, не желают слушаться. Как же
сделать так, чтобы наши малыши в своей жизни чаще были Солнышками, а не
Тучками, чем им помочь?
Многие путают, считая, что воспитание ребенка — это влияние на него. Это не
совсем верное представление. Воспитание ребенка – это питание его души. Мне
будет радостно, если мы с вами не будем забывать про это и постараемся
заботиться не только о росте и развитии ребенка, но и о его духовности.
3
Давайте будем рассуждать вместе. Если мы положим, например клубничку в
соленый раствор, она станет соленой, верно? А если положим клубнику в сахар,
она примет сладкий вкус. Что будет с ягодой, если ее положить в уксус?.....
Ответы родителей.
Все легко и просто ягода станет кислой и горькой. Точно также и в воспитании
детей. Если ребенка окружить любовью, добротой, заботой и красотой, то он,
впитав в себя эти нравственные качества, будет жить, следуя им, и будет
подобен Солнышку. Глубоко уважая ваш родительский труд и понимая, что в
воспитании ребенка каждый из вас - Родитель-творец, я убеждена, что все вы
насколько это возможно стараетесь создать дома мир, в котором живет: любовь
и взаимопомощь, доброта и милосердие, терпение и сочувствие, уважение. Я
хочу предложить вам пословицами, поговорками, и высказываниями великих
людей. С какими пословицами и высказываниями вы согласны и разделяете
взгляды на воспитание? Почему? Какие из них вызвали у вас чувство
недоумения, и даже несогласия? Совместное обсуждение.
Уважаемые родители, скажите, а в какое время ваша семья чаще всего бывает
вместе?...Ответы родителей.
Вспоминая свое детство, я думаю, что для меня самыми долгожданными были
вечера! Я помню, как стояла дома у окошка и ждала с работы маму и папу, а если
они задерживались хотя бы на пару минут, как же горько я плакала. Подходила к
няне и говорила, что нужно скорее одеваться и искать родителей, потому что они
потерялись. Потом приходили родители, и в доме становилось уютно, тепло и
спокойно. Милые мамочки и папочки, бабушки и дедушки, братишки и
сестренки, вспомните, как вы ждали минуты общения со своими родителями,
хотели скорее поделиться с ними пережитыми за день радостями, тревогами и
огорчениями. Вспомните, как для вас это было важно и значимо!
Ведь дети так любят эти задушевные разговоры, порой они возникают
неожиданно и подчас также неожиданно обрываются, но некоторые надолго
остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства,
близости со своим ребенком, чувство взаимопонимания и доверия. Еще от себя,
как от педагога по музыкальному образованию, мне хочется порекомендовать
4
вам совместное слушанье музыки. Список некоторых произведений вы найдете
в «Родительских заповедях», которые будут подарены вам в конце нашей
встречи.
Представьте на миг, как приятно видеть вашему малышу, маму,
хлопочущую на кухне, конечно мама устала после работы, но как раз в этой
ситуации можно и нужно воспитывать чувство взаимопомощи и сопереживания.
Как же это сделать? Это зависит от родительского такта. Очень важно правильно
преподнести ситуацию. Если всей семье, возможно, собраться, то можно сказать
так…Малыш, я сегодня устала, знаю, что и у тебя был непростой день, давай
позовем папу и все вместе скорее приготовим ужин, мы ведь одна семья, а в
семье все друг другу помогают. Я убеждена, что после таких слов, ваш ребенок с
удовольствием поможет вам.
Самоанализ с пуговицами
Дорогие родители, пожалуйста, вспомните ваши семейные вечера и
ознакомьтесь с предложенными вам пунктами.
- Каждый вечер мама (папа) уделяем ребенку время на игры, рассказы о своем
детстве.
- Я (папа или мама) рассказываю ребенку сказки на ночь; говорю о том, какой он
любимый, добрый, умный, вежливый, храбрый.
- По возможности всей семьей или у кого из родителей есть время, беседуем с
ребенком о его мечтах, радостях, обидах; обсуждаем конфликтный ситуации,
возникшие за день.
- Ребенок не смотрит со взрослыми телепередачи для взрослых, не находится в
комнате во время просмотра остросюжетных фильмов.
- Вместе с ребенком смотрим детские передачи, мультфильмы, обсуждаем их
(если не получилось сделать это в вечернее время, непременно переносим на
выходные).
- Ребенок никогда не ложится спать непрощенным.
Перед вами три различных по цвету пуговицы, если большинство из
предложенных пунктов выполняются вами легко, выставите на стол красную
пуговицу. Если большая часть из предложенных пунктов у вас вызывают
5
затруднения – зеленую. Если данные пункты вы выполняются вами никогда –
желтую.
Родители, посмотрите на пуговицы, они различны. Если бы мы с вами были
одной семьей, то справились бы со всем. Давайте попробуем это сделать.
Скажите, пожалуйста, какой из пунктов в вашей семье выполнить труднее
всего? Скажите, а как вы справляетесь с выполнением этого пункта? Какие вы
можете предложить решения в данном вопросе? Обведите, пожалуйста, тот
пункт или пункты, которые в вашей семье труднее всего удается выполнить. Эта
информация поможет мне в подготовке наших с вами последующих встреч.
