Напоминание

Активные методы обучения: понятия, отличительные особенности, условия применения, эффекты


Автор: Мертюкова Светлана Александровна
Должность:
Учебное заведение: МОУ "ШИСОО с.Ныда"
Населённый пункт: с.Ныда, Надымский район
Наименование материала: Статья
Тема: Активные методы обучения: понятия, отличительные особенности, условия применения, эффекты
Раздел: начальное образование





Назад




Активные методы обучения:

понятия, отличительные особенности, условия применения, эффекты

Согласно Концепции модернизации образования базовым звеном образования

является

общеобразовательная

школа,

модернизация

которой

предполагает

ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы

знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных

способностей. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания

и умения в реальных жизненных ситуациях.

В решении этих задач могут помочь активные методы обучения (АМО), которые

широко внедряются в образовательный процесс.

При использовании активных методов обучения меняется роль обучающегося – из

послушного «запоминающего устройства»

он превращается в активного участника

образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики

позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми

навыками и качествами современного, адаптированного, успешного человека.

Существует несколько определений АМО.

Активные методы обучения

– совокупность педагогических действий и

приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными

средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному

и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность

и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе

освоения учебного материала.

Что же собой представляют АМО? Дадим им условную характеристику:

1 – они активны сами по себе в интеллектуальном и физическом смыслах;

2 – они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников

образовательного процесса;

3 – эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной

и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе

потенциал участников;

4 – процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентаций

значительно активизируется.

Отличительными особенностями активного обучения

по определению М.

Новика является:

- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным

независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их

активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере

устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и

эмоциональности обучаемых.

Существуют так же определенные признаки методов активного обучения, к ним

относятся:

Проблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из

которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать

новые знания с помощью педагога и других участников образовательного процесса.

Адекватность

учебно-познавательной

деятельности

характеру

будущих

практических задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного

общения, всех видов взаимоотношений.

Взаимообучение.

Стержневым моментом проведения занятий с применением

методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная

форма обсуждения.

Индивидуализация.

Обязательные

требования

организации

учебно-

познавательного процесса с учетом индивидуальных способностей и возможностей

обучающегося.

Исследование

изучаемых

проблем

и

явлений.

Формирование

отправных

начальных навыков, необходимых для успешного самообразования.

Непосредственность. Самостоятельное взаимодействие обучающихся с учебной

информацией. Педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует

в процессе их взаимодействии с учебным материалом.

Мотивация. Развитие и поддержка системы мотивации.

АМО строятся на:

практической направленности;

игровом действе и творческом характере обучения;

интерактивности;

разнообразных коммуникациях;

диалоге и полилоге;

использовании знаний и опыта обучающихся;

групповой форме организации их работы;

вовлечении в процесс всех органов чувств;

деятельностном подходе к обучению;

движении и рефлексии.

Мы рассмотрим классификацию активных методов обучения по

определению

известного педагога – новатора Смолкина А.М.

Классификация методов активного обучения

(А.М. Смолкин)

неимитационные

имитационные

игровые

неигровые

проблемное обучение;

занятие – беседа;

программированное

обучение;

занятие вдвоём;

практическое занятие;

занятие с заранее

запланированными

ошибками;

пресс-конференция;

эвристическая лекция,

беседа;

тематическая

дискуссия;

лабораторная работа;

занятие – семинар.

деловые игры;

дидактические или

учебные игры;

игровые ситуации,

приёмы и проектирование;

тренинги в активном

режиме;

инсценирование

различной деятельности;

разыгрывание ролей.

коллективная

мыслительная

деятельность;

анализ конкретных

ситуаций;

имитационные

упражнения;

действия по инструкции;

разбор документации;

ТРИЗ-работа.

Плюсов у АМО много, но несмотря на это, проблемы есть и при внедрении

активных методов.

Проблемы использования АМО:

Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания

обучающегося участвовать в процессе обучения.

Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их

привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт

внутренний дискомфорт.

Несмотря на выслушивание разных мнений, при дискуссии может преобладать

мнение одного, психологически сильного доминанта в группе.

2

Для некоторых участников процесса, работа в команде с использованием

активных методов - только способ ничего не делать.

