Напоминание

Специфика обучения английскому языку в начальной школе.


Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика обучения английскому языку в начальной школе.

Изучение иностранного языка в начальной школе помогает детям осознать, что для настоящего

знакомства с окружающим миром, другими странами, народами, их обычаями и традициями

необходимо хорошо говорить и понимать речь на иностранном языке, читать и писать.

На начальном этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие

осуществлять на элементарном уровне иноязычное общение и взаимодействие детей.

Как правило, младшие школьники приступают к изучению английского языка с большим

удовольствием, ведь для детей этот предмет совершенно новый и поэтому вызывает у них живой

интерес. Задача педагога – этот интерес сохранить. Реальные потребности младших школьников в

общении и познании должны быть максимально учтены.

У детей действует игровая мотивация, использование которой, а также использование всех

механизмов запоминания: зрительного, слухового, двигательного, позволяет создать прекрасные

условия для овладения языком.

Основные цели изучения иностранного языка:

Развитие способностей к общению на иностранном языке с учетом речевых возможностей и

потребностей детей.

Развитие личности ребенка, мотивации к изучению иностранного языка.

Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации ребенка к новому языковому миру.

Освоение элементарных лингвистических представлений необходимых для овладения устной и

письменной речью на иностранном языке.

Приобщение детей к новому социальному опыту, знакомство с миром зарубежных сверстников,

воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

Формирование речевых, познавательных, общеучебных умений.

Проблемы формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у современных

школьников требуют от педагога использования различных методик, позволяющих повысить

интерес к предмету, развивать творческую активность шольников.

Выбирая методику преподавания английского языка в начальной школе следует помнить, что

процесс обучения должен быть интересным и творческим.

На уроках английского языка в начальной школе учитель, нацеленный на положительные

результаты, должен соблюдать ряд правил. Прежде всего, обращайте внимание на то, чтобы

каждый ребенок активно участвовал в процессе общения и чувствовал свою значимость. В

противном случае учащийся потеряет интерес к предмету.

Чтобы создать на уроке благоприятные условия для общения, не следует критиковать детей. Они и

так боятся сделать ошибку, из-за чего предпочитают молчать во время занятий. По этой причине

многие методики призывают педагогов на начальном этапе обучения языку вообще не исправлять

ошибки ребенка. В крайнем случае, следует делать это в очень мягкой форме.

Следует помнить, что интерес к заданиям у младших школьников исчезает через 10-15 минут,

поэтому хорошая методика преподавания английского языка в начальной школе должна

предусматривать частую смену видов деятельности на уроке.

Задания, которые дает детям педагог, должны быть ориентированы на различные виды

восприятия: озвучивание, зрительную опору, практические действия и письмо. Особое значение

данное сочетание имеет при изучении нового материала.

Очень важно при ведении урока английского языка в начальной школе постоянно использовать в

речи фразы классного обихода, часто повторять различные структуры. Ученики слушают учителя и

повторяют за ним. Это приводит к улучшению запоминания и узнаванию знакомых слов и фраз. В

реальной жизни мы воспринимаем информацию по-разному: выделяем интересующие нас

моменты, улавливаем общий смысл сказанного, стараемся запомнить «буквально». На уроке

следует практиковать все типы восприятия информации: listening for specific information, listening

for detail, listening for gist.

Например, выполняем следующее задание:

1.Прослушать текст о четырех детях и их подарках. Сказать, какой подарок получила Маша.

Выполняя это задание ученики не будут обращать внимание на информацию о других детях, а

будут искать слово «Маша» и название ее подарка. (specific information).

2. Прослушать текст и сказать, какие подарки получил каждый ребенок.(listening for detail).

3.Прослушать текст и сказать о чем он. (listening for gist).

Аудирование дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, лексическими и

грамматическими средствами общения. Но, слуховое восприятие и слуховая память развиты у

учащихся хуже, чем зрительное восприятие и память. Пропускная способность слухового

анализатора в 16 раз меньше, чем зрительного. К тому же проблема обучения аудированию

усугубляется тем, что у разных детей разный уровень слухового и зрительного восприятия.

