Напоминание

Развитие интереса к художественной литературе у дошкольников


Автор: Рябинина Инна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 125
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Проектная работа
Тема: Развитие интереса к художественной литературе у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Мурманска № 125

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Развитие интереса к художественной литературе у дошкольников

ВЫПОЛНИЛА:

Рябинина Инна Михайловна,

воспитатель МБДОУ г. Мурманска №125

Мурманск

2020

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Основная часть........................................................................................................5

1.

Организация образовательной деятельности воспитанников по

формированию интереса к чтению.....................................................................5

2.

Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников....................................................................................................10

3.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды

группы.................................................................................................................11

Заключение............................................................................................................13

Литература.............................................................................................................14

2

Введение

Вопрос о приобщении ребенка к книге – один из самых открытых

сегодня. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к чтению

как у взрослых, так и у детей. Называют разные причины этого явления:

влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения,

компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого

к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций

семейного

чтения.

Следствием

этого

является

снижение

личностной

культуры детей дошкольного возраста. Дети овладевают компьютером

раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в

оглавлении книг. В результате, чтение литературы замещается просмотром

мультфильмов, компьютерными играми.

Таким образом, проблема формирования у детей интереса к чтению

становится особенно актуальной. Не все дети хотят слушать художественные

произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не

могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в

интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к

самореализации,

в

сохранении

и

передаче

опыта,

накопленного

человечеством.

Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой,

Л. С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать

классическую литературу, её историю, а в том, чтобы открыть перед

ребёнком мир словесного искусства. Это значит познакомить его с

существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого

человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством),

показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чув-

ство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Цель проектной работы: формирование интереса к чтению у детей 4-5

лет.

3

Достижение поставленной цели требует реализации следующих задач:

1.

Подобрать и описать эффективные формы, средства и способы

организации

образовательной

деятельности

по

формированию

у

дошкольников интереса к чтению,

а также

воспитанию

желания

к

постоянному

общению

с

книгой

в

совместной

со

взрослыми

и

самостоятельной деятельности;

2.

Описать методы организации взаимодействия педагогического

коллектива с семьями воспитанников для повышения компетентности

родителей в вопросах формирования интереса к чтению у детей;

3.

Описать

развивающую предметно-пространственную

среду

группы, необходимую для формирования у детей интереса к произведениям

художественной литературы.

4

Основная часть

1.

Организация образовательной деятельности воспитанников по

формированию интереса к чтению

Образовательную работу с детьми 4-5 лет по формированию интереса к

чтению

предлагается

осуществлять

по

технологии

О.

С.

Ушаковой

«Ознакомление дошкольников с литературой» и технологии З. А. Гриценко

«Пришли мне чтения доброго».

В

первом

квартале,

в

начале

года,

когда

дети

становятся

воспитанниками средней группы, они по-прежнему любят слушать и читать

стихи, предпочитая их прозе. Каждую из песенок, подобных «Жили у

бабуси», «Как у нашего кота», «Киска, киска» необходимо сделать для ребят

в виде спектакля, в котором они слушатели, зрители, чтецы, актёры.

Благодаря малым формам фольклора, детьми усваивается национальный

колорит русской поэзии. Знакомство ребят с малыми фольклорными

формами продолжается через отгадывание загадок, построенных на описании

и сравнении, а также обучении чётко произносить скороговорки в медленном

и ускоренном темпе. Знакомство ребят со стихотворениями на осеннюю

тематику

можно

осуществлять

во

время

наблюдений

с

детьми

за

изменениями, происходящими в природе осенью.

Во втором квартале начинается знакомство детей со стихотворениями о

зиме, они учатся эмоционально воспринимать и осознавать образное

содержание поэтического текста.

В третьем квартале средствами художественной литературы у детей

развивается интерес и доброжелательное отношение друг к другу, ребята

знакомятся с особенностями внешности сверстников (черты волос, звучание

голоса, рост, одежда, обувь), некоторыми чертами характера (добрый,

весёлый, смелый), любимыми занятиями (любит строить, ухаживать за

растениями, любоваться красотой природы).

5

Произведения художественной литературы помогают дошкольникам

начать знакомство с обычаями и традициями русского народа, способствуют

формированию у ребят первых представлений о том, что такое родина.

Дети пятого года жизни воспринимают художественное слово через

чтение и рассказывание. Поэтому, при формировании у воспитанников

интереса к чтению, важна выразительная подача произведения. Для этого

используются следующие приемы художественного чтения:

Основной тон. В зависимости от темы, идейного содержания,

языкового стиля произведения намечается его основное исполнительское

звучание.