Обобщение
В этих пунктах есть свой секрет: если первые три пункта говорят о вашей любви,
взаимоотношениях, контакте, то последующие – о вашей заботе по созданию
комфортных условий, необходимых для еще неокрепшей нервной системы
ребенка. Сейчас вы знаете, что вам удается больше, а с чем вам справиться
труднее.
Вы, дорогие родители, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились
добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и
авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. В
помощь вам, в нашем саду музыкальные занятия строятся на основе
добродетелей.
«Добродетель – это нравственная доблесть и красота, которая способна всякого
человека восхищать и привлекать…», - говорит нам Архимандрит Платон
(Игумнов).
На музыкальных занятиях в нашем детском саду детки слышат о любви и
дружеском отношении к ближнему, о терпении и кротости, о милосердии и
сострадании, послушании. Через беседы, слушанье музыки, инсценировки, игры,
специально подобранные песни и танцы для исполнения, окружив детей
любовью и заботой, я напитываю их души нравственными ценностями. Главной
задачей
для
нас
является
воспитание
чуткого
и
милосердного
сердца.
Уважаемые родители вы можете затрагивать данные темы и в личной беседе с
6
детьми. Мы стараемся делать все, чтобы дети были не равнодушны к этим
темам.
Наглядный показ
Дорогие родители, когда детки приходят, на музыкальные занятия мы
говорим, что солнышко – это каждый ребенок, а лучики – это их добрые
качества, но есть и тучки - это противоположные качества. Мы спрашиваем у
деток: ваши поступки ведут к лучикам или к тучкам….Например, в вашей
группе, кто-то не поделился игрушкой, это лучик или тучка? Сегодня все были
послушными, это лучик или тучка?
Такие простые вопросы и понятные наглядные образы побуждают ребенка
стать лучше. Дети понимают, что много плохих поступков – это много тучек и в
конце они закроют солнышко, а тучки – плохие дела можно разогнать лишь
большим количеством лучиков – добрых дел. Родители, есть ли у вас вопросы?
Возможно какие-либо предложения и советы, основанные на личном опыте?
просьбы, пожелания?... Вопросы родителей.
Дорогие родители, я вижу ваше искреннее желание помочь нам в воспитании
детей. Найти союзников, помощников в вашем лице большая радость для нас,
педагогов, я очень прошу вас не забывать, что перед нами стоит одна цель, и ее
достижение зависит от нашего с вами беспрерывного и кропотливого труда.
Я благодарна вам, за сегодняшнюю теплую беседу. Я надеюсь, что наши
дальнейшие беседы будут такими же яркими, полезными и увлекательными.
Наша встреча, уважаемые родители, подходит к концу, и я хочу предложить вам
анкету, которую вы можете заполнить дома. Эта анкета является анонимной.
Около входа в музыкальный зал, на столе будет лежать папочка, в нее Вы
можете вложить свою заполненную анкету.
Ваши искренние ответы помогут мне улучшить качество проведения наших
дальнейших встреч.
Также мне хочется подарить вам «Родительские заповеди», они будут вашим
помощником в воспитании деток.
Благодарю Вас за внимание, до новых встреч!
7
Вопросы Анкеты:
-
Что
побудило
Вас
прийти
на
родительское
собрание?
(нужное
подчеркнуть):
1.
Дисциплинированность
2.
Интерес к поднятой теме.
3.
Просьба ребенка
4.
Уважение к педагогу
5.
Текст приглашения
- Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей
семьей? Почему?
- Что вам больше всего понравилось в процессе встречи, а в какие моменты
Вы чувствовали себя некомфортно?
- Было ли у вас желание участвовать в дискуссии, обсуждении вопросов? Да,
нет, почему?
- Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и
проведения собраний.
Спасибо Вам за помощь!
Пословицы и поговорки
1.
Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
2.
Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле.
3.
Учи жену без детей, а детей без людей.
4.
Одними ласками детей не воспитаешь.
5.
Дети – это счастье, созданное нашим трудом». В.А. Сухомлинский
6.
«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа
воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери». В. А. Сухомлинский.
7.
«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе
приучишь его ко лжи». Л. Н. Толстой
8.
«Нет нам извинения, когда дети наши развратны».Свят. Иоанн Златоуст
8
Родительские заповеди»
Вы, дорогие родители, конечно, стремитесь к тому,
чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком,
но ваши устремления быстрее достигнут цели, если вы:
- Знаете, что доверие – основное правило;
- Всегда своим детям говорите правду;
- Стараетесь быть примером для ребенка;
- Учите правильно оценивать ваши поступки
и поступки других детей;
- Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова,
даете возможность ребенку убедиться. В чем он прав или не прав;
- постоянно читаете книги своему ребенку;
- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом;
- Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.
Список рекомендуемых музыкальных произведений
для домашнего прослушивания:
-В.А.Моцарт «Реквием – Лакримоза» (фрагмент),
Менуэт «Маленькая ночная серенада
-П.И.Чайковский «Детский альбом»
-М.Глинка «Камаринская», «Вальс-фантазия»
-Ф.Шуберт «Форельный квинтет» часть 4
-Д.Россини «Марш» (из увертюры к опере «Вильгельм Телль»)
-И.Штраус Полька «Трик-Трак»
-Д.Шостакович «Детская тетрадь»
-Р.Шуман «Альбом для юношества»
-Ф.Мендельсон «Песня без слов»
-Л.Бетховен менуэт «Экосез»
-С.Майкопар Полька «Бирюльки»
9