Автор: Даровских Владимир Петрович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: УДО ДЮСШ Котельничского района
Населённый пункт: п. Ленинская Искра, Котельничского района Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация самостоятельной работы обучающихся учебно - тренировочных групп, реализующих дополнительную предпрофессиональную программу "Баскетбол"х пп
Раздел: дополнительное образование
Организация самостоятельной работы обучающихся учебно – тренировочных
групп, реализующих дополнительную общеобразовательную
предпрофессиональную программу «Баскетбол»
Основополагающим требованием общества к современной школе является
формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные,
производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать
свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять
свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в
действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод,
путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их
умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать
цель,
выбирать средства ее
достижения,
планировать
работу во
времени.
Для
формирования
целостной
и
гармоничной
личности
необходимо
систематическое
включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных
заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой
деятельности.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и
сложная
работа
каждого
тренера-преподавателя.
Воспитание
активности
и
самостоятельности
необходимо
рассматривать
как
составную
часть
воспитания
обучающихся спортивной школы. Эта задача выступает перед каждым тренером -
преподавателем в числе задач первостепенной важности.
Говоря
о
формировании
у
обучающихся,
занимающихся
баскетболом,
самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи.
Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в
познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями и
спортивными навыками; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять
имеющиеся знания, умения и навыки в самостоятельной практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель, а средство формирования у обучающихся
активности и самостоятельности,
как черт личности, развития их умственных и
физических способностей, это деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное
время, выполняемая по заданию тренера- преподавателя, под его руководством и
контролем, но без его непосредственного участия.
Цели организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся:
- способствовать реализации требований ФГТ в части, относящейся к знаниям,
умениям, совершенствованию навыков в спортивной подготовке;
- обеспечить реализацию дополнительных общеобразовательных программ в течение
всего календарного года, включая каникулярное время;
- создать условия для удовлетворения
индивидуальных потребностей наиболее
мотивированных
обучающихся,
построения
содержания
обучения
с
учётом
их
индивидуального развития, а также национальных и культурных особенностей Кировской
области.
Для
достижения
поставленных
целей
самостоятельные
занятия
спортом
предусматривают решение следующих задач:
способствовать освоению знаний о роли спорта в общекультурном и социальном развитии
человека, основы здорового образа жизни;
формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом и нравственном
образе жизни;
формировать
умение
использовать
спортивно-оздоровительную
деятельность
для
укрепления здоровья;
всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое
здоровье и высокую работоспособность обучающихся;
совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта.
При организации самостоятельных занятий необходимо придерживаться следующих
принципов:
1.Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья. Подбор
физических упражнений направлен не только на профилактику нарушения осанки,
состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его рабо-
тоспособности,
совершенствование
психофизических
качеств,
поддержание
эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.
2.Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия
физическими упражнениями. Эффект от занятий спортом наступает только при
регулярном и длительном их применении.
3.Принцип
гуманизации.
Независимо от предусмотренных задач, в основе любого
самостоятельного занятия спортом
лежит физическое, психическое и социальное
благополучие каждого из обучающихся..
4.Принцип индивидуализации- характеризуется необходимостью учёта особенностей
каждого обучающегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня
подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности.
5.Принцип
рациональности
физических
нагрузок.
Соблюдение
этого
принципа
предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное
сочетание с отдыхом.
6.Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях спортом
целенаправленно развивать основные физические качества — выносливость, силу,
гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические
упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
7.Принцип
уверенности
в
необходимости
занятий
(принцип
сознательности
и
активности)-
психологический
настрой
на
самостоятельные
занятия
спортом,
уверенность в необходимости и пользе занятия.
Основные мотивации:
укрепление здоровья, исправление недостатков физического развития;
повышение функциональных возможностей организма;
активный отдых;
достижение наивысших спортивных результатов.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной
ситуации
Самостоятельно занимающиеся обучающиеся должны знать правила проведения
занятий, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Важны и знания, и
владения навыками самоконтроля.
Немаловажное значение имеют, подбор формы занятий, места их проведения,
правильной
экипировки,
спортивного
инвентаря
или
его
самодельных
аналогов. Самостоятельная работа обучающихся по избранному виду спорта должна
быть направлена на сохранение и укрепление здоровья; развитие несовершенных
физических качеств; подготовку к выполнению зачетных нормативов.
Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся:
-содержание спортивной подготовки по предметным областям и разделам учебного плана;
- показатели,
поддающиеся
количественному
измерению
и
характеризующие
тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние обучающихся: количество дней
и тренировочных занятий (в день, неделю, месяц); общее количество времени работы (в
день, неделю, месяц); количество соревнований; количество соревновательных схваток;
количественные показатели тренировочных и соревновательных нагрузок (километраж,
тоннаж, количество повторений и т. п.);
-организационные и воспитательно-методические указания;
-
сроки
соревнований,
контрольного
тестирования,
спортивно-медицинских
обследований, самообследования.
Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы - в период
занятий на базе спортивной школы:
- Организация
совместных
мероприятий
с
другими
образовательными
и
физкультурно-спортивными организациями (зрелищных, массовых мероприятий)
- организации посещений обучающимися официальных соревнований, в том числе
общероссийских и областных, проводимых на территории Кировской области;
-инструкторская и судейская практика и другие формы;
С целью обеспечения непрерывности тренировочного процесса организуется
индивидуальная
самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся на период
активного летнего отдыха:
- выполнение индивидуального задания;
-
совершенствование
общей
и
специальной
физической
(технико-
тактической)
подготовки.
Формами реализации самостоятельной (внеаудиторной) работы являются план
самостоятельной (внеаудиторной) работы учебной группы, дневник самоконтроля
обучающегося .
Виды деятельности обучающихся по реализации ВСР в период занятий на базе
спортивной школы:
- участие и/или посещение физкультурно - массовых мероприятий;
- проведение под руководством тренера- преподавателя отдельных структурных
элементов тренировочного занятия;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов спортивной подготовки;
- аналитическая обработка текста (рецензирование, реферирование, конспект-анализ,
составление плана текста, опорного конспекта по заданным условиям) при освоении
предметной области «теория и методика физической культуры и спорта»; работа со
словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами (включая
информационные
образовательные
ресурсы);
подготовка
сообщений,
докладов,
презентаций;
Виды деятельности обучающихся по реализации ВСР в период активного летнего
отдыха:
- выполнение уже освоенных (т.е. тех, по которым обучающийся имеет достаточный
уровень подготовки по итогам текущего контроля) упражнений по заданным условиям;
- совершенствование полученных гигиенических знаний,
умений и навыков по
соблюдению режима дня, здорового образа жизни, закаливанию организма;
- освоенные упражнения спортивно-оздоровительного характера;
- самоконтроль спортивной подготовки, в т.ч. на базе электронных обучающих и
аттестующих тестов.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа организуется:
- для учебной группы в течение учебного года в пределах часов, указанных в учебном
плане;
- в рамках годового календарного графика за пределами учебного плана на 9 недель
активного летнего отдыха обучающихся; объём учебного времени на СВР в этот период
формируется тренером- преподавателем в соответствии с периодом обучения, целями и
задачами, а также психовозрастными особенностями обучающихся с учётом соблюдения
техники безопасности.
С целью оптимизации количества рабочей документации в план самостоятельной
(внеаудиторной)
работы
учебной
группы
включается
воспитательная
работа
по
направлениям:
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда и
антидопингового поведения;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и
аналогов и других одурманивающих веществ;
- воспитание на примере выдающихся спортсменов, выпускников ДЮСШ, Кировской
области и РФ, повышение уровня информированности об истории развития избранного
вида спорта;
- патриотическое воспитание, участие в социально значимых акциях, в т.ч. с
привлечением родителей;
- поддержание и развитие традиций школы (праздник чести школы. День выпускника,
день открытых дверей и т.д.);
Тренер- преподаватель в соответствии с тарификацией на учебный год
- разрабатывает содержание, учебно-методические
и
справочные
материалы,
информационное и методическое обеспечение реализации плана (наглядные, цифровые
и образовательные электронные ресурсы, аудио- и видеоматериалы), перечень и правила
безопасного использования спортивного оборудования, и другие способы, которые
обучающиеся должны использовать в ходе реализации соответствующего плана, систему
регулярного контроля качества выполненной самостоятельной (внеаудиторной) работы,
систему консультационной помощи);
- знакомит обучающихся с планом самостоятельной работы, с целями, средствами,
трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля;
- формирует у обучающихся умения самостоятельного поиска оптимальных вариантов
реализации плана; навыки самостоятельной работы с информационно – методическими
первоисточниками, спортивным оборудованием;
-
осуществляет
групповые
и
индивидуальные
консультации
по
методике
самостоятельной работы,
систематический контроль
выполнения
обучающимися
графика
самостоятельной
работы,
комплексный,
системный,
структурный
анализ
совместной деятельности и результатов работы тренера-преподавателя и обучающихся.
-
осуществляет
оценку
достижений
обучающихся
в
ходе
реализации
планов
самостоятельной работы в соответствии с установленными требованиями, а также оценку
значимости
и
анализ
результатов,
их
систематизацию,
оценку
эффективности
реализованных планов.
