Напоминание

Воспитание духовности на уроках литературы посредством художественного произведения на примере романа В.Я.Шикова "Угрюм-река"


Автор: Лаврентьева Марина Николаевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №10 им.П.А.Пономарёва
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание духовности на уроках литературы посредством художественного произведения на примере романа В.Я.Шикова "Угрюм-река"
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание духовности на уроках литературы посредством художественного

произведения (на примере романа В.Я.Шикова «Угрюм-река»)

Лаврентьева М.Н.,

учитель русского языка

и литературы МБОУ г.Иркутска

СОШ №10 им. П.А.Пономарева

Человек – духовное существо и важно духовное становление каждого человека,

стремление

к духовной

красоте,

чистоте.

Через

литературу,

изучение

художественных произведений решается важная задача противостояния культуре,

направленной на подмену истинных ценностей, заключающихся в нравственной

основе помыслов и поступков человека.

Решить

двуединую задачу:

с

одной

стороны,

сформировать

человека,

способного духовно

развиваться,

а

с

другой

сформировать

человека, невосприимчивого к злу, то есть сформировать в человеке духовно-

нравственный иммунитет – помогает программа «Литературная Сибирь», апробация

которой проходит в нашей школе (МБОУ СОШ №10) на основе программы Георгия

Борисовича Крюкова «Литературная Сибирь» с 5 по 11 класс; в ней представлены

произведения, написанные в разных жанрах, отражающие разные периоды жизни

народов Сибири. Программа помогает воспитанию патриотизма и ценностных

ориентиров на основе представлений о вкладе писателей в развитие культуры края,

уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их культурой,

толерантности в отношении к представителям других народов и религий.

Актуальность курса по воспитанию духовности:

- воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о

вкладе писателей в развитие культуры края;

- воспитание уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их

культурой;

- воспитание толерантности в отношении к представителям других народов и

религий.

- формирование качеств личности человека, способного духовно развиваться;

-формирование качеств человека, не восприимчивого к злу, то есть привитие

учащимся духовно-нравственный иммунитета.

В программу 11 класса для изучения включено произведение роман-семейная сага

Вячеслава Яковлевича Шишкова.

Система уроков по роману-эпопее В.Я.Шишкова «Угрюм-река»:

1 урок :«„Человеческая теплота“ его души…»

2 урок: «„Угрюм-река“ — та вещь, ради которой я родился». Историческая основа

романа. Роман – эпопея Сибири.

3 урок: Прохор Громов в системе образов романа.

4-5 урок. Эволюция образа Прохора Громова.

6 урок: Развитие темы преступления и наказания в романе В. Я. Шишкова «Угрюм-

река».

7 урок: Преступление без наказания в романе В. Я. Шишкова "Угрюм-река"

Урок 8: «Смысл названия романа В.Я.Шишкова «Угрюм-река».

На примере поурочного планирования проследим, как происходит решение

оставленных задач:

1.Выявить

проблемы

романа

В.Я.Шишкова

«Угрюм-река»,

имеющие

воспитательное значение:

Проблема становление сильной личности, способной претворять в жизнь

планы и стремления;

Проблема влияния капитала на поведение человека и его отношение к

обществу;

Проблема борьбы с искушениями и деградация личности, подверженной им;

Проблема преступления и наказания;

Проблема назначения человека и смысла жизни;

Проблема отношения к родителям;

Проблема ответственности работодателя за жизнь и здоровье людей,

находящихся в подчинении у него;

Проблема верности и предательства;

Проблема вероломства и продажности, справедливости и неподкупности

чиновничества.

Проблема нравственного выбора;

Проблема не одухотворенного высокой идеей труда;

Проблема отношения к золоту, капиталу;

Проблема права человека на «преступление» через нравственные нормы;

2.Сформировать нравственную позицию и пробудить ответственность за свое

будущее.

Положительные герои

Отрицательные герои

+-

Протасов

Голубев

Прохор Громов

Ниночка

Сохатых

Петр Громов

Марья Кирилловна

Амбреев

Груздев

Стращалов

Данила Громов

Анфиса

Ибрагим

Голубев

Отец Александр

Сохатых

Шапошников

Пантелеймон Рощин

Вывод: пройти по жизненному пути через искушения и трудности, не запятнав

совести и чести, - трудная задача. Нравственность поведения зависит от воспитания,

следования христовым заповедям или убежденности взглядов.

