Автор: Лаврентьева Марина Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №10 им.П.А.Пономарёва
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание духовности на уроках литературы посредством художественного произведения на примере романа В.Я.Шикова "Угрюм-река"
Раздел: полное образование
Воспитание духовности на уроках литературы посредством художественного
произведения (на примере романа В.Я.Шикова «Угрюм-река»)
Лаврентьева М.Н.,
учитель русского языка
и литературы МБОУ г.Иркутска
СОШ №10 им. П.А.Пономарева
Человек – духовное существо и важно духовное становление каждого человека,
стремление
к духовной
красоте,
чистоте.
Через
литературу,
изучение
художественных произведений решается важная задача противостояния культуре,
направленной на подмену истинных ценностей, заключающихся в нравственной
основе помыслов и поступков человека.
Решить
двуединую задачу:
с
одной
стороны,
сформировать
человека,
способного духовно
развиваться,
а
с
другой
—
сформировать
человека, невосприимчивого к злу, то есть сформировать в человеке духовно-
нравственный иммунитет – помогает программа «Литературная Сибирь», апробация
которой проходит в нашей школе (МБОУ СОШ №10) на основе программы Георгия
Борисовича Крюкова «Литературная Сибирь» с 5 по 11 класс; в ней представлены
произведения, написанные в разных жанрах, отражающие разные периоды жизни
народов Сибири. Программа помогает воспитанию патриотизма и ценностных
ориентиров на основе представлений о вкладе писателей в развитие культуры края,
уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их культурой,
толерантности в отношении к представителям других народов и религий.
Актуальность курса по воспитанию духовности:
- воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о
вкладе писателей в развитие культуры края;
- воспитание уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их
культурой;
- воспитание толерантности в отношении к представителям других народов и
религий.
- формирование качеств личности человека, способного духовно развиваться;
-формирование качеств человека, не восприимчивого к злу, то есть привитие
учащимся духовно-нравственный иммунитета.
В программу 11 класса для изучения включено произведение роман-семейная сага
Вячеслава Яковлевича Шишкова.
Система уроков по роману-эпопее В.Я.Шишкова «Угрюм-река»:
1 урок :«„Человеческая теплота“ его души…»
2 урок: «„Угрюм-река“ — та вещь, ради которой я родился». Историческая основа
романа. Роман – эпопея Сибири.
3 урок: Прохор Громов в системе образов романа.
4-5 урок. Эволюция образа Прохора Громова.
6 урок: Развитие темы преступления и наказания в романе В. Я. Шишкова «Угрюм-
река».
7 урок: Преступление без наказания в романе В. Я. Шишкова "Угрюм-река"
Урок 8: «Смысл названия романа В.Я.Шишкова «Угрюм-река».
На примере поурочного планирования проследим, как происходит решение
оставленных задач:
1.Выявить
проблемы
романа
В.Я.Шишкова
«Угрюм-река»,
имеющие
воспитательное значение:
•
Проблема становление сильной личности, способной претворять в жизнь
планы и стремления;
•
Проблема влияния капитала на поведение человека и его отношение к
обществу;
•
Проблема борьбы с искушениями и деградация личности, подверженной им;
•
Проблема преступления и наказания;
•
Проблема назначения человека и смысла жизни;
•
Проблема отношения к родителям;
•
Проблема ответственности работодателя за жизнь и здоровье людей,
находящихся в подчинении у него;
•
Проблема верности и предательства;
•
Проблема вероломства и продажности, справедливости и неподкупности
чиновничества.
•
Проблема нравственного выбора;
•
Проблема не одухотворенного высокой идеей труда;
•
Проблема отношения к золоту, капиталу;
•
Проблема права человека на «преступление» через нравственные нормы;
2.Сформировать нравственную позицию и пробудить ответственность за свое
будущее.
Положительные герои
Отрицательные герои
+-
Протасов
Голубев
Прохор Громов
Ниночка
Сохатых
Петр Громов
Марья Кирилловна
Амбреев
Груздев
Стращалов
Данила Громов
Анфиса
Ибрагим
Голубев
Отец Александр
Сохатых
Шапошников
Пантелеймон Рощин
Вывод: пройти по жизненному пути через искушения и трудности, не запятнав
совести и чести, - трудная задача. Нравственность поведения зависит от воспитания,
следования христовым заповедям или убежденности взглядов.
