Автор: Чудина Светлана Викторовна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: Автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 "Подсолнушек"
Населённый пункт: Г.о. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация мини-музея в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Сообщение для семинара-практикума:
«Организация мини-музея в детском саду»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания —
создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются
методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с
воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-
педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в
условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего
мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было
заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин
и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику,
об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для
воспитанников образовательных учреждений.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.
Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство
российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве
информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям
подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на
сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как
инновационную педагогическую технологию.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких
этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников
детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий,
как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда
условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для
родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения
анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие
дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Принципы создания мини-музея
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание
образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих
задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен
предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных
видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-
ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию
и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с
учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и
предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно
отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и
явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным
для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать
условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его
инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-
субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок-
ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть
ориентирован на приобщение детей к мировой культуре,
общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм
национальной культуры в ходе непосредственно образовательной
деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея
должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных
особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами,
разными по форме, содержанию, размерам, отражающими
историческое, природное и культурное разнообразие окружающего
мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен
предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с
культурным наследием региона, а также культурой других народов, что
способствует развитию толерантности и формированию чувства
патриотизма.
Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для
расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых
комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.
Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры
помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок,
способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в
которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто
хочет – ищет возможности».
Помещения
Положительные стороны
расположения мини-музея
Отрицательные
стороны
расположения мини-
музея
Групповое
помещение
Возможность выстраивать материал
музея постепенно, по мере
получения новой информации.
Воспитатель может в любое время
обратиться к материалам музея.
Дети по желанию рассматривать
экспонаты, обсуждать их
особенности, задавать вопросы к
Постоянный доступ к
музею получают дети
только одной группы.
Удаленность от
раздевалки
ограничивает
свободное общение
детей с родителями по
воспитателю, использовать
некоторые экспонаты для
режиссерских игр, пользоваться
дидактическими играми и проводить
самостоятельные исследования за
экспериментальным столиком.
темам музея.
Родители не имеют
полного
представления о
работе детского сада.
Раздевальн
ая комната
Если позволяет площадь, то вариант
размещения мини-музея в
раздевалке имеет такие же
преимущества, что и в групповой
комнате.
Общение детей с родителями по
темам музея
Постоянный доступ к
музею получают дети
только одной группы
Помещения
для
дополнител
ьных
занятий
Идеально подходят для размещения
некоторых видов мини-музеев.
Например, в изостудии уместен
мини-музей какого-нибудь вида
декоративно-прикладного искусства:
дымки, гжели и т.д.
Музей сливается с
общим фоном данного
помещения.
Требуется проявить
большие дизайнерские
способности, что
музей привлекал к
себе внимание детей.
Холлы
Возможность посещать мини-музей
в любое удобное время.
Рассматривать экспозицию могут
все родители, в том числе
индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей дает стимул для
общения.
Открытый и
бесконтрольный
доступ к музею
ограничивает
возможность
представления в нем
редких и ценных
экспонатов.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на
разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу
помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной
величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на
столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать
коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать
объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во –
вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам
и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания
ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих
уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике
выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и
красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может
быть осуществлено следующим образом:
Размещение материала на настенных полочках;
Использование ширм;
Использование стендов;
Использование мобиле;
Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках
деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в
том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды
мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное
решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению.
Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и
удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для
размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и
легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить
к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию
музея вертикальными элементами.
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев,
взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни
людей; необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты
использования различного «мусора», развитие воображения, речи,
творчества детей и родителей;
«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах
собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение
стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни
человека;
Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг,
воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека,
о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты,
привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие,
развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и
неизвестных науке существ);
«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными
местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными
местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии
собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой,
природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма,
знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время,
с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование
представлений об историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства,
миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для
самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка
спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае,
дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том,
как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои
модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в
коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
Картинная галерея;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные,
редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из
природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные
шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо
изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни,
камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные
гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.
Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка»
может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки,
расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются
витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной
смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится
поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не
выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении
постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не
допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за
активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут
присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с
особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными
темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением
в зависимости от возраста.
Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному
предмету объекту природы или явлению способствует использованию
системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и
РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых
разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход
вполне доступен дошкольникам.
Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти
ячеек. Этот объект называется «Система» (1)
6
2
8
4
1
5
7
3
9
Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в
каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и
т.д.). Это место называется «Надсистема» (2).
Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть
лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.). Ячейка, в которой мы
рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).
Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить
некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную
горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом.
(Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы».
Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим
объектом? «Будущее системы».
Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С
детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих
позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.
Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у
нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в
прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с
другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в
прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки
зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину,
как создавалась.
Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же
яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру,
использовалась береста.
Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и
подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в
будущем?
Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:
Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно
как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет.
Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать
экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная
экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо
уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они
привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей
младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного
возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных
и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,
организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных
формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и
ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические
принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными
факторами, как развивающая направленность обучения, психологические
особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует
систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной
организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо
начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом
неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к
миру музейных ценностей.