Автор: Тарасова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АДОУ детский сад 5 "Подсолнушек"
Населённый пункт: город Егорьевск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника посредством игр
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников
посредством игр
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитывать эту
любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Уже не раз подчер-
кивалась универсальность игры, как средства воспитания и обучения.
Игра- один из тех видов деятельности, которые необходимо использовать
взрослым в целях нравственно- патриотического воспитания дошкольника.
Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь как и
во что играют наши дети.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные
игры. В них отражается образ жизни людей, обычаи, быт, национальные
устои, представление о честности, смелости. У детей формируется интерес к
русской народной культуре, к ее традициям.При объяснении правил игры мы
рассказываем о том, что русские народные игры передавались из поколения в
поколение и имеют многовековую историю.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В народных иг-
рах присутствует юмор, шутки, задор, что привлекает ребенка- дошкольника.
Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную
деятельность ребенка, способствует расширению представлений об окружаю-
щем мире. В народных играх бывает все: и фольклорный текст, и музыка и
динамичность действий и азарт.
В тоже время они имеют строго определенные правила и каждый играющий
приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми
принятых условий игры. К тому же народные игры можно использовать в
любых режимных моментах: на занятиях, в повседневной жизни ребят, на
прогулке, на праздниках и развлечениях.
Дети с удовольствием играют в народные игры. Вот к примеру одна из таких
народных игр- "Карусель", когда дети , держась правой ( а потом ) левой ру-
кой за те же народные красивые ленточки , идут по кругу со словами:
Еле, еле, еле, еле - завертелись карусели
А потом кругом- кругом - все бегом, бегом, бегом.
Дети сначала двигаются медленно, затем быстрее и быстрее.По команде - по-
ворот, меняют руку и бегут в другую сторону со словами:
Тише, тише, не спешите - карусель остановите
Раз и два, раз и два - вот и кончилась игра.
Если в музыкальном зале, то можно и с музыкальным сопровождением под
русскую народную мелодию.
Также детям нравятся такие народные игры, как " Гори, гори, ясно", которую
мы часто используется на музыкальных праздниках..."Краски", "Платочек", "
Колечко, колечко, выйди на крылечко", "Жмурки", "Ручеек", ну и конечно
же " Каравай".
В патриотическом воспитании немаловажную роль играют дидактические
игры , через которые мы знакомим и закрепляем представления о семье, род-
ном городе, стране. Кроме того, играть в дидактические игры можно в любое
удобное время и практически в любом месте, поэтому они эффективны в па-
триотическом воспитании.
Можно представить целый ряд игр по нравственно- патриотическому воспи-
танию. Это такие игры, как:
" """'' """Мой адрес", целью которой является закрепление знаний об адресе
местожительства детей. Можно провести игру с мячом.Например- Воспита-
тель по очереди бросает мяч детям и произносит: "Я живу в 6 микрорайоне, а
ты?...Я живу в доме номер 10, а ты?.....Я живу в 25 квартире, а ты?.....В моем
микрорайоне есть поликлиника, а что есть в твоем микрорайоне ?..У моего
дома построена детская площадка, а у твоего?.....и.т. д...Вопросы можно ко-
нечно повторять.
"" ""' Наш детский сад", целью которой является закрепление знаний о
детском саде и воспитание уважительного отношения к сотрудникам детско-
го сада....В этой игре могут быть использованы фотографии с изображением
помещений детского сада.Воспитатель показывает картинку, дети называют
кабинет и кто в нем работает. Или другой вариант ( с использованием фото-
графий сотрудников).Перед детьми ряд фотографий с помещениями детского
сада. Нужно подобрать к каждому помещению или кабинету фото сотрудни-
ка и сказать, как называется кабинет и кем работает сотрудник. Например:
Людмила Григорьевна-музыкальный руководитель. Она работает в музы-
кальном зале и т. д.
""" """""''Путешествие по городу". Цель игры- закрепить представления де-
тей о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитатель
показывает детям фото с изображением достопримечательности города, дети
называют что изображено.
"" """"'' """""""Профессии". Цель- знакомство с профессиями людей. Через
эту игру мы воспитываем у детей уважительное отношение к людям разных
профессий и их деятельности.Для этой игры картинки с изображением чело-
века какой- либо профессии и по 4 карточки с изображением атрибутов для
каждой профессии. (например: для врача-градусник, шприц, фонендоскоп,
таблетки..) и.т.д. Ребенок выбирает себе картинку, называет профессию и
подбирает к ней соответствующие карточки, рассказывая о предметах, кото-
рые необходимы человеку той или иной профессии.
" """"""""""""""""""""""""""""Собери правильно герб ""'', " "'' Собери флаг
"""""""""""""""""""""". Дети из фрагментов составляют целостную картинку.
Цель- закрепить знания о символике страны. Дети не только выкладывают
картинку, но и объясняют ,что изображено на гербе, или что означает три
цвета флага России.
" Прошлое - настоящее ". В этой игре дети закрепляют знания об истории
родного города..Детям предлагается картинка прошлых лет. Они должны
подобрать соответствующую картинку настоящего времени.Дети сравнивают
прошлое и настоящее.
"Одень куклу".Данная игра знакомит с национальной одеждой, прививает
интерес к национальной культуре.
"Угадай, на чем играю".Через эту игру мы закрепляем знания детей о народ-
ных инструментах.( трещетки, балалайка, гармошка, погремушка...)
Дети по очереди за ширмой играют на каком-либо инструменте, другие отга-
дывают.
"Укрась матрешке сарафан".Цель-закрепить знания о русских народных
узорах. На готовых изображениях матрешек, дети выкладывают из мелких
вырезанных элементов узор на сарафане.
"Назови( или узнай) какая роспись".Цель- закрепить знания о декоративно -
прикладном искусстве, о промыслах народа. Детям показывается элемент
картинки ( или разрезные картинки), они называют к какой росписи она отно-
сится. И ряд других игр.
В нравственном воспитании имеют значение словесные игры. В этих играх
мы воспитываем у детей желания использовать в речи добрые, вежливые,
важные слова. Воспитываем доброжелательное отношение к окружающим.
Это такие игры, как "Добрые слова", "Волшебные слова". Для мотивации де-
тей можно ввести сказочного персонажа или игрушку ( в младшей группе) и
научить добру и вежливости.
Сюжетно- ролевые игры. Особенностью современных детей является то,
что они с ранних лет приучены жить в виртуальном мире, мире компьютер-
ных игр, где отсутствует какое- либо живое взаимодействие и общение друг с
другом. Социальное отношение должно стать предметом социальной подго-
товки ребенка к взрослой жизни. Самой оптимальной формой таких отноше-
ний является ролевая игра. Надо научить ребенка жить общими интересами,
подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к
сверстникам, чего не хватает нашим современным детям. Это и есть нрав-
ственные основы. Поэтому в режимных моментах мы отводим место таким
играм, как "Семья", "Детский сад", "Школа", "Путешествие " и много дру-
гих игр, где есть основы нравственного воспитания.
Игры- драматизации. Понятия о нравственности, нормы и правила поведе-
ния заложены в ярких образах персонажей, способствуют становлению нрав-
ственных представлений. Сказка дает ребенку первое чувство героического -
чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. Ребенок, входя в
сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего на-
рода, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает
силу и стойкость в будущей жизни.
Театральная деятельность способствует раскрытию личности ребенка. Ребе-
нок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.
Также в играх драматизациях, например на фольклорной основе дети узнают
об обычаях русского народа. Например муку хранили в амбарах (из сказки
"Колобок").Дети запоминают крылатые выражения русского народа ("жили
поживали", " у страха глаза велики", "задал стрекача").
Игры-драматизации дают возможность примерить народные костюмы и дей-
ствовать в них, как бы прожить в них определенный период (почувствовать
теплоту шали, оценить преимущество русского костюма- яркость, наряд-
ность, покрасоваться в кокошнике на голове, или в богатырской кольчуге.
В театральной деятельности, играх драматизации любимые образы становят-
ся образцами для подражания.Ребенок выражает свое отношение к добру и
злу. К тому же для ребенка театральные игры - это возможность хотя бы не-
надолго стать героем.
Любая игра привлекает детей и может заложить основы нравственно - патри-
отического воспитания.
.