Напоминание

"Мир профессий"


Автор: Муравьева Тамара Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: "Мир профессий"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Йошкар-Олы»

Республики Марий Эл

«Утверждаю»

заместитель директора по воспитательной

работе МБОУ «СОШ №9 г.Йошкар-Олы»

________________ /Т.В.Токарева/

Протокол №1 заседания МО

от _________________ 20___ года.

Программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Мир профессий»

Количество часов: в неделю – 1 час; в год – 34 часа.

Составила:

Муравьева Тамара Николаевна,

учитель технологии

высшей квалификационной

категории.

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Проблема подготовки подрастающего поколения к труду- извечная проблема

человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических

формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым

содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден

задумываться о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске,

выборе профессии является одним из центральных, ив этом смысле,

судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессионализму

пути. Стремительный переход российского общества к новым формам

хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в

инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных

специалистах.

В подготовке таких специалистов важна роль принадлежит

общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение

школьников- социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется значимостью формирования у

школьников профессионального самосознания и осознанного

профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование,

проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути,

«профессионального старта». Правильно сделанный выбор- это начало пути

к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному

благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является

начальным звеном профессионального развития личности.

Цель программы.

1.

Актуализировать процесс профессионального самоопределения

учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их

соотнесения в процессе профессиональных проб.

2.

Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору

профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей,

возможностей и полученных знаний по экономике, современной

хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

3.

Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в

современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях

обучения в школе является, формирование поколения, способного к

профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений,

когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого

труда, Ане мода становятся основой профессионального выбора.

Задачи программы.

Образовательные задачи:

1.Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2.Формированите знаний по основам экономики, представлений о

хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и

новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и

конкуренции кадров.

3.Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и

высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам

школы.

4.Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основам трудового права.

Воспитательные задачи:

1.Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-

деловой карьеры с учетом конъектуры рынка и собственных

профессиональных возможностей.

2.Приобретение практического опыта, соответствующего интересам,

склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

3.Формирование готовности выпускников школы к непрерывному

образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и

благополучия.

4.Формирование понимания социально-экономических особенностей и

проблем развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание

учащихся и работать на благо своего города.

Развивающие задачи:

1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании,

саморазвитии и самореализации.

2.Формирование положительного отношении я к себе, уверенности в своих

силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3.Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности

в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии

решений.

Планируемые резульаты изучения программы

Учащиеся должны знать:

• значение профессионального самоопределения, требования к составлению

личного профессионального плана.

•правила выбора профессии

•определение профессии и профессиональной деятельности.

•понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а

также психофизиологических и психологических ресурсов личности в связи с

выбором профессии.

•понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-

волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения.

•значение творческого потенциала человека, карьеры

•требования современного общества к профессиональной деятельности

человека.

•понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг.

•возможности получения образования по избранному профилю

•перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора

профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

•находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и

пути продолжения образования.

•объективно оценивать свои индивидуальные возможности с избираемой

деятельностью.

•ставить цели и планировать действия для их достижения.

•выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести

соответствующий практический опыт

•использовать приемы самосовершенствования в учебной и в трудовой

деятельности.

•анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим

признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах

и методах хозяйствования в условиях рынка.

•пользоваться сведениями о путях получениях профессионального

образования.

Критерии и показатели усвоения материала:

1.Информационные

•сформированность представления о мире профессий.

•знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города

•знание основных направлений производств города, особенностей

технологий

•знание о возможностях получения специального профессионального

образования.

2.Исследовательские

•участие в проектной деятельности по изучению социальных,

экономических и психологических сторон профессий

•участие в проектах краеведческо-прфориентационной направленности,

изучающих возможности трудоустройства в городе

•изучение путей овладения избранными профессиями.

3.Практические

•сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных

интересов и мотивов выбора профессий.

•изучение исходного уровня профориентационных знаний путем

анкетирования и индивидуализальных бесед.

