Автор: Донгур-Оол Росина Борисовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г.Шагонар
Населённый пункт: г.Шагонар
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Правильная подача методики проучивания позиций рук в классическом танце" Педагогический опыт преподавателя
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г.ШАГОНАР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
г. Шагонар ул. 30 лет Советской Тувы д,29 тел 2-13-75; факс 2-13-32
Методическое сообщение на тему:
«Правильная подача методики проучивания
позиций рук в классическом танце»
Педагогический опыт преподавателя
Автор (составитель): Донгур-оол Р.Б.
преподаватель отделения ХОРЕОГРАФИЯ
МБОУ ДО «Детской школы искусств» г.Шагонар
г. Шагонар, 2020
Введение
В процессе своей педагогической деятельности мне, как и любому
преподавателю хореографии, приходилось решать сложную, но очень
важную задачу научить детей к прекрасному виду искусств – хореография.
Казалось бы просто, но на практике выяснилось, что с детьми работать очень
сложно, не все дети обладают с наилучшими качествами воспитания, с
прекрасными
хореографическими
данным,
данными
для
обучения
к
хореографии. Детям желательно заниматься танцами, потому что танец – в
первую очередь полезна для физического здоровья ребенка.
Оказывается дети для меня талант. Работая с детьми я помню себя в
детстве, это помогает понять детскую психологию, заботливо относиться к
ним иметь свой подход и уважительное отношение к ребенку. Каждый из
моих воспитанников талантлив, но талантлив по своему. Мне хочется помочь
ребенку, раскрыть себя, показать все возможности. И я, как педагог, ставлю
перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее,
что в нем есть и дать импульс к самосовершенствованию через развитие
творчества.
Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные и
незабываемые. Вот эту социально-психологическую способность я и ставлю
во главе подачи такой важной составляющей искусства хореографии,
каковой являются правильные и красивые руки.
Классический танец
Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир,
обозначая им определенный вид хореографической пластики.
Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются
тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с
классической музыкой.
Непременные
условия
классического
танца:
выворотность
ног,
большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий
высокий
прыжок,
свободное
и пластичное владение
руками,
четкая
координация движений, выносливость и сила.
Главный принцип классического танца – выворотность, на основании
которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert),
скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о
движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы,
систематизация и отбор движений послужили основой школы классического
танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой
группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа
приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue).
Особое внимание уделяется изучению позиции рук т.е. port de bras.
Port de bras - это правильное прохождение рук через основные позиции с
поворотами, наклонами головы и движениями корпуса.
В классическом танце port de bras имеет огромное значение. Красота
линий рук, их мягкость, гибкость и подвижность корпуса, различные
повороты и наклоны головы вырабатываются в port de bras. В port de bras
отрабатывается пластическая выразительность танца.
Изучение простейших port de bras у палки и на середине зала начинается
с первого года обучения, как только усвоены позиции рук.
Правильная подача методики проучивания позиций рук
в классическом танце.
Педагогический опыт преподавателя
Дети дошкольного и младшего школьного возраста еще достаточно
эмоционально раскрепощены и способны свободно фантазировать. При
изучении позиции рук необходимо последовательно обратить внимание
осознанного восприятия данного задания на формирование четкости при
выполнении движения. Показ упражнений, повторение их детьми проводятся
в заданном темпе.
1. Чтобы ребенку было легче понять термин «округлая рука», я даю им
в руки воображаемый воздушный шар, и прошу этот шар удержать, надуть,
сдуть. Дети как правило хорошо воспринимают этