Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника посредством игр


Автор: Тарасова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АДОУ детский сад 5 "Подсолнушек"
Населённый пункт: город Егорьевск
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника посредством игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

посредством игр

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,

к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитывать эту

любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему

государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Уже не раз подчер-

кивалась универсальность игры, как средства воспитания и обучения.

Игра- один из тех видов деятельности, которые необходимо использовать

взрослым в целях нравственно- патриотического воспитания дошкольника.

Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь как и

во что играют наши дети.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные

игры. В них отражается образ жизни людей, обычаи, быт, национальные

устои, представление о честности, смелости. У детей формируется интерес к

русской народной культуре, к ее традициям.При объяснении правил игры мы

рассказываем о том, что русские народные игры передавались из поколения в

поколение и имеют многовековую историю.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В народных иг-

рах присутствует юмор, шутки, задор, что привлекает ребенка- дошкольника.

Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную

деятельность ребенка, способствует расширению представлений об окружаю-

щем мире. В народных играх бывает все: и фольклорный текст, и музыка и

динамичность действий и азарт.

В тоже время они имеют строго определенные правила и каждый играющий

приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми

принятых условий игры. К тому же народные игры можно использовать в

любых режимных моментах: на занятиях, в повседневной жизни ребят, на

прогулке, на праздниках и развлечениях.

Дети с удовольствием играют в народные игры. Вот к примеру одна из таких

народных игр- "Карусель", когда дети , держась правой ( а потом ) левой ру-

кой за те же народные красивые ленточки , идут по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле - завертелись карусели

А потом кругом- кругом - все бегом, бегом, бегом.

Дети сначала двигаются медленно, затем быстрее и быстрее.По команде - по-

ворот, меняют руку и бегут в другую сторону со словами:

Тише, тише, не спешите - карусель остановите

Раз и два, раз и два - вот и кончилась игра.

Если в музыкальном зале, то можно и с музыкальным сопровождением под

русскую народную мелодию.

Также детям нравятся такие народные игры, как " Гори, гори, ясно", которую

мы часто используется на музыкальных праздниках..."Краски", "Платочек", "

Колечко, колечко, выйди на крылечко", "Жмурки", "Ручеек", ну и конечно

же " Каравай".

В патриотическом воспитании немаловажную роль играют дидактические

игры , через которые мы знакомим и закрепляем представления о семье, род-

ном городе, стране. Кроме того, играть в дидактические игры можно в любое

удобное время и практически в любом месте, поэтому они эффективны в па-

триотическом воспитании.

Можно представить целый ряд игр по нравственно- патриотическому воспи-

танию. Это такие игры, как:

" """'' """Мой адрес", целью которой является закрепление знаний об адресе

местожительства детей. Можно провести игру с мячом.Например- Воспита-

тель по очереди бросает мяч детям и произносит: "Я живу в 6 микрорайоне, а

ты?...Я живу в доме номер 10, а ты?.....Я живу в 25 квартире, а ты?.....В моем

микрорайоне есть поликлиника, а что есть в твоем микрорайоне ?..У моего

дома построена детская площадка, а у твоего?.....и.т. д...Вопросы можно ко-

нечно повторять.

"" ""' Наш детский сад", целью которой является закрепление знаний о

детском саде и воспитание уважительного отношения к сотрудникам детско-

го сада....В этой игре могут быть использованы фотографии с изображением

помещений детского сада.Воспитатель показывает картинку, дети называют

кабинет и кто в нем работает. Или другой вариант ( с использованием фото-

графий сотрудников).Перед детьми ряд фотографий с помещениями детского

сада. Нужно подобрать к каждому помещению или кабинету фото сотрудни-

ка и сказать, как называется кабинет и кем работает сотрудник. Например:

Людмила Григорьевна-музыкальный руководитель. Она работает в музы-

кальном зале и т. д.

""" """""''Путешествие по городу". Цель игры- закрепить представления де-

тей о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитатель

показывает детям фото с изображением достопримечательности города, дети

называют что изображено.

