Автор: Клименко Елена Васильевна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: АЭК ГОУ " Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко"
Населённый пункт: Приднестровская Молдавская Республика, г. Бендеры
Наименование материала: научная статья
Тема: Преподавание дисциплин общеобразовательного цикла в учебных заведениях СПО.
Раздел: среднее профессиональное
Е.В. КЛИМЕНКО – преподаватель
Аграрно-экономического колледжа
Государственного Образовательного Учреждения
«Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»
г. Бендеры
Преподавание дисциплин общеобразовательного цикла в учебных
заведениях СПО
Образование – это многоступенчатый процесс получения и передачи
знаний, умений, навыков. Узкая специализированная подготовка не всегда
позволяет специалистам быть профессионально мобильными, зачастую они
не понимают явлений, происходящих даже в смежных областях. Высокое
качество образования является одним из важнейших на сегодняшний день
факторов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников средних
профессиональных учебных заведений. Поэтому, как никогда, возрастает
роль педагогов.
На сегодняшний день главным становится вопрос о необходимости
переосмысления основных методологических подходов к организации
учебного процесса и профессиональной подготовки современной молодёжи
в стремительно изменяющихся рыночных условиях. Но нельзя забывать и о
преподавателях
общеобразовательных
дисциплин,
так
как
именно
общеобразовательные дисциплины направлены на формирование общей
культуры личности, адаптации личности в обществе, на создание основы для
осознанного выбора и освоения профессионально- образовательных знаний.
И это значит, что общеобразовательные предметы ни в коей мере нельзя
недооценивать: ведь основной задачей обучения и воспитания по-прежнему
остается формирование нравственно – этических ценностей, гармонично
развитой,
успешной
личности,
с
присущими
качествами
коммуникабельности и целеустремленности.
И здесь большая нагрузка ложится, конечно же, на преподавателей.
По итогам проведенного мною анкетирования выяснилось, что в образе
«идеального педагога», по мнению учащихся, на первом месте должны быть
его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию,
эмоциональному отклику, сердечность. В педагоге хотят видеть старшего
друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность педагога,
уровень его знаний и качество преподавания.
А с какими же основными проблемами чаще всего сталкиваемся мы,
педагоги ,в своей повседневной профессиональной деятельности?
Как правило, общеобразовательные дисциплины учащиеся
любого
возраста
зачастую считают несерьезными. Для того чтобы привлечь
внимание к изучению общеобразовательных дисциплин, преподавателю
необходимо приложить немалые усилия. Так как по
программе для
первокурсников
в
учебных
заведениях
СПО
продолжают
изучать
общеобразовательные дисциплины, то предполагается изучение достаточно
важных и сложных тем, в связи, с чем необходимо повысить активность
учащихся на учебных занятиях. Так как почти во всех группах первого
курса появляется некоторое число безразличных, скучающих учащихся,
которым учеба кажется скучной по сравнению с воображаемой ими,
существует необходимость в разработке и применении
разнообразных
методических приемов по активизации процесса обучения на занятиях
общеобразовательных дисциплин.
Преимуществ у первокурсников много, это уникальный возраст, когда
повзрослевшие дети могут стать не просто слушателями, но и активными
помощниками
преподавателя
на
занятиях.
Им
можно
дать
большее
пространство для самостоятельной деятельности и доверить решение
достаточно сложных вопросов. Их мыслительная деятельность активна и
самостоятельна. Чтобы повысить активность и интерес учащихся
к
дисциплине, можно использовать нетрадиционные формы занятий. Об этом
свидетельствует анализ анкетирования. Но организовать каждое занятие в
нетрадиционной форме может быть сложно, поэтому вполне приемлемо
занятие с элементами игры, то есть не всё занятие проходит в игровой
форме,
а
какая-то
его
структурная
часть.
Несмотря
на
возраст,
первокурсники с удовольствием включаются на занятие в игру, при условии,
если она правильно и интересно построена. При таком комбинированном
занятии элементы игры лучше включать в начале (например, при проверке
домашнего задания), чтобы настроить учащихся на занятие и повысить их
творческую активность. Очень важно во время остальной части занятия не
испортить эмоциональный подъём учащихся монотонным чтением лекции,
иначе все труды могут оказаться напрасными. Хорошие результаты дают
также элементы игры, проведенные во время заключения. Это обеспечивает
лучшую запоминаемость пройденного материала. Занятия с элементами
игровой деятельности
дают возможность не только поднять интерес
учащихся к изучаемому предмету, науке, но также развивать их творчество и
самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными
источниками знаний.
В некоторых программах для изучения той или иной темы отводится
мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все
их на занятиях. В случае, когда требуется в короткий срок усвоить большой
объем информации, на выручку педагогу приходит один из приемов под
условным названием «Змейка».
В своей практической деятельности я достаточно часто использую такую
форму изучения учебного материала.
Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно
большой объем информации.
Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме по
схеме взаимодействия «преподаватель – учащийся» и «учащийся-
учащийся».
Преподаватель лишь выполняет
роль помощника.
Его
задача — создать
условия для инициативы учащихся,
то есть не
преподаватель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из
текста, систематизировать информацию.
В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
В-пятых, охваченной оказывается вся группа, здесь не будет пассивных
учащихся.
В-шестых, прием «Змейка» позволяет включать в работу и другие
приемы, такие как «кластер», «эссе», «водные таблицы» и пр.
Алгоритм работы с приемом «Змейка» на учебных занятиях при
условии, когда требуется за занятие освоить большой пласт материала:
Текст изначально делится преподавателем на несколько частей
(условия ниже).
Группа делится на подгруппы с равным количеством участников.
Например, на 5 групп по 5 учащихся в каждой группе. Текст должен
быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной
группе.
В случае если текст слишком объемный, то можно разделить всю группу на
три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.
Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник
рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки
можно пронумеровать или отметить разными цветами.
Индивидуальная работа. Каждый учащийся работает со своей частью
текста
—
прорабатывает
информацию,
анализирует,
составляет
опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое
нужное. Задача учащегося: представить своеобразную "выжимку".
Причем сделать это он может по-разному — составить кластер,
таблицу, схему, инфографику и т.д.
Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к
своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной
команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто
получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся
обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший
вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным заданием может быть составление вопросов по
своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили
материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто
вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.
После этого учащиеся возвращаются в свои рабочие группы, и
начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою
часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это
решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом,
каждый из учащихся получает сведения по всему тексту.
Завершается «Змейка» общей работой всей группы. Каждую часть
текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге
происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты
«дополняют» коллегу.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была
наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые
требуют
уточнений,
пояснений.
Итогом
такой
работы
может
стать
совместный проект или презентация.
Нетрадиционные формы занятий содержат в себе неограниченные
возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями
путём использования различных способов изучения нового материала на
занятии. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с
удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, тесты, активно
работают с дополнительной литературы, что способствует формированию
более высокого уровня образования и развития.
Нетрадиционные
формы
занятий
оставляют
у
учащихся
массу
положительных эмоций! Это значительно повышает интерес студентов к
изучению общеобразовательных дисциплин.
Преимуществ у нетрадиционных форм проведения учебных занятий
много. Но главное их преимущество – учащиеся не будут пассивно следить
за ходом занятия и ждать его окончания, а будут активными его
участниками.