Автор: Морозова Елена Викторовна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГОА ПОУ "Боровичский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Боровичи Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование правовой компетентности студентов в процессе исследовательской деятельности студентов
Раздел: среднее профессиональное
Формирование правовой компетентности
студентов в процессе исследовательской деятельности студентов
Морозова Е.В., преподаватель общественных дисциплин
ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж»
Современные
общественные
преобразования,
сопряженные
с
формированием правового государства в целом и поддержкой каждого
гражданина в отдельности, обозначили одну из серьезнейших проблем
современного общества, которая выражается в низком уровне правовой
культуры граждан РФ. Процесс развития нашего общества напрямую связан с
необходимостью повышения правовой культуры в целом.
Именно
поэтому,
сегодня
изменились
требования
к
выпускникам
среднего профессионального образования. И если несколько десятилетий назад,
для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить
его профессиональные знания, умения и навыки, то в настоящее время,
перечень требований расширился, и перед образовательными учреждениями
среднего
профессионального образования
ставится задача
формирования
правовой компетенции.
Правовая
компетентность
специалиста
-
это
составляющая
профессиональной
компетентности,
определяющая
правовую
ориентацию
личности в контексте профессиональной деятельности, которая является
характеристикой, отражающей способность решать профессиональные вопросы
на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими
принципами,
приоритетом
прав
человека,
социальными
стандартами,
профессиональными
обязанностями
специалиста,
нормативными
рамками
деятельности.
Стратегию
современного
педагогического
образования
составляет
субъективное развитие и саморазвитие личности специалиста, способного
выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные
процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия может
воплотиться
при
качественно
иной
подготовке
педагога-исследователя,
позволяющей
сочетать
фундаментальность
профессиональных
знаний
с
инновационостью мышления и практико-ориентированным научным подходом
к решению конкретной образовательной проблемы.
Современное состояние подготовки квалифицированных кадров в системе
среднего профессионального образования в соответствии с усложнением целей,
средств
и
структуры
учебно-познавательной
деятельности
предполагает
совершенствование
учебно-воспитательного
процесса,
обеспечивающего
расширение объема и повышения прочности знаний, умений и навыков
студентов, формирование их творческих способностей, необходимых для
развития профессиональной компетентности, одним из составляющих которой
является
овладение
навыками
исследовательской
деятельности.
Исследовательская деятельность студентов выступает как важный элемент
технологий
активного
обучения.
Обучение
исследовательским
навыкам
проходит на лекциях, семинарских занятиях с использованием следующих
заданий:
информационные: подбор, обработка и представление информации,
полученной из источников; обобщение информации, ее систематизация;
проблемные: классификация и подбор задач; составление задач и их
решение.
Студентам предлагаются и фрагментарные учебно-исследовательские
задания:
подбор литературы по теме занятия;
чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста и
предложением своих вариантов решения проблем;
дискуссии по проблемам;
планирование и составление выступлений по определенной теме;
конспектирование научной статьи с использованием схем и таблиц;
оформление результатов исследования в форме отчета, схем, таблиц.
Исследовательская деятельность позволяет эффективно использовать все
виды
самостоятельной
работы
студентов
с
охватом
межпредметных
и
внутрипредметных связей. Обеспечивает информативность и системность
учебного материала, индивидуализирует обучение, воспитывает у студентов
потребность в непрерывном самообразовании.
Такой опыт студентам нашего колледжа помогает приобрести аудиторная
и внеаудиторная работа по учебным дисциплинам «Обществознание (включая
право
и
экономику)»,
«Основы
права»,
«Правовое
обеспечение
профессиональной деятельности». Обучающиеся готовят сообщения, доклады
по темам: «Правовое государство: теория, проблемы становления», «Человек и
общество», «Права и обязанности молодых специалистов, их трудоустройство»,
«Свободный человек в
свободном мире».
Обсуждают
теоретические и
практические проблемы в форме «Круглого стола»: «Право на жизнь: за и
против», «Закон о молодежной региональной политике»,
участвуют в
олимпиадах по праву. Студенты являются активными участниками деловых
игр: «Трудовые споры», «Твои права студент», где выступают в роли
организаторов и участников.
Обучающиеся педагогического колледжа в
процессе исследовательской деятельности разрабатывают и представляют свои
проекты
по
вопросам
важнейших
отраслей
российского
права.
Эти
обстоятельства определяют необходимость формирования не просто отдельных
исследовательских умений студента, а его исследовательской компетенции как
целостного
феномена,
позволяющего
сочетать
фундаментальность
профессиональных
знаний
с
инновационным
мышлением
и
практико-
ориентированным научным подходом к решению конкретных образовательных
проблем.
Выполнение
проектной
деятельности
направлено
на
совершенствование профессиональной подготовки студентов и связано с
углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее
приобретенных знаний, повышении эрудиции, формированием и развитием
навыков самостоятельной деятельности. Способность к самостоятельному
познанию развивается в исследовательской познавательной деятельности.
Занятие данной работой вырабатывает у студентов системное мышление,
умение анализировать социальные явления современного общества, изучать
отрасли российского законодательства, иметь самостоятельное суждение о
каждой из них. При этом студент овладевает технологией проведения
экспериментальной работы: умением работать с первоисточниками, умениями
обработки полученного практического материала, корректного использования
данных. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из ярких
характеристик уровня профессиональной культуры студента, которая в свою
очередь является главным системообразующим фактором педагога.
Исследовательская деятельность студентов позволяет реализовывать не
только
познавательные
и
творческие
задачи,
но
и
дает
возможность
личностного
развития
студентов,
их
самореализации,
развивает
коммуникативную и правовую
культуру, что является инструментальным
компонентом педагогической деятельности. Особенность профессиональной
культуры педагога – сочетание компетентности и профессионализма в области
педагогики, права с собственной культурой личности, готовой не только к
передаче
знаний,
но
и
к
созданию
гуманной
развивающей
среды
в
образовательном процессе, построенной на букве закона. Опыт показывает, что
приобретенные студентами навыки творческой исследовательской работы
помогают им быстрее адаптироваться в профессиональной среде, быть
конкурентоспособным в новых экономических условиях.
Таким образом, формирование правовой компетенции будущих педагогов
осуществляется в процессе исследовательской деятельности студентов и
комплекса
педагогических
условий,
обеспечивающих
эффективность
формирования
правовой
культуры
студента
-
будущего
специалиста,
осуществление
педагогического
сопровождения
проектной
деятельности
студентов, позволяющей приобрести им социально-правовой опыт, проявить
активность в решении профессиональных задач.