Если педагог в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс

обучения может превратиться в обычную анархию.

Таким

образом,

АМО

являются

эффективным

инструментом

в

процессе

взаимодействия и повышения качества обучения в различных сферах педагогической

практики. Ведь экспериментально установлено, что в памяти человека остается:

10-20% - того, что он слышит;

50% - того, что он видит;

50 – 70% - при работе с литературой и проговаривании;

90% - при личном активном участии и действии.

Немаловажным

является

создание

определенных

условий

внедрения

АМО.

Перечислим немногие из них:

1.

Специально созданная среда (кабинет, аудитория…).

2.

Тщательная подготовка педагога (конспект, дополнительная информация,

апробация).

3.

Набор необходимых средств и материалов (вспомогательный, раздаточный

материал,

заготовки,

шаблоны,

канцелярские

товары,

мольберт,

мультимедийное оборудование и т.д.).

4.

Наличие управляемого эмоционального напряжения всех участников занятия.

5.

Многоальтернативность коллективного решения.

6.

Соблюдение правил игрового поведения.

7.

Азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций.

8.

Удовлетворенность от демонстрации собственных деловых возможностей и

возможностей партнера.

9.

Система мониторинга результатов.

10. Незаконченность темы занятия и многие другие.

Несмотря

на

доказательства

привлекательности

активных

методов,

профессиональные страхи одолевают многих педагогов. Это и привычка работать по

«накатанной», традиционно, где все «разложено по полочкам», привычно, знакомо и не

требует особого напряжения и усилий. Но, если не попробуешь – не поймешь, не

узнаешь, может данная инновация – это начало новой ступени профессионального роста,

а может и собственных находок и разработок. Таким образом, можно схематично

рассмотреть страхи и их преодоления:

1 – я не буду этого делать (не хочу, боюсь);

2 – я не могу это сделать (не умею, не получиться);

но глядя на коллег, чувствуя отсталость от современных требований, вы на 3 ступени

убеждаете себя – я хочу это сделать!!!

4 – далее вы думаете – а как это сделать? (ищите информацию, консультируетесь,

присматриваетесь к уже одолевшим страх);

5 – теперь вы решились – я попытаюсь… это сделать (пробуете, находите ошибки,

повторяете);

6 – далее, Вы понимаете – я могу это сделать! (у Вас получается, появляется

соревновательный азарт, желание) и удовлетворение);

7 – и последняя ступенька «лестницы страха и опасений» преодолена - я это сделаю!!!

(вы решительны, уверены в себе и своем деле, Вам не страшно);

8 – и пик ваших терзаний – это же так просто!!! (Вы справились, Вас заметили,

оценили, Вы удовлетворены).

Далее все зависит от Вас – остановитесь ли Вы на достигнутом, или «лестница

успеха» станет вашим «маяком успеха».

При системном использовании активных методов роль педагога принципиально

меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что

принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа»

педагог превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с

3

обучающимися. Растет доверие к педагогу, растет его авторитет и уважение у

обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки

самого педагога.

Как правило, результат применения АМО всегда положительный и продуктивный

для всех сторон образовательного процесса.

Итак, сделаем выводы:

АМО получают отражение во многих технологиях обучения,

направленных на перестройку и совершенствование учебно- воспитательного

процесса в современной действительности.

АМО создают благоприятные условия для формирования и закрепления учебных

универсальных действий обучающихся.

АМО сосредотачивают всех участников для развития умений самостоятельно

мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению

проблем.

В

результате

использования

АМО

повышается

эмоциональный

отклик

обучающихся, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми

знаниями, умениями и практическом их применении.

АМО способствуют: развитию устной речи и раскрытию творческого потенциала

обучающихся, умению формулировать и высказывать свою точку зрения,

активизируют все виды мышления.

Использование педагогами активных методов в процессе обучения формирует

преодоление стереотипов классического обучения, выработку новых подходов к

развитию творческих способностей обучающихся.

В заключении разрешите озвучить цитату Бенджамина Дизраэли:

«Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться

с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства».

Спасибо за внимание. Активной, мобильной, образовательной и плодотворной работы!

Дерзайте, творите, успехов во всех начинаниях.

4



В раздел образования