Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Изучение иностранного языка в начальной школе помогает детям осознать, что для настоящего
знакомства с окружающим миром, другими странами, народами, их обычаями и традициями
необходимо хорошо говорить и понимать речь на иностранном языке, читать и писать.
На начальном этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие
осуществлять на элементарном уровне иноязычное общение и взаимодействие детей.
Как правило, младшие школьники приступают к изучению английского языка с большим
удовольствием, ведь для детей этот предмет совершенно новый и поэтому вызывает у них живой
интерес. Задача педагога – этот интерес сохранить. Реальные потребности младших школьников в
общении и познании должны быть максимально учтены.
У детей действует игровая мотивация, использование которой, а также использование всех
механизмов запоминания: зрительного, слухового, двигательного, позволяет создать прекрасные
условия для овладения языком.
Основные цели изучения иностранного языка:
Развитие способностей к общению на иностранном языке с учетом речевых возможностей и
потребностей детей.
Развитие личности ребенка, мотивации к изучению иностранного языка.
Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации ребенка к новому языковому миру.
Освоение элементарных лингвистических представлений необходимых для овладения устной и
письменной речью на иностранном языке.
Приобщение детей к новому социальному опыту, знакомство с миром зарубежных сверстников,
воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
Формирование речевых, познавательных, общеучебных умений.
Проблемы формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у современных
школьников требуют от педагога использования различных методик, позволяющих повысить
интерес к предмету, развивать творческую активность шольников.
Выбирая методику преподавания английского языка в начальной школе следует помнить, что
процесс обучения должен быть интересным и творческим.
На уроках английского языка в начальной школе учитель, нацеленный на положительные
результаты, должен соблюдать ряд правил. Прежде всего, обращайте внимание на то, чтобы
каждый ребенок активно участвовал в процессе общения и чувствовал свою значимость. В
противном случае учащийся потеряет интерес к предмету.
Чтобы создать на уроке благоприятные условия для общения, не следует критиковать детей. Они и
так боятся сделать ошибку, из-за чего предпочитают молчать во время занятий. По этой причине
многие методики призывают педагогов на начальном этапе обучения языку вообще не исправлять
ошибки ребенка. В крайнем случае, следует делать это в очень мягкой форме.
Следует помнить, что интерес к заданиям у младших школьников исчезает через 10-15 минут,
поэтому хорошая методика преподавания английского языка в начальной школе должна
предусматривать частую смену видов деятельности на уроке.
Задания, которые дает детям педагог, должны быть ориентированы на различные виды
восприятия: озвучивание, зрительную опору, практические действия и письмо. Особое значение
данное сочетание имеет при изучении нового материала.
Очень важно при ведении урока английского языка в начальной школе постоянно использовать в
речи фразы классного обихода, часто повторять различные структуры. Ученики слушают учителя и
повторяют за ним. Это приводит к улучшению запоминания и узнаванию знакомых слов и фраз. В
реальной жизни мы воспринимаем информацию по-разному: выделяем интересующие нас
моменты, улавливаем общий смысл сказанного, стараемся запомнить «буквально». На уроке
следует практиковать все типы восприятия информации: listening for specific information, listening
for detail, listening for gist.
Например, выполняем следующее задание:
1.Прослушать текст о четырех детях и их подарках. Сказать, какой подарок получила Маша.
Выполняя это задание ученики не будут обращать внимание на информацию о других детях, а
будут искать слово «Маша» и название ее подарка. (specific information).
2. Прослушать текст и сказать, какие подарки получил каждый ребенок.(listening for detail).
3.Прослушать текст и сказать о чем он. (listening for gist).
Аудирование дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, лексическими и
грамматическими средствами общения. Но, слуховое восприятие и слуховая память развиты у
учащихся хуже, чем зрительное восприятие и память. Пропускная способность слухового
анализатора в 16 раз меньше, чем зрительного. К тому же проблема обучения аудированию
усугубляется тем, что у разных детей разный уровень слухового и зрительного восприятия.