Вывод: Причиной деградации героя становится культ силы. А сила — в деньжищах,

в золоте. Вот так постепенно выкристаллизовывается credo Прохора Громова, в

юные годы старавшегося быть человеколюбивым, а позднее превратившегося в

настоящего хищника. Преступление без покаяния влечёт за собой другое

преступление. «— Душа моя за последнее время как-то мрачнеть стала. Загнивает,

понимаете ли…» Деятельность без высоких целей обречена на крах.

«Кто я, выродок из выродков? — в последних проблесках сознания писал Громов.

— Я ни во что, я никому на верю. Для меня нет бога, нет черта… сам себе я бог и

царь». Прохор в помрачении рассудка, ведомый призрачными голосами, забрался на

башню и прыгнул с нее — «трепет и ужас исчезли, жизнь человека пресеклась».

Какие события повлияли на героя?

Шантаж Анфисы – выбор между женитьбой по сердцу на Анфисе или по выгоде на

Нине Куприяновой – убийство с целью устранить препятствие к достижению цели,

то есть материальное подавляет духовное, приводя к преступлению черты

дозволенного, – выбор отвечать за содеянное и погубить будущее или пойти на

предательство, обвинив Ибрагима, самого преданного человека, – саморазрушение

личности через муки совести – покаяние или материальная цель - обогащение –

ощущение силы и власти – жестокость – равнодушие к судьбам людей –

преступление (расстрел рабочих) – духовная деградация – крах мечты - гибель

героя.

Согласны ли вы с утверждением:

«Иначе не могло и быть. Потому что нашего Прохора родил Петр Данилыч,

развратник и пьяница. Петра же Данилыча родил дед Данило, разбойник. Яблоко,

сук и яблоня — все от единого корня, из одной земли, уснащенной человеческой

кровью».

Юношеские мечты о справедливом предпринимательстве куда-то уходят, остается

лишь жажда наживы. Прохор воздействием жизни вырождается в жестокого

накопителя. Он отрицает людей, не желая знать о них более того, что нужно для

личного обогащения. Ответом ему становится ненависть рабочих, предательство

подчиненных, умершая любовь жены. В конце концов, Прохор остается один. Лишь

только волк еще при нем, но и того он в ярости забивает до полусмерти, не

осознавая того, что так же он бьет и себя, убивает свою жизнь своей жаждой

наживы и своим эгоизмом.

Как исповедь звучат слова из его «Мысли о мыслях мысли»: «Кто я, выродок из

выродков? Я ни во что, я никому не верю... Я никого не люблю, никому не верю.

Никогда, за всю жизнь не было друга... В душе моей стихийное себялюбие: я всегда

противопоставлял себя миру, я боролся с миром, я — червь бессильный, хотел

победить его. Я горд.Я заносчив. Я лют и жесток». Прохору удается подчинить

Угрюм-реку. Имея сильный характер, он может себе позволить заглушить голос

совести. Но, в конце концов, все то зло, что он причинял окружающим его людям,

возвращается к нему. Как непрерывная цепочка идут друг за другом лесной пожар,

расстрел рабочих, болезнь и помешательство. Прохор в смятении: он не знает, для

чего он жил и зачем, что еще ему ожидать от жизни.

«Гордыня тебя заела» — говорят ему старцы, и Прохор соглашается с ними. Он

пишет Нине: «Прохор Громов казнит себя за то, что не он победил жизнь, а она

победила его». Он идет за призрачными голосами на башню, чтобы броситься

оттуда вниз, к людям, которых он отвергал. Последним толчком для него становится

голос Нины. «Час свершен, трепет и ужас исчезли, жизнь человека пресеклась». А

на фоне всего этого раскинулась бескрайняя тайга, с блестящей полоской, уходящей

вдаль.

Система уроков направлена на воспитание духовно-нравственного развития

учащихся.



В раздел образования