"" """"'' """""""Профессии". Цель- знакомство с профессиями людей. Через

эту игру мы воспитываем у детей уважительное отношение к людям разных

профессий и их деятельности.Для этой игры картинки с изображением чело-

века какой- либо профессии и по 4 карточки с изображением атрибутов для

каждой профессии. (например: для врача-градусник, шприц, фонендоскоп,

таблетки..) и.т.д. Ребенок выбирает себе картинку, называет профессию и

подбирает к ней соответствующие карточки, рассказывая о предметах, кото-

рые необходимы человеку той или иной профессии.

" """"""""""""""""""""""""""""Собери правильно герб ""'', " "'' Собери флаг

"""""""""""""""""""""". Дети из фрагментов составляют целостную картинку.

Цель- закрепить знания о символике страны. Дети не только выкладывают

картинку, но и объясняют ,что изображено на гербе, или что означает три

цвета флага России.

" Прошлое - настоящее ". В этой игре дети закрепляют знания об истории

родного города..Детям предлагается картинка прошлых лет. Они должны

подобрать соответствующую картинку настоящего времени.Дети сравнивают

прошлое и настоящее.

"Одень куклу".Данная игра знакомит с национальной одеждой, прививает

интерес к национальной культуре.

"Угадай, на чем играю".Через эту игру мы закрепляем знания детей о народ-

ных инструментах.( трещетки, балалайка, гармошка, погремушка...)

Дети по очереди за ширмой играют на каком-либо инструменте, другие отга-

дывают.

"Укрась матрешке сарафан".Цель-закрепить знания о русских народных

узорах. На готовых изображениях матрешек, дети выкладывают из мелких

вырезанных элементов узор на сарафане.

"Назови( или узнай) какая роспись".Цель- закрепить знания о декоративно -

прикладном искусстве, о промыслах народа. Детям показывается элемент

картинки ( или разрезные картинки), они называют к какой росписи она отно-

сится. И ряд других игр.

В нравственном воспитании имеют значение словесные игры. В этих играх

мы воспитываем у детей желания использовать в речи добрые, вежливые,

важные слова. Воспитываем доброжелательное отношение к окружающим.

Это такие игры, как "Добрые слова", "Волшебные слова". Для мотивации де-

тей можно ввести сказочного персонажа или игрушку ( в младшей группе) и

научить добру и вежливости.

Сюжетно- ролевые игры. Особенностью современных детей является то,

что они с ранних лет приучены жить в виртуальном мире, мире компьютер-

ных игр, где отсутствует какое- либо живое взаимодействие и общение друг с

другом. Социальное отношение должно стать предметом социальной подго-

товки ребенка к взрослой жизни. Самой оптимальной формой таких отноше-

ний является ролевая игра. Надо научить ребенка жить общими интересами,

подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к

сверстникам, чего не хватает нашим современным детям. Это и есть нрав-

ственные основы. Поэтому в режимных моментах мы отводим место таким

играм, как "Семья", "Детский сад", "Школа", "Путешествие " и много дру-

гих игр, где есть основы нравственного воспитания.

Игры- драматизации. Понятия о нравственности, нормы и правила поведе-

ния заложены в ярких образах персонажей, способствуют становлению нрав-

ственных представлений. Сказка дает ребенку первое чувство героического -

чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. Ребенок, входя в

сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего на-

рода, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает

силу и стойкость в будущей жизни.

Театральная деятельность способствует раскрытию личности ребенка. Ребе-

нок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.

Также в играх драматизациях, например на фольклорной основе дети узнают

об обычаях русского народа. Например муку хранили в амбарах (из сказки

"Колобок").Дети запоминают крылатые выражения русского народа ("жили

поживали", " у страха глаза велики", "задал стрекача").

Игры-драматизации дают возможность примерить народные костюмы и дей-

ствовать в них, как бы прожить в них определенный период (почувствовать

теплоту шали, оценить преимущество русского костюма- яркость, наряд-

ность, покрасоваться в кокошнике на голове, или в богатырской кольчуге.

В театральной деятельности, играх драматизации любимые образы становят-

ся образцами для подражания.Ребенок выражает свое отношение к добру и

злу. К тому же для ребенка театральные игры - это возможность хотя бы не-

надолго стать героем.

Любая игра привлекает детей и может заложить основы нравственно - патри-

отического воспитания.

.



В раздел образования