Аудирование требует напряженного внимания, что быстро вызывает усталость и отключение
внимания учащихся.
При обучении технике чтения часто используется технология «от звука к букве», которая
предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения
алфавита, усвоения звуко - буквенных соответствий. Использование транскрипции помогает детям
усвоить правила чтение гласных, буквосочетаний, то есть учит читать. Умея читать по
транскрипции, дети могут прочесть любое слово.
Технология «вижу-говорю» - показываем картинку на которой изображен какой-либо предмет и
написано соответствующее предмету слово и называем предмет, изображенный на картинке. Это
помогает детям запомнить значение слова, графические символы слова, найти и прочесть это
слово в тексте.
По программе, по окончании 4 класса, дети, овладевающие чтением на английском языке,
должны уметь:
Выразительно читать вслух с правильным ударением и интонацией;
Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
Понимать содержание учебных и несложных аутентичных текстов полностью (инструкции,
рецепты, меню, распорядок дня, адаптированные научно-популярные тексты);
Находить в тексте интересующую информацию (элементы поискового чтения).
Обучение говорению - один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка.
Детям нравится произносить слова и фразы на английском языке. На начальном этапе изучения
английского языка дети учатся произносить слова и фразы, услышанные в песнях, стихах, рассказах
и через короткие диалоги в парах. Главная цель - научить детей общаться, обмениваться
информацией. Учитель должен вовлечь детей в коммуникативную деятельность.
Коммуникативная деятельность основана на принципе «information - gap», когда тебе нужно
узнать что-то новое от других людей или сообщить какую-либо информацию другим людям.
Принцип «Information – gap» может быть использован при изучении различных тем и структур.
Этот принцип помогает развивать навыки говорения, даже при небольшом словарном запасе.
Навыки говорения делят на две части: «spoken interaction» -способность задавать вопросы и
отвечать на них, «spoken production»-способность рассказать или пересказать текст, стихотворение
и т.п.
Важно развивать компетентность детей по этим двум направлениям, чтобы заложить фундамент
для дальнейшего успешного изучения языка.
Обучение письму и чтению начинаем после того, как дети освоят «listening» и «speaking».
Письмо и письменная речь в начальной школе в иноязычном образовании является средством и
целью обучения. Письмо и чтение в начальной школе взаимосвязаны.
Технология обучения письму включает ознакомление с написанием букв, тренировку в написании
букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.
При обучении орфографии применяется прием списывания слов, что формирует орфографическую
память. Орфографическая грамотность является важной частью обучения И.Я. -15% учебного
времени отводится на письмо, согласно Программе по иностранным языкам. Показателем
сформированности умений письма является качество содержания и качество языковой стороны.
На этом этапе можно выделить несколько уровней:
«Pre – writing activities»-любой вид деятельности, развивающий моторику, координацию и
визуальную память (рисование, рукоделие), который поможет детям подготовиться к письму.
«Letter –Formation level» - дети узнают, что каждая буква имеет форму, название и звук.
«Word – level»- дети учатся запоминать слова. Популярный метод: «look ,say ,cover, write, check».
«Sentence-level» - дети учатся расставлять слова в предложении в правильном порядке.
Использовать заглавные буквы и пунктуацию.
«Text-level» - написание простых предложений по образцу: поздравительные открытки, послания
друзьям и семье и т.п.
Стратегия овладения речевым материалом, от рецептивных видов речевой деятельности к
продуктивным , распространяется на овладение грамматической стороной речи.
Процесс обучения грамматической стороне речи включен в общий контекст урока, когда
используются различные ситуации. Овладение грамматическим явлением происходит на основе
овладения речевым образцом.
Автоматизация употребления грамматических явлений осуществляется в ходе выполнения
следующих упражнений:
-имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в
готовом виде.
-подстановочных, когда учащиеся подставляют лексические единицы в речевой образец.
-трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму.
-репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму.
Обучение всем видам деятельности должно проходить в комфортной и доброжелательной
обстановке. Применение различных игровых технологий на уроке может способствовать
успешному обучению детей иностранному языку.