Условия и этапы успешной организации самостоятельной (внеаудиторной) работы
обучающихся:
-подготовка необходимого методического обеспечения, оборудования: методические
рекомендации,
пособия
по
организации
самостоятельной
работы,
задания
для
самостоятельной работы, темы рефератов
и
докладов, вопросы и
задания
к
промежуточной аттестации, образцы (алгоритмы) оформления индивидуальных заданий;
-реализация
самостоятельной
работы
в
соответствующих
формах,
фиксирование
результатов, самоорганизация процесса работы;
-оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности
реализованных планов самостоятельной работы.
План самостоятельной (внеаудиторной) работы учебных групп по баскетболу
(СВР учебной группы)
Цель СВР:
- способствовать реализации требований ФГТ в части, относящейся к знаниям, умениям,
совершенствованию навыков в спортивной подготовке;
- обеспечить реализацию дополнительных общеобразовательных программ в течение всего
календарного года, включая каникулярное время;
- создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей наиболее мотивированных
обучающихся, построения содержания обучения с учётом их индивидуального развития, а также
национальных и культурных особенностей Кировской области;
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков
выполнения технических приемов и их способов.
Реализуемая ДОПП: Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа
физкультурно – спортивной направленности «Баскетбол»
Общее количество часов на учебный год на реализацию плана (по учебному плану)
Б-1 – 10часов
Б-2 - 10 часов
Б-3 – 10 часов
Б-4 – 14 часов
Б-5 – 14 часов
Б-6 - 20 часов
У-1 – 60 часов
У-2 - 60 часов
Работа спортсменов включает в себя выполнение индивидуальных заданий, посещение
спортивных мероприятий. Данная работа контролируется тренером-преподавателем на основании
ведения обучающимися дневника самоконтроля, аудио- и видеоматериалами, бесед и другими
способами.
Развитие
различных
сторон
подготовленности
юных
спортсменов
происходит
неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом – иных.
Индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому
амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию.
Содержание самостоятельной (внеаудиторной) работы
Организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-
спортивными организациями (зрелищных, массовых мероприятий), организация посещений
обучающимися официальных соревнований, проводимых на территории Котельничского
района и Кировской области (по календарю спортивно- массовых мероприятий).
Содержание программного материала по теоретической подготовке баскетболистов на
учебно-тренировочных занятиях в избранном виде спорта, для самостоятельной работы
обучающихся.
Приемы игры
Базовый уровень
Углубленный
уровень
Б-1
Б-2
Б-3
Б-4
Б-5
Б-6
У-1
У-2
Место и роль физической культуры и спорта в
современном мире
+
+
+
+
+
История развития баскетбола
+
+
+
+
+
+
+
+
Гигиенические знания , умения и навыки
+
+
+
+
+
+
+
+
Основы спортивного питания
+
+
+
+
+
Режим дня, закаливание организма, здоровый
образ жизни
+
+
+
+
+
+
+
Строение и функции организма человека
+
+
+
+
Требования техники безопасности при занятиях
баскетболом
+
+
+
+
+
+
+
+
Основы спортивной подготовки
+
+
+
+
Основы законодательства в сфере физической
культуры и спорта
+
+
+
Требования к оборудованию, инвентарю и
спортивной экипировке
+
+
+
+
Спортивные разряды по виду спорта
+
+
Содержание программного материала по технической подготовке баскетболистов на учебно-
тренировочных занятиях в избранном виде спорта, для самостоятельной работы
обучающихся.
Приемы игры
Базовый уровень
Углубленный
уровень
Б-1
Б-2
Б-3
Б-4
Б-5
Б-6
У-1
У-2
Остановка прыжком, двумя шагами
+
+
+
+
+
+
Повороты вперед, назад
+
+
Ловля мяча двумя руками на месте, в
движении, в прыжке
+
+
+
+
+
+
+
+
Ловля мяча двумя руками при встречном
движении, при движении сбоку
+
+
+
+
+
+
+
Ловля мяча одной рукой на месте, в движении
+
+
+
+
+
+
+
Ловля мяча одной рукой в прыжке
+
+
+
+
+
+
Ловля мяча одной рукой при встречном
движении, при движении сбоку
+
+
+
+
+
+
Передача мяча двумя руками из-за головы
+
+
+
+
+
+
Передача мяча двумя руками с отскоком в пол
от плеча, от груди, снизу
+
+
+
+
+
+
Передача мяча двумя руками на месте и в
движении
+
+
+
+
+
+
Передача мяча двумя руками в прыжке
+
+
+
+
+
+
Передача мяча двумя руками (встречные)
+
+
+
+
+
+
Передача мяча одной рукой из-за головы
+
+
+
+
+
+
Передача мяча с отскоком в пол одной рукой от
плеча, сбоку, снизу
+
+
+
+
+
+
Передача мяча одной рукой с места
+
+
+
+
+
+
Передача мяча одной рукой в движении
+
+
+
Передача мяча одной рукой в прыжке
+
+
+
+
+
+
Передача мяча ближней и дальней рукой
+
+
+
+
+
+
Ведение мяча с высоким и низким отскоком
+
+
+
+
+
+
Ведение мяча со зрительным и без зрительного
контролем
+
+
+
+
+
+
Ведение мяча на месте
+
+
+
+
+
+
Ведение мяча в движении по прямой, по кругу,
«змейкой»
+
+
+
+
+
+
Обыгрывание соперника с изменением
направления, скорости, высоты отскока
+
+
+
+
+
Обыгрывание соперника с поворотом и
переводом мяча
+
+
+
+
+
Обыгрывание соперника с переводом под
ногой, за спиной, с использованием несколько
приемов подряд (сочетание)
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками сверху, от
груди, снизу
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками сверху
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками с отскоком от
щита
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками без отскока от
щита
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками с места, в
движении
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками в прыжке
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками (средние,
дальние)
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками (ближние)
+
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками под углом к
щиту
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу двумя руками параллельно
щиту
+
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой сверху, снизу
+
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой от плеча
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой (добивание)
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой с отскоком от
щита
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой с места , в
движении
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой в прыжке
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой (средние,
дальние)
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой (ближние)
+
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой прямо перед
щитом, под углом к щиту
+
+
+
+
+
+
Броски по кольцу одной рукой параллельно
щиту
+
+
+
+
+
+
+
Содержание программного материала по тактической подготовке (тактика нападения)
баскетболистов на учебно-тренировочных занятиях, для самостоятельной работы
обучающихся.
Приемы игры
Базовый уровень
Углубленный
уровень
Б-1
Б-2
Б-3
Б-4
Б-5
Б-6
У-1
У-2
Выход для получения мяча
+
+
+
+
+
+
+
+
Выход для отвлечения мяча
+
+
+
+
+
+
+
+
Розыгрыш мяча
+
+
+
+
+
+
+
Атака корзины
+
+
+
+
+
+
+
+
«Передай мяч и выйди»
+
+
+
+
+
+
+
+
Заслон
+
+
+
+
+
+
Наведение
+
+
+
Треугольник
+
+
+
Тройка
+
+
+
Малая восьмерка
+
+
+
Скрестный выход
+
+
+
Сдвоенный заслон
+
+
+
Наведение на двух игроков
+
+
+
+
+
+
Система быстрого прорыва
+
+
+
Система поэтапного прорыва
+
+
+
Система нападения через центрового
+
+
+
+
+
+
Система нападения без центрового
+
+
+
+
+
+
Игра в численном большинстве
+
+
+
Игра в меньшинстве
+
+
+
Раннее нападение
+
+
+
Содержание программного материала по тактической подготовке (тактика защиты)
баскетболистов на учебно-тренировочных занятиях, для самостоятельной работы
обучающихся.
Приемы игры
Базовый уровень
Углубленный
уровень
Б-1
Б-2
Б-3
Б-4
Б-5
Б-6
У-1
У-2
Противодействие получению мяча
+
+
+
Противодействие выходу на свободное место
+
+
+
Противодействие розыгрышу мяча
+
+
+
Противодействие атаке корзины
+
+
+
Подстраховка
+
+
+
+
+
+
Переключение
+
+
+
+
Проскальзывание
+
+
+
+
Групповой отбор мяча
+
+
+
+
Против тройки
+
+
+
+
Против малой восьмерки
+
+
+
+
Против скрестного выхода
+
+
+
+
Против сдвоенного заслона
+
+
+
+
Против наведения на двух
+
+
+
+
Система личной защиты
+
+
+
+
+
+
+
Система зонной защиты
+
+
+
+
Система смешанной защиты
+
+
+
+
Система личного прессинга
+
+
+
+
Система зонного прессинга
+
+
+
+
Игра в большинстве
+
+
+
+
Игра в меньшинстве
+
+
+
+
Дневник самоконтроля обучающегося
по выполнению индивидуального плана самостоятельной работы на период активного
летнего отдыха
Этапы и
сроки
реализации
плана
Какие
виды уп-
ражнений
и зада-ний
выполнены
Показатели
тренировочных нагрузок
Какие
правила
техники
безопасности
выполнены
Худший/Лучший
результат
Общее
физическое
состояние,
самочувствие
в
мин./часах
(километраж,
тоннаж,
количество
по-вторений
и
т.д
Воспитательная работа
Воспитательная работа по направлениям:
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда и
антидопингового поведения;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных
напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и
аналогов и других одурманивающих веществ;
- воспитание на примере выдающихся спортсменов, выпускников ДЮСШ, Кировской
области и РФ, повышение уровня информированности об истории развития избранного
вида спорта;
- патриотическое воспитание, участие в социально значимых акциях, в т.ч. с
привлечением родителей;
- поддержание и развитие традиций школы (праздник чести школы. День выпускника,
день открытых дверей и т.д.);