Автор: Шарафутдинова Гузалия Василовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №119
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте
Первая буква, первое слово... как много усилий порой затрачивает первоклассник, а в
тетради появляются лишь каракули.
“В чём же дело? – беспокоятся родители, - Ведь ребёнок старается”. А причина в
недостаточно развитой как говорят специалисты, ручной ловкости. Это значительно
затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и его совершенствования.
Родителей и нас педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие
ребёнка в дошкольном возрасте. Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы –
развитие и координация движений пальцев рук.
Существует расхождение между достаточно высоким интеллектуальным развитием
старших дошкольников и низким уровнем развития мелкой моторики рук. В школе на
первом этапе обучения многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом:
быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильного написания букв,
нередко встречается “зеркальное” письмо, ребёнок не укладывается в общий темп письма.
Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и
недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации.
Для того, чтобы ребёнок овладел письмом необходимо, чтобы у него мелкие мышцы
кисти достигли определённого развития и сформировались моторные (двигательные)
навыки. Несформированность (неловкость) моторных действий может стать основой
трудностей обучения письму. Поэтому важно иметь в виду не только развитие “больших”
движений (бег, прыжки, спортивные движения) но и способность манипулировать
мелкими предметам, умение правильно держать ручку, не напрягая руки, и выполнять
простые графические движения (рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круг
квадрат, треугольник). При этом штрих должен быть чётким, линии ровными без
разрывов.
Опыт работы показывает, что мелкая моторика рук у большинства детей старшего
дошкольного возраста развита недостаточно. Старший дошкольный возраст – это
предшкольная пора, которую необходимо эффективно использовать для подготовки руки
к письму и для познавательно – речевого развития.
Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких
движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие находится
в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным
фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению
артикуляционной моторики, а также подготовке кисти рук к письму и, немаловажно,
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть
приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в
дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приёмы, методики,
повышающие эффективность такой работы. Существует немало конкретных
рекомендаций по их применению для развития мелкой моторики, совершенствования
координационных способностей рук детей.
В данной работе мы хотим поделится своим опытом работы по использованию
нетрадиционных методик и технологий совершенствования координационных
способностей рук детей старшего дошкольного возраста таких как игровой самомассаж,
массаж кистей рук с использованием Су-Джока, игры с водой, песком, крупой.
Игровой самомассаж
Игровой самомассаж кистей рук, является не только эффективным и универсальным
средством коррекции нарушений письменной речи, но и развивающим, оздоровительным
средством.
Весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на
импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностей,
кистей рук) длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое
четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своём воображении создать
яркий образ: содержание массажного приёма, т. е. механического воздействия на мышцы,
должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и развития сюжета.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного
воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка,
отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями
восприятия, так как массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения,
а массирующая рука ещё и создаёт их.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг
поступает мощный поток от рецепторов расположенных в коже. Одновременно с этим в
кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны)
поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на
центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей
функционирования головного мозга.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков коры
головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору
головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно
распределяя нагрузку на мозг.
По данным современных исследований игровой самомассаж кистей рук способствует
прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной
энергии и насыщению позитивной эмоциональной расторможенности, коррекции
гиперактивности.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время
способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического
воздействия, а это гарантия успеха развивающей работы.