Напоминание

"Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Ольга Анатольевна Михайлова
Должность: мбдоу н.тренькасинский д/с "родничок"
Учебное заведение: МБДОУ Н.Тренькасинский д/с "Родничок"
Населённый пункт: Чувашская Республика Чеб. район д. Тренькасы
Наименование материала: статья
Тема: "Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство- уникальный возрастной период, которая обладает своеобразной

логикой и спецификой развития. Понять детство, значит, найти важнейшие механизмы и

факторы развития ребенка.

Как же мы постигаем мир дошкольного детства? Конечно же прежде всего через детские

игры. Игра является главным спутником детства, главным средством воспитания.

Основатель российской системы физического воспитания Ф.Лесгафт отводил игре

большое место. Он определял игру как упражнение, при помощи которого ребенок

готовиться к жизни. Среди всех многообразий игр следует особо выделить подвижные

игры. В. Л.Страковская считает, что «подвижная игра - это средство пополнения ребенком

знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-

волевых качеств». Я.А.Коменский называл семь основных правил подвижной игры:

1)

Движение

2)

Физическая раскованность и свобода

3)

Общественный характер

4)

Состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и

страхом »

5)

Наличие правил, т.к. без них « игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»

6)

Легкость, которую приобретает каждый участник

7)

Ограниченность во времени - «у каждой игры должен быть свой конец, т.к.

чрезмерно затянувшаяся игра надоедает »

Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности как:

инициатива, целенаправленность, быстроту реакции, ответственность, координации

движений, ловкости. Очень велика роль подвижной игры в умственном воспитании

дошкольников:

они

учатся

действовать

в

соответствии

с

правилами,

познают

окружающий

мир,

развивается

мышление,

активизируется

память,

воображение.

Дошкольники очень быстро запоминают правила, усваивают смысл игры, учатся

действовать в соответствии с избранной ролью, учатся анализировать свои действия и

действия товарищей. Часто подвижные игры сопровождаются песнями, считалками,

стихами, игровыми зачинами .Они оказывают большое значение и для нравственного

воспитания. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от

преодоления трудностей и достижения успеха. В играх у детей формируется честность,

дисциплинированность,

справедливость.

Подвижные

игры

учат

искренности,

товариществу. Они несут еще для ребенка оздоровительную нагрузку и эмоционально-

психическую разрядку. Подвижные игры укрепляют разные группы мышц, тренируют

вестибулярный

аппарат,

улучшают

осанку,

снимают

утомление

и

повышают

работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат инициативе и самостоятельности,

преодолению затруднений- развивая в них рефлексию и волю. Подвижная игра-

двигательная деятельность, основным содержанием которой

является выполнение

движений в изменяющихся условиях. Основной целью деятельности детей в подвижной

игре

является

решение

двигательной

задачи.

Структура

игры

регламентируется

правилами, которые все должны соблюдать.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени

подвижности ребенка в игре( игры с малой, средней, большой подвижностью),по видам

движений (метание, игры с бегом и т.д.). Выделяется еще один вид игр-игры-забавы. В

которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях. Они

требуют проявление ловкости и доставляют много веселья и радости.

В развитии активности в процессе подвижной игры детей важное место отводится

методике руководства воспитателем. Подвижные игры должны проводиться ежедневно. В

утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть

самостоятельно. Воспитатель должен только помочь детям найти себе занятие. Перед

занятиями уместны игры средней подвижности. Очень важно, при подборе игр, учитывать

предшествующие занятия. В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как

со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий,

количества играющих, их подготовленности, условий проведения и т.д. В процессе

проведения игры воспитатель должен: укрепить здоровье детей, воспитывать у них

морально-волевые и физические качества, прививать организаторские навыки.

Воспитатель при выборе игры должен учитывать место ее проведения, наличие инвентаря

и пособий.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом,

способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и

нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.



В раздел образования