Вывод: Причиной деградации героя становится культ силы. А сила — в деньжищах,
в золоте. Вот так постепенно выкристаллизовывается credo Прохора Громова, в
юные годы старавшегося быть человеколюбивым, а позднее превратившегося в
настоящего хищника. Преступление без покаяния влечёт за собой другое
преступление. «— Душа моя за последнее время как-то мрачнеть стала. Загнивает,
понимаете ли…» Деятельность без высоких целей обречена на крах.
«Кто я, выродок из выродков? — в последних проблесках сознания писал Громов.
— Я ни во что, я никому на верю. Для меня нет бога, нет черта… сам себе я бог и
царь». Прохор в помрачении рассудка, ведомый призрачными голосами, забрался на
башню и прыгнул с нее — «трепет и ужас исчезли, жизнь человека пресеклась».
Какие события повлияли на героя?
Шантаж Анфисы – выбор между женитьбой по сердцу на Анфисе или по выгоде на
Нине Куприяновой – убийство с целью устранить препятствие к достижению цели,
то есть материальное подавляет духовное, приводя к преступлению черты
дозволенного, – выбор отвечать за содеянное и погубить будущее или пойти на
предательство, обвинив Ибрагима, самого преданного человека, – саморазрушение
личности через муки совести – покаяние или материальная цель - обогащение –
ощущение силы и власти – жестокость – равнодушие к судьбам людей –
преступление (расстрел рабочих) – духовная деградация – крах мечты - гибель
героя.
Согласны ли вы с утверждением:
«Иначе не могло и быть. Потому что нашего Прохора родил Петр Данилыч,
развратник и пьяница. Петра же Данилыча родил дед Данило, разбойник. Яблоко,
сук и яблоня — все от единого корня, из одной земли, уснащенной человеческой
кровью».
Юношеские мечты о справедливом предпринимательстве куда-то уходят, остается
лишь жажда наживы. Прохор воздействием жизни вырождается в жестокого
накопителя. Он отрицает людей, не желая знать о них более того, что нужно для
личного обогащения. Ответом ему становится ненависть рабочих, предательство
подчиненных, умершая любовь жены. В конце концов, Прохор остается один. Лишь
только волк еще при нем, но и того он в ярости забивает до полусмерти, не
осознавая того, что так же он бьет и себя, убивает свою жизнь своей жаждой
наживы и своим эгоизмом.
Как исповедь звучат слова из его «Мысли о мыслях мысли»: «Кто я, выродок из
выродков? Я ни во что, я никому не верю... Я никого не люблю, никому не верю.
Никогда, за всю жизнь не было друга... В душе моей стихийное себялюбие: я всегда
противопоставлял себя миру, я боролся с миром, я — червь бессильный, хотел
победить его. Я горд.Я заносчив. Я лют и жесток». Прохору удается подчинить
Угрюм-реку. Имея сильный характер, он может себе позволить заглушить голос
совести. Но, в конце концов, все то зло, что он причинял окружающим его людям,
возвращается к нему. Как непрерывная цепочка идут друг за другом лесной пожар,
расстрел рабочих, болезнь и помешательство. Прохор в смятении: он не знает, для
чего он жил и зачем, что еще ему ожидать от жизни.
«Гордыня тебя заела» — говорят ему старцы, и Прохор соглашается с ними. Он
пишет Нине: «Прохор Громов казнит себя за то, что не он победил жизнь, а она
победила его». Он идет за призрачными голосами на башню, чтобы броситься
оттуда вниз, к людям, которых он отвергал. Последним толчком для него становится
голос Нины. «Час свершен, трепет и ужас исчезли, жизнь человека пресеклась». А
на фоне всего этого раскинулась бескрайняя тайга, с блестящей полоской, уходящей
вдаль.
Система уроков направлена на воспитание духовно-нравственного развития
учащихся.