Аудирование требует напряженного внимания, что быстро вызывает усталость и отключение

внимания учащихся.

При обучении технике чтения часто используется технология «от звука к букве», которая

предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения

алфавита, усвоения звуко - буквенных соответствий. Использование транскрипции помогает детям

усвоить правила чтение гласных, буквосочетаний, то есть учит читать. Умея читать по

транскрипции, дети могут прочесть любое слово.

Технология «вижу-говорю» - показываем картинку на которой изображен какой-либо предмет и

написано соответствующее предмету слово и называем предмет, изображенный на картинке. Это

помогает детям запомнить значение слова, графические символы слова, найти и прочесть это

слово в тексте.

По программе, по окончании 4 класса, дети, овладевающие чтением на английском языке,

должны уметь:

Выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией;

Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;

Понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,

рецепты, меню, распорядок дня, адаптированные научно-популярные тексты);

Находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения).

Обучение говорению - один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка.

Детям нравится произносить слова и фразы на английском языке. На начальном этапе изучения

английского языка дети учатся произносить слова и фразы, услышанные в песнях, стихах, рассказах

и через короткие диалоги в парах. Главная цель - научить детей общаться, обмениваться

информацией. Учитель должен вовлечь детей в коммуникативную деятельность.

Коммуникативная деятельность основана на принципе «information - gap», когда тебе нужно

узнать что-то новое от других людей или сообщить какую-либо информацию другим людям.

Принцип «Information – gap» может быть использован при изучении различных тем и структур.

Этот принцип помогает развивать навыки говорения, даже при небольшом словарном запасе.

Навыки говорения делят на две части: «spoken interaction» -способность задавать вопросы и

отвечать на них, «spoken production»-способность рассказать или пересказать текст, стихотворение

и т.п.

Важно развивать компетентность детей по этим двум направлениям, чтобы заложить фундамент

для дальнейшего успешного изучения языка.

Обучение письму и чтению начинаем после того, как дети освоят «listening» и «speaking».

Письмо и письменная речь в начальной школе в иноязычном образовании является средством и

целью обучения. Письмо и чтение в начальной школе взаимосвязаны.

Технология обучения письму включает ознакомление с написанием букв, тренировку в написании

букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.

При обучении орфографии применяется прием списывания слов, что формирует орфографическую

память. Орфографическая грамотность является важной частью обучения И.Я. -15% учебного

времени отводится на письмо, согласно Программе по иностранным языкам. Показателем

сформированности умений письма является качество содержания и качество языковой стороны.

На этом этапе можно выделить несколько уровней:

«Pre – writing activities»-любой вид деятельности, развивающий моторику, координацию и

визуальную память (рисование, рукоделие), который поможет детям подготовиться к письму.

«Letter –Formation level» - дети узнают, что каждая буква имеет форму, название и звук.

«Word – level»- дети учатся запоминать слова. Популярный метод: «look ,say ,cover, write, check».

«Sentence-level» - дети учатся расставлять слова в предложении в правильном порядке.

Использовать заглавные буквы и пунктуацию.

«Text-level» - написание простых предложений по образцу: поздравительные открытки, послания

друзьям и семье и т.п.

Стратегия овладения речевым материалом, от рецептивных видов речевой деятельности к

продуктивным , распространяется на овладение грамматической стороной речи.

Процесс обучения грамматической стороне речи включен в общий контекст урока, когда

используются различные ситуации. Овладение грамматическим явлением происходит на основе

овладения речевым образцом.

Автоматизация употребления грамматических явлений осуществляется в ходе выполнения

следующих упражнений:

-имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в

готовом виде.

-подстановочных, когда учащиеся подставляют лексические единицы в речевой образец.

-трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму.

-репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму.

Обучение всем видам деятельности должно проходить в комфортной и доброжелательной

обстановке. Применение различных игровых технологий на уроке может способствовать

успешному обучению детей иностранному языку.



В раздел образования