•анкетирование по вопросам

•выявление интереса к профориентационной работе и его мотивации

•определения личностной самооценки школьников

•чтение специальной литературы

•результаты участия школьников в научно-практических ученических

конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках

•написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия» и

др.

•контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов.

При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического

опросника следует руководствоваться следующими принципами:

•тезисы опросника прежде всего должны быть направлены на выявление

динамики развития личности респондента

•формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и

требующими однозначного ответа.

•постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое

отношение к миру, к другим людям.

•респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты

•формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо

общественно одобряемый ответ

•опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного

балласта.

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии.

Содержание занятий по программе «Мир

профессий

»

Тема 1. Многообразие мира профессий (1 час).

Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и

общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации

личности.

Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).

Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию.

Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к

профессиональному успеху.

Исследование: методика «Произвольное самоописание»; диагностические

методики «Кто я?».

Тема 3. Социальные проблемы труда (6 часов).

1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения

труда.

2.Профессии и специальности. Квалификация.

3.Классификации профессий

4.Мотивы выбора профессий. Секреты выбора профессий

(«хочу»-«могу»-«надо»). Профессиональные интересы. Активная роль

личности при выборе профессии.

5.Здоровье и выбор профессии. Понятие «неблагоприятные

производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе»,

работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль

знаний), работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по

охране труда.

Исследование: дискуссия «Какие профессии востребованы в нашем

городе?», карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов.

Тема 4. Анализ профессий. Современный рынок труда и

его требования к профессионализму (2 часов).

Формула профессии. Классификационные признаки- предмет труда, цель

труда, орудия труда.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил(спрос и предложение).

Занятость населения и безработица

Игра «Угадай профессию».

Практическая работа: составление формул профессий.

Исследование: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы в

г.Йошкар-Ола в ближайшие 5 лет.

Тема 5. Профессиональная перспектива. Составление

резюме (2 часа).

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей.

Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная

перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила

составления резюме.

Практическая работа: составление индивидуальной программы

самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый

редактор WORD» информатики (либо информационных технологий).

Тема 6. Социально-экономические условия современной

России ( 1 чсаса

).

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского

хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы

и их решение.

Практическая работа: сочинение «Если бы я был мэром» (интеграция с

уроками развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Тема 7. Основы экономических знаний (2 часа).

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано

производство благ. Деньги и торговля. Банки и собственность и ее виды.

Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного

права: патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав

интеллектуальных собственностей в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.

Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные

технологии в экономике (интеграция с соответствующими темами

информатики).

Практическая работа: зачетное тестирование по теме :»Основы

экономических знаний», сочинение «Йошкар-Ола:100 лет спустя»

( интеграция с уроками развития речи «Написание сочинений на заданную

тему»).

Исследование: ролевая игра «Малое предприятие».

Тема 8. Рынок образовательных услуг. (2 часа).

Сисиема профессионального образования. Тип учебник заведений, условия

приема и обучения студентов. Система дополнительного образования.

Социально-профессиональная мобильность.

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с

уроками речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Исследование: анализ рынка образовательных услуг в Республике Марий

Эл.. Беседа с работником Центра занятости.

Тематическое планирование программы «Мир

профессий

».

Тема занятия Количество часов

1.Вводное занятие 2 ч.

.Многообразие мира профессий.

2.Я и выбор профессии. 2 ч.

3.Социальные проблемы труда 6(3ч. теория/3ч

Разделение труда практика)

Профессии и специальности

Классификации профессий

Мотивы выбора профессий

Здоровье и выбор профессий

4.Анализ профессий.Современный рынок 2(1ч теория/1ч

труда и его требования к профессионализму. практика)

5.Профессиональная перспектива. 2(1ч теория/1ч

Составление резюме. практика)

6.Социально-экономические условия 1ч.

современной России.

7.Основы экономических знаний 2(1ч теория/1ч практика)

8.Рынок образовательных услуг. 14(1ч теория/13ч практика)

Резервное время 3 ч



В раздел образования