Интонации. В ходе чтения произведений разнообразные оттенки

голоса помогают воспитателю нарисовать в воображении детей героев,

характеры, настроения, поступки, показать отношение к изображаемым

героям.

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения

художественной литературы используются такие элементы, как: ударение,

сила

голоса,

темп,

паузы,

повышение

и

понижение

голоса,

тембр

(качественная

окраска

голоса).

Также

в

ходе

чтения

произведений

используется мимика.

Во втором квартале в непосредственно-образовательную деятельность

по произведениям художественной литературы включается вводная беседа,

которая готовит детей к предстоящей встрече с произведением, вызывает

активный интерес к нему, помогает войти в мир, созданный писателем. Для

этого

используются

загадки,

чтение

отрывков

из

знакомых

детям

произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагается их

познакомить. Пояснениями дошкольники настраиваются на восприятие

определённого содержания. Подготовив детей к восприятию, воспитатель

выразительно читает или рассказывает текст произведения.

Следующий этап – беседа о прочитанном произведении. В качестве

средств

активизации

познавательной

деятельности

используются

6

произведения искусства. Например, в ходе беседы по стихотворению С.

Маршака «Усатый-полосатый» детям показываются репродукции картин В.

Ефимова «Кошка с шаром», В. Домогацкого «Кошка».

Особое внимание уделяется подборке вопросов, так как они помогают

детям правильно построить предложение при ответе. Вопросы, заданные

детям в ходе беседы по тексту произведений, показывают отношение

дошкольников к событиям и героям, стимулируют проявление нравственных

и эстетических чувств.

Путешествие в мир сказки развивает у детей воображение, фантазию,

образное мышление. Дети сами активно творят добро, фантазируют,

развивают собственное воображение.

Применение «подвижных иллюстраций» – эффективный метод при

чтении произведений художественной литературы, позволяющий детям

запомнить содержание сказки, понять суть взаимоотношений героев.

Другое эффективное средство, облегчающее усвоение литературного

произведения – разные виды художественной деятельности (изготовление

поделок, конструирование предметов, рисование предметов, отдельных

фрагментов сюжета, упоминаемых в произведении).

Очень эффективным методом, позволяющим выявить содержание и

последовательность

действий,

определённые

отношения

между

персонажами,

считается

метод

моделирования

(реальные

объекты

замещаются условными). В качестве заместителей используются кружки,

квадратики, различающиеся по цвету, форме, величине. Дети учатся

оперировать

моделями,

изображающими

предметы

сюжета

сказки,

вовлекаются

в

составление

фрагментов

сказки.

Применение

метода

моделирования помогает детям легко запоминать песенки, стихи, загадки,

пословицы, используемые в сказках.

К работе по формированию у детей интереса к чтению важно

подключать музыкального руководителя и инструктора по физической

культуре.

Музыкальный

руководитель

подбирает

для

дошкольников

7

музыкальный репертуар, который способствует углублению эмоционального

восприятия

текстов

произведений

художественной

литературы.

Инструктором

по

физической

культуре

организовываются

сюжетные

физкультурные занятия на тему прочитанных сказок, потешек.

В третьем квартале ведущим направлением является развитие у детей

способности самостоятельно организовывать режиссёрскую игру. Поэтапно у

детей

развивается

умение

воспроизводить

сюжеты

знакомых

сказок,

привносить в них изменения, возникающие при осуществлении игровой

деятельности, выбирать необходимые материалы и игрушки для создания

обстановки

режиссёрской

игры,

использовать

предметы-заместители,

самостоятельно

передвигать

игрушки

по

игровому

полю,

озвучивать

события, происходящие в игре. Ребята подбирают необходимые материалы,

игрушки, предметы в соответствии с хорошо знакомыми детям сюжетами,

например,

«Три

медведя»,

«Колобок»,

«Как

собака

друга

искала»,

«Жихарка»,

также

используют

в

игре

предметы-заместители.

Затем

воспитатель вместе с детьми припоминает сюжеты произведений, развивает

у малышей умения: представлять целостную картину происходящего;

предлагать свои варианты развязки сюжета; включать в игру персонажей

различных произведений. Воспитатель включает детей в сотрудничество

друг с другом в режиссёрской игре. Учит придумывать завязку и окончание

истории, представлять её зрителям с позиций «актёра», «режиссёра»,

«сценариста».

Также в третьем квартале начинается работа по освоению детьми

театрализованных

игр:

имитации,

импровизации,

инсценирования,

драматизации. Воспитанники учатся выразительно передавать образ героя

средствами вербальной (интонационной) и невербальной (мимика, жесты,

движения) выразительности.

Когда

основы

игры-имитации

освоены

большинством

детей,

воспитатель учит ребят игре-импровизации под музыку и по текстам

коротеньких стихотворений, сказок и рассказов. Воспитатель читает,

8

рассказывает текст, а дети импровизируют с помощью движений, передавая

образы героев. Для игры-импровизации используются тексты народных

прибауток

«Алёнка-малёнка»,

«Загорелся

Кошкин

дом»,

«Наша-то

хозяюшка», а также произведений Г. Бойко «Встретил ёжика бычок», Е.

Благинина, «Не мешайте мне трудиться», Е. Чарушин «Утка с утятами».

Воспитатель стимулирует стремление детей додумать ситуацию для её

оригинального воплощения в игре, учитывать предметы, обозначающие

возможных участников событий: бусы для мамы, косынка для бабушки,

лёгкий обруч с «ушками», «хвост» на ремешке для какого-либо животного;

возраст, внешний вид, эмоциональное состояние, характер персонажа, место,

где могла произойти подобная ситуация.

Работа по организации с детьми 4–5 лет игр-импровизаций создает

основу

для

освоения

инсценирования

литературных

произведений.

Воспитатель

способствует освоению детьми игровых позиций «зрителя»,

«артиста», «режиссёра кукольного спектакля», «оформителя спектакля».

Старается переориентировать детей с процесса игры на её результат.

Собственным

примером,

оценкой

деятельности

детей

воспитатель

показывает, как важно сделать представление интересным для зрителей,

выразительно исполняя роль. Это становится мотивом для освоения детьми

способов воплощения целостного образа литературного героя с помощью

комплекса средств речевой и невербальной выразительности.

Сначала в этих целях подбираются более знакомые ребятам сказки о

животных, волшебные сказки «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка»,

сказка Ш. Перро «Красная шапочка», сказки К. Чуковского. Затем дети

инсценируют рассказы, например: Б. Житков «Храбрый утёнок», Е. Чарушин

«Почему Тюпа не ловит птиц», М. Зощенко «Глупая история». Воспитатель

привлекает детей к изготовлению атрибутов для спектаклей (костюмы и

элементы декораций). Проводит индивидуальную работу над ролью.

9

2.

Организация взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников

Взаимодействие с семьёй

является составной частью работы по

формированию у детей средней группы интереса к чтению. Используются

следующие формы взаимодействия:

1.

Анкетирование. Помогает воспитателю получить от родителей

наиболее полную информацию по различным вопросам, проанализировать ее

и правильно спланировать дальнейшую работу по формированию у детей

интереса к чтению. Актуальные темы анкетирования: «Воспитание у малыша

бережного отношения к книге», «Как научить ребёнка любить книги», «Как

смастерить домашний театр?», «Что делать, если ребёнок не хочет слушать

чтение книг?».

2.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

3.

Индивидуальные

и

групповые

консультации

«Приобщаем

ребёнка к миру художественной литературы», «Как научить ребёнка

бережному обращению с книгой».

4.

Родительские

собрания:

«Воспитание

у

детей

любви

к

художественной литературы с помощью семейного театра», «Воспитываем

будущего читателя».

5.

Оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего

ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные», «Мы – читающая семья»;

папки-передвижки «Читайте детям книги!»; выставок детского творчества по

мотивам художественных произведений;

6.

Создание

памяток:

«Как

организовать

семейное

чтение»,

«Формирование детской домашней библиотеки», «Как стать хорошим

читателем?», «Как обращается с книгой ваш ребёнок», «Читайте вместе с

детьми», «Если вы решили купить ребёнку новую книгу», «Учите вместе с

нами».

10

7.

Круглые столы: «Отношение детей к книге», «Роль книги в

семейном

воспитании»;

мастер-классы

«Давайте

поиграем»,

«Без

напоминания

и

с

удовольствием»;

рекомендации

библиотекаря

по

комплектованию детской библиотечки; игротренинги «Небылица или быль»,

«Собери героев одной сказки».

8.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации

литературных вечеров, досугов «Сказки дядюшки Корнея»; «Праздник

открытия книжного уголка»; гостиных

«Литературный калейдоскоп», «В

гостях у сказки», «От осени до лета»; к участию в конкурсах «Кто автор?»,

«Пантомима», «Сочини сказку», «Папа, мама, я – читающая семья».

3.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды

группы

Для формирования у воспитанников интереса к чтению, воспитатель

оформляет книжный уголок, в который вносит, в соответствии с комплексно-

тематическим

планированием,

примерным

календарём

праздников,

сезонностью, научно-популярные книги для детей, классическую литературу,

книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора,

литературной прозы и поэзии. В уголке присутствуют разные типы книг. Для

развлечения и забавы детей – книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-

панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом

искусства – классический тип книги. Воспитатель помогает детям овладеть

первоначальной читательской культурой и размещает схему элементарных

гигиенических навыков, необходимых для чтения.

Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание

литературного произведения, проследить за развитием действия, воспитатель

подбирает

нестереотипные,

высокохудожественные

иллюстрации,

выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю.

Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева, А. Барсукова.

11

Чтобы привлечь детей смысловым содержанием произведения, научить

дошкольников давать сознательную, мотивирующую оценку персонажам,

используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания

критерии поведения человека, воспитатель размещает в группе сюжетные

картинки и составляет педагогические этюды по мотивам литературных

произведений.

Воспитатель

углубляет

восприятие

произведений

художественной литературы за счёт выявления сюжетной канвы. Вместе с

детьми рисуются схемы-модели.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся

эпизоды сказок, с помощью плоскостного, объёмного, теневого, настольного,

пальчикового театров, приобретаются наборы готовых игрушек к сказкам

«Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (рус. нар), «Три

поросёнка» (англ. нар.), «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К.

Чуковского. Фигурки небольшого размера, деревянные, из картона, резины,

пластмассы. Для драматизации литературных произведений с привлечением

детей к посильной работе, изготавливаются элементы костюмов сказочных

героев, декораций, маски животных, эмблемы с изображением любимых

литературных персонажей: медвежат, поросят.

Научить

детей

различать

литературные

жанры

помогают

дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои

заблудились», «Спрячем сказку в геометрические фигуры» лото, домино по

мотивам фольклорных и авторских произведений.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору

привлекаются средства других видов искусства, в том числе музыкального. В

группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; в

музыкальном

уголке

имеются

детские

музыкальные

инструменты:

деревянные

ложки,

барабан,

металлофон,

погремушки,

что

помогает

привлечь

детей

к

участию

в

играх-драматизациях,

инсценировках,

музыкальных и литературных концертах.

12

Заключение

Одной из главных проблем нашего общества является приобщение

ребенка к чтению. Развитие информационных технологий оказало влияние

как на чтение взрослых, так и на чтение детей. Исследователи отмечают

проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение

интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру,

сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего

поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное

развитие аудиовизуальных средств информации. Становится очевидным, что

на

современном

этапе

вопросы

воспитания

у

детей

интереса

к

художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны

педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Данная проектная работа предлагает эффективные средства, формы и

методы работы воспитателя, позволяющие ему сформировать интерес к

чтению у дошкольников 4-5 лет. В работе были приведены:

1.

Средства и способы организации образовательной деятельности с

воспитанниками (индивидуальная, групповая, подгрупповая формы работы;

НОД, чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный

разговор,

моделирование,

сюжетно-ролевые,

дидактические,

театрализованные, режиссёрские игры, совместная деятельность воспитателя

с детьми, практические и игровые ситуации);

2.

Эффективные формы работы педагогического коллектива с

семьями воспитанников;

3.

Методы

проектирования

развивающей

предметно-

пространственной среды группы.

Таким образом,

13

Литература

1.

Ахметова

Г.Д.

Эффективные

формы

и методы

работы

по развитию

интереса

к художественной

литературе

у детей

среднего

дошкольного возраста //

Актуальные

задачи педагогики: материалы VI

Mеждунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 37-

45.

2.

Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских

писателей / Л. Е. Белоусова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 144 с.

3.

Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда

детского сада: учебное пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М.:

Перспектива, 2011. – 208 с.

4.

Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.

С. Выготский. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР,

1956. – 520 с.

5.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе:

учебное пособие / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6.

Егорова Т.А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4–6 лет /

Т. А. Егорова. – Волгоград: Издательство Учитель, 2018. – 67 с.

7.

Красношлык

З.П.

Психолого-педагогические

основы

организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном

учреждении // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар.

науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 32-34.

8.

Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой / Л. В. Рыжова. – СПб.:

Детство-Пресс, 2012. – 160 с.

9.

Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду / О. Д.

Смирнова. – М.: Скрипторий 2003, 2011. – 160 с.

10.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С.

Ушакова, Н. В. Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

14



В раздел образования