Напоминание

"Организация мини-музея в детском саду"


Автор: Чудина Светлана Викторовна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Учебное заведение: Автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 "Подсолнушек"
Населённый пункт: Г.о. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация мини-музея в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение для семинара-практикума:

«Организация мини-музея в детском саду»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере

личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в

специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую

популярность в системе дошкольного образования и воспитания —

создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются

методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с

воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-

педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в

условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего

мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было

заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин

и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику,

об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для

воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.

Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство

российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве

информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям

подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на

сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как

инновационную педагогическую технологию.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких

этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников

детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий,

как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда

условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для

ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором

предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для

родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения

анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие

дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание

образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих

задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен

предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных

видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-

ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию

и т.д.).

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с

учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и

предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала

каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно

отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и

явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным

для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать

условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его

инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-

субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок-

ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть

ориентирован на приобщение детей к мировой культуре,

общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм

национальной культуры в ходе непосредственно образовательной

деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея

должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных

особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами,

разными по форме, содержанию, размерам, отражающими

историческое, природное и культурное разнообразие окружающего

мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей должен

предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с

культурным наследием региона, а также культурой других народов, что

способствует развитию толерантности и формированию чувства

патриотизма.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для

расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых

комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.

Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры

помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок,

способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в

которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто

хочет – ищет возможности».

Помещения

Положительные стороны

расположения мини-музея

Отрицательные

стороны

расположения мини-

музея

Групповое

помещение

Возможность выстраивать материал

музея постепенно, по мере

получения новой информации.

Воспитатель может в любое время

обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать

экспонаты, обсуждать их

особенности, задавать вопросы к

Постоянный доступ к

музею получают дети

только одной группы.

Удаленность от

раздевалки

ограничивает

свободное общение

детей с родителями по

воспитателю, использовать

некоторые экспонаты для

режиссерских игр, пользоваться

дидактическими играми и проводить

самостоятельные исследования за

экспериментальным столиком.

темам музея.

Родители не имеют

полного

представления о

работе детского сада.

Раздевальн

ая комната

Если позволяет площадь, то вариант

размещения мини-музея в

раздевалке имеет такие же

преимущества, что и в групповой

комнате.

Общение детей с родителями по

темам музея

Постоянный доступ к

музею получают дети

только одной группы

Помещения

для

дополнител

ьных

занятий

Идеально подходят для размещения

некоторых видов мини-музеев.

Например, в изостудии уместен

мини-музей какого-нибудь вида

декоративно-прикладного искусства:

дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с

общим фоном данного

помещения.

Требуется проявить

большие дизайнерские

способности, что

музей привлекал к

себе внимание детей.

Холлы

Возможность посещать мини-музей

в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут

все родители, в том числе

индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для

общения.

Открытый и

бесконтрольный

доступ к музею

ограничивает

возможность

представления в нем

редких и ценных

экспонатов.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на

разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу

помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной

величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на

столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать

коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать

объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во –

вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам

и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания

ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих

уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике

выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и

красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может

быть осуществлено следующим образом:

Размещение материала на настенных полочках;

Использование ширм;

Использование стендов;

Использование мобиле;

Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках

деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в

том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды

мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное

решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению.

Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и

удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для

размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и

легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить

к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию

музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев,

взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни

людей; необходимость бережного отношения к природе;

«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты

использования различного «мусора», развитие воображения, речи,

творчества детей и родителей;

«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах

собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение

стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни

человека;

Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг,

воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека,

о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты,

привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие,

развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и

неизвестных науке существ);

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными

местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;

знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными

местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии

собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой,

природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма,

знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время,

с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование

представлений об историческом времени, связи со своими предками;

«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства,

миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для

самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка

спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае,

дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том,

как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои

модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в

коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

Картинная галерея;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные,

редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из

природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные

шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо

изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни,

камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные

гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество.

Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка»

может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки,

расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются

витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной

смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится

поэтапно.

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не

выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении

постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не

допускать скучного однообразия.

4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за

активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут

присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с

особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными

темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением

в зависимости от возраста.

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному

предмету объекту природы или явлению способствует использованию

системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и

РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых

разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход

вполне доступен дошкольникам.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти

ячеек. Этот объект называется «Система» (1)

6

2

8

4

1

5

7

3

9

Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в

каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и

т.д.). Это место называется «Надсистема» (2).

Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть

лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.). Ячейка, в которой мы

рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).

Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить

некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную

горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом.

(Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы».

Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим

объектом? «Будущее системы».

Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С

детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих

позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у

нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в

прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с

другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в

прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки

зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину,

как создавалась.

Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же

яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру,

использовалась береста.

Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и

подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в

будущем?

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.

Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно

как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет.

Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать

экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная

экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо

уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они

привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей

младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного

возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных

и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,

организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных

формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и

ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические

принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными

факторами, как развивающая направленность обучения, психологические

особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует

систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной

организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо

начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом

неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к

миру музейных ценностей.



В раздел образования