Автор: Мосина Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ТЕРЕНТЬЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД"
Населённый пункт: село Терентьевское Прокопьевский район Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: " Разнообразные методы и приемы помогающие вовлечь родителей к воспитанию детей"
Раздел: дошкольное образование
Тема доклада: «Разнообразные методы и приемы помогающие вовлечь
родителей к воспитанию детей»».
Актуальность проблемы: Улучшение качества дошкольного образования во
многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный
результат, может быть, достигнут при рассмотрении семьи и детского сада в
рамках единого образовательного пространства.
Цель работы: Создание условий для благоприятного климата
взаимодействия с родителями.
На современном этапе педагогическим основанием изменений дошкольного
образования в соответствии с ФГОС является активное вовлечение
родителей в работу ДОУ. Семья и дошкольное учреждение – два важных
социальных института социализации ребенка. И хотя их функции различны,
положительные результаты достигаются только при умелом сочетании
разных форм сотрудничества между ДОУ и родителями на всем протяжении
дошкольного детства ребенка, при активном включении в эту работу всех
членов коллектива детского сада и членов семей воспитанников. Но всегда
ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы
услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом
всей тяжестью ложатся на ребенка. Процесс получения ребенком знаний о
мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится
слышать такое мнение родителей: Мы вам ребенка в сад отдали -
воспитывайте, учите, готовьте к школе. Подготовку к школе они понимают,
как умение читать, писать и считать, а игры, рисование, музыка, физическая
культура и т.д. это все баловство, которыми занимаются и не обязательно. Не
секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считая,
что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на
работе. Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная
духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение:
«как же так в детском саду плохо воспитали наших детей!». Поэтому нам
хотелось сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить
родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но и
привлечь их к сотрудничеству. Мы уверена в том, что чем лучше будет
налажено общение между семьей и группой детского сада, тем комфортнее
будет ребенку и жизнь его в детском саду будет не тяжкой ношей, а
радостной, полной впечатлений.
Не секрет, но нам бы хотелась, чтобы родители были участниками
образовательного процесса.
Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и
развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей при единстве и
сплоченности наших усилий. В первое время было тяжело и нам, и
родителям, и детям. Поэтому свою работу с семьей мы выстраивали
поэтапно, стараясь наладить партнерские отношения.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя
разные формы работы:
нетрадиционные формы организации родительских собраний,
мастер-классы,
дни открытых дверей,
совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
оказание дополнительных образовательных услуг,
организация совместной трудовой деятельности,
наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
консультации,
анкетирование,
индивидуальные беседы и др.
Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, мы используем
помимо традиционных форм работы ДОУ и инновационные формы, такие
как: групповые встречи, информационные буклеты, вовлечение в конкурсы,
оздоровительные праздники, театрализованные представления, круглые
столы. Информируем родителей обо всем, что происходит или будет
происходить в группе, в детском саду. Приглашаем к обсуждению текущей
ситуации, предлагаем творческие домашние задания и т.д.
Все проводимые формы работы с родителями должны быть им интересными.
Одной из основных форм работы с родителями является родительское
собрание. К каждому родительскому собранию мы тщательно готовимся:
выставки детских работ, анкеты и т.д. Стараемся создать теплую, уютную
атмосферу. Большую помощь родительские комитеты оказывают во время
подготовки к праздникам, организуют родителей для участия в субботниках,
озеленении участка, подготовке группы к празднику и т.д.
В своей работе мы используем систему мероприятий:
наглядно- информационному направлению: родительские уголки, семейные
и групповые альбомы, консультации, круглые столы, участие в
конференциях, участие в конкурсах, фото выставки и т.д. Учитывая
занятость родителей используем в своей работе и нетрадиционную форму
общения такую как «Родительская группа» в сети интернет, для того чтобы
каждый родитель в удобное для него время мог внести предложения,
замечания, задать любой интересующий его вопрос. Очень полюбилась и нам
и родителям, особенно детям такая форма проведения встреч, как
совместные развлечения, проведения праздников, спортивных досугов и т.д.
С начало родители неохотно откликались на просьбы и предложения сделать,
что то или провести какие либо мероприятия вместе с детьми. Но постепенно
шаг за шагом недоверие и отстраненность уступили место
заинтересованности, когда родители увидели положительные результаты
совместных с детьми дел. Так в этом году мы провели совместные
развлечения: «Осень - в гости просим», «Новогодние приключения», «Папа,
мама, я – спортивная семья». Как волновались родители, когда принимали
участие в театрализованных представлениях: как разучивали роли, готовили
костюмы, декорации. Родители вносили предложения, консультировали друг
друга, советовали и советовались. Заранее был объявлен конкурс на лучшую
выпечку «Пирог для мамы». Дети вместе с родителями приняли активное
участие в этом конкурсе. Пироги удались на славу. Особенно жюри отметило
пирог под названием «Хохотушка». Все участники принявшие участие в этом
конкурсе были награждены грамотами.
Так же была организованна фотовыставка «Мы их любим, мы ими
гордимся». Глаза детей светились радостью, а как они гордились своими
мамами. По окончании торжественной части все участники праздника были
приглашены в группу на чаепитие. Этот семейный досуг доставил всем
много радостных и волнующих минут, ведь основная цель таких
мероприятий укрепление отношений между детьми и их родителями. В связи
с загруженностью родителей нами были созданы группа « Терентьевский
детский сад» в соц.сетях : Instagram, Viber.
Так же на совместных мероприятиях устанавливаются доверительные
отношения между нами воспитателями и родителями. Мы вместе стремимся,
чтобы детям в группе было хорошо и уютно. Используя разнообразные
формы работы, мы сблизились с родителями. Родители стали активными
участниками встреч, нашими помощниками, что в свою очередь сплотило
коллектив детей и родителей.
Проводя все мероприятия по сотрудничеству родителей и педагога за
последние два года мы увидели динамику вовлечения родителей в жизнь
детского сада. Почти 98% родителей стали участниками жизни ДОУ. В этом
нам помогло тесное сотрудничество.
« Самые благодарные это дети- они с горящими глазами наблюдают за
совместной деятельностью.»
Список литературы:
1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. 2. Давыдова О.И.,
Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. 3. Козлова
А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей 4. Детский сад и семья/ Т.А.
Маркова, М.В. Загик. 5. Воспитателю о работе с семьей: пособие для
воспитателя детского сада/ Л.В. Загик, Т.А. Куликова. 6. Арнаутова Е.П.
Социально- педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в
современных условиях.