Автор: Гарюткина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1561
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние интеграции различных видов искусств на творческие способности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Влияние интеграции различных видов искусств на творческие
способности детей дошкольного возраста.»
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста развивается
эффективно при условии интеграции различных видов искусств: литературы,
музыки, изобразительного искусства. Интеграция создает прекрасные
возможности для установления тесных связей рисования, лепки,
аппликационной деятельности с такими средствами эстетического
воспитания, как художественное слово, музыка.
Образы
предметов
и
объектов
действительности,
музыкальных
и
литературных произведений передаются в разных видах художественной
деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности каждого
вида. Так, в рисовании это форма, линия, штрих, цвет, пропорции,
композиции, динамика, ритм. В музыке темп, динамические оценки,
ритмический рисунок и тд.
В
исследовании
С.П.Козыревой,
посвященном
изучению
взаимосвязи
изобразительной деятельности и музыки, определены пути осуществления
взаимосвязи, способствующие углублению эстетического развития детей
дошкольного возраста, обогащению их творчества новыми образами, новым
содержанием. С этой целью ею использовались песня, инструментальная
программная и непрограммная музыка.
Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку,
но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка,
вызывая яркие,
образные впечатления,
положительное эмоциональное
отношение к
ним.
Это
определяет большую доступность песенного
произведения для ребенка. Вот почему осуществление взаимосвязи стоит
начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения
детского творчества уже на ранних ступенях его развития. Дети слушают
«Осеннюю песенку» (муз. А.Александрова, сл. Н.Френкель), а затем с
удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе
и падают на землю
разноцветные, осенние листочки. А после пения песенки « Цыплята»
( муз.А.Александрова,сл. Н.Френкель), а затем с удовольствием рисуют
картину на тему « Цыплята гуляют по травке». Песни как средство
обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно
широко использовать в разных возрастных группах.
Предлагаемые детям произведения должны быть небольшими по объему, с
ярко
выраженными
доминирующими
средствами
выразительности,
например: «Мелодия» Т.Ломовой- темповым; отрывок из оперы А.Серова
«Рогнеда» - динамическим; марш В.Витлина- метроретмическим.
Прослушав
произведение,
дети
говорят
о
своих
впечатлениях
о
прослушанной музыке. А затем в соответствии с этими впечатлениями
создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит
фантазию
ребенка,
рождает
у
него
самые
разнообразные
образы,
обогащающие детское изобразительное творчество. А это в свою очередь
углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их
запоминанию.
Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной
деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время
занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме
тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка ( в
магнитофонной записи или исполняемая по радио).
Проведенные исследования убедительно показали, что такая взаимосвязь
служит обогащению как одной, так и другой деятельности, способствует
формированию глубоких и осознанных знаний и представлений детей.
Происходит обогащение разных видов деятельностей, осуществляемых во
взаимосвязи за счет повышения эмоционального отклика детей как на
изобразительную, так и на связанную с ней деятельность, каждая из которых
обогащает одна другую новым содержанием.
Так образы музыки, литературные произведения вносят в изобразительную
деятельность детей новые образы. В рисунках детей появляются кавалеристы
(«Кавалерийская» Д.Б. Кабалевского), Царевна-Лебедь (опера- сказка Н.А.
Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») и др. Необходимость передать
образы в изображении и сам процесс рисования, лепки способствуют
уточнению знаний и представлений детей о предметах и явлениях природы.
Дети создают рисунки, декорации, маски, кукол для плоскостного театра. Все
это
способствует
повышению
воспитательного
эффекта,
обогащает
эмоциональный
опыт
детей,
создает
хорошее
настроение,
желание
действовать самостоятельно и активно.
Сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в одном
виде художественной деятельности, затем процесс осмысления этого,
обдумывания, как эти образы можно передать в другом виде деятельности
его средствами выразительности.
Очень важна связь изобразительной деятельности детей с работой по
ознакомлению их с произведениями искусства. Рассматривая картины или
репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства,
дети получают представления о том, как художник отбирает объекты для
изображения, какими средствами он пользуется для передачи образа, как по-
разному может быть решена та или иная тема. Например, в натюрмортах
разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи,
различную снедь, посуду. Разнообразие творческого решения при создании
художниками образов природы показывает детям вариативные возможности
рисунка, лепки, способствует развитию творчества.
Для того, чтобы передать выразительность образа в том или ином виде
творческой деятельности, дети должны овладеть способами деятельности,
без этого создание выразительного образа невозможно ни в одном виде
художественно-творческой
деятельности.
Осуществление
взаимосвязи
художественно-творческой
деятельности
строится
на
выразительной
передаче их образов и трансформации образов одной деятельности на
другую.
В связи с этим процесс обучения изобразительной деятельности на занятиях
в детском саду необходимо строить так, чтобы сформировать у детей
изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования,
формообразующие движения, обобщенные способы действия и регуляции
рисовальных движений ( по силе, размаху, скорости). Обучение графическим
навыкам и умениям не самоцель, а средство эстетического развития:
положительные эмоции, которые испытывает ребенок от того, что он сумел
изобразить, что хотел, у него «получилось», углубляют эстетические
процессы и чувства, закрепляют интерес к деятельности. Это позволяет
детям свободно отражать в своих рисунках предметы, явления окружающей
жизни, содержание литературных произведений. Неумение сковывает,
вызывает
отрицательные
эмоции
и,
как
следствие
этого,
отказ
от
изобразительной деятельности.
Известный российский психолог исследователь детского изобразительного
творчества В.И.Киреенко писал: «Если воспитатели только восхищаются, не
вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках вскоре
превратиться
в
графическую
безграмотность,
которая
начинает
не
удовлетворять и самого развивающегося ребенка.
При использовании на занятиях по рисованию произведений детской
литературы воображение ребенка обогащается. Чтение сказок, рассказов о
природе,
о
животных,
разучивание
стихотворений
развивает
речь,
мыслительные способности, художественно- образные представления. Когда,
впоследствии дети рисуют на темы сказок, рассказов, стихотворений,
активизируется их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому,
что узнали в изобразительной форме.
Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей
оказывает поэтический образ предмета, явления. Это происходит, когда
словесные
образы
опираются
на
зрительные,
полученные
при
непосредственном восприятии предметов и явлений действительности.
Особое впечатление производят поэтические образы природы. Дети сами
определяют содержание своих рисунков, с помощью литературного текста.
Примером может послужить занятие на тему «Круглый год». За основу было
взято одноименное произведение С.Я. Маршака. Образ каждого месяца в
ряде случаев дополнялся стихотворными строками других авторов с целью
создания более выразительного образа. Чаще всего использовались яркие,
образные отрывки из произведений А.С. Пушкина, с которыми дети
знакомились в течение всего года, некоторые разучивали. Каждый ребенок
сам определил картину какого месяца он рисует, какой изобразительный
материал ему для этого понадобиться. В результате каждый ребенок создал
неповторимый образ. Даже в том случае, когда два ребенка рисовали картину
одного и того же месяца, их рисунки были совершенно разными и по
содержанию, и по манере исполнения.
Таким
образом,
использование
произведений
детской
литературы
на
занятиях по рисованию помогают в решении многих задач:
Развивать
образное
восприятие,
обогащать
образные
представления,
воображение.
Учить
слушать
литературные
произведения,
выделять
образные характеристики. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Воспитывать положительное отношение
к произведениям литературы
вызывать яркий эмоциональный отклик на понравившееся произведения.
Развивать поэтический слух, составлять краткое описание по прочитанному,
включая новые слова, определения. Учить создавать в рисунках образы
литературных произведений, передавать сюжеты, изображать отдельных
персонажей, их взаимодействие, окружающую обстановку.
Приобщение ребенка к искусству важно его эстетического развития, так как
при этом приобретается социокультурный опыт. Детское изобразительное
творчество является формой развития художественной культуры. Благодаря
общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных
материалов. Посещая выставки, музеи они видят многообразие произведений
изобразительного искусства. Знакомится с произведениями художников,
живописцев, графиков. С искусством анималистического жанра с образами
родной природы, с пейзажами, натюрмортом. Чтобы художественный образ
был
более
понятен,
интересен,
занимателен
для
ребенка,
художник
подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие
персонажи.
Воспринимая иллюстрации, ребенок мысленно участвует в изображенных на
них действиях героев, переживает их радости и печали. Свои чувства он
непосредственно выражает в репликах, жестах, мимике. В зависимости от
содержания рисунка дети то весело смеются, то становятся серьезными и
сосредоточенными.
Иллюстрации к сказкам, где реальная действительность дается в сочетании с
фантастическими
образами,
изображено
красочно
и
необычно,
дети
воспринимают эмоционально, с интересом рассматривают старинные терема,
костюмы, узоры, предметы быта.
Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой.
Способность воспринимать ее в единстве с текстом является одним из
показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение
помогает увидеть и понять содержание стихотворения, сказки или рассказа.
Следует высоко оценить значение изобразительного искусства в целом, так
как это другой этап в познании окружающего – дети охотно идут за
художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетание реального и
сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, игру фантазии и
воображения. Художественный образ воздействует на чувства ребенка,
вызывая
у
него
эмоциональный
отклик,
сопереживание.
Специально
организованное восприятие произведений искусств (живописи, скульптуры,
графики) благоприятно влияет на формирование у детей художественных
образов
в
рисунке,
лепке,
аппликации,
которые
отличаются
индивидуальностью,
эмоциональным,
личностным
отношением
к
изображаемому.
Изобразительное
искусство
помогает
развивать
чувство
цвета,
композиционные умения, эстетическое восприятие. Обогащать впечатления
детей о прекрасном, побуждать видеть красоту в изображении художниками
разных объектов природы и красоту одних и тех же объектов в
произведениях разных художников, в разных произведениях. Обращать
внимание на средства выразительности.
Слушание музыкальных произведений, пение песен, закличек
знакомят
детей с музыкальным искусством, выражающим отношение музыканта к
миру, его мысли и настроения; развивают эмоциональную отзывчивость на
музыку. Формируют умение слушать песни, выделять слова – описания,
характер музыки. Произведения углубляют понимание того, композиторы,
используя характерные выразительные особенности музыки (песни, танца,
марша), раскрывают образное содержание разных объектов. Развивается
чувство ритма, гармонии; формируется понимание красоты музыки. Опыт
восприятия музыки обогащается. Развивается воображение и музыкальный
слух, накапливаются впечатления.
Таким образом, взаимосвязь изобразительного искусства, литературы и
музыки более эффективна, так как все компоненты, тесно переплетаясь, в
комплексе воздействуют на развитие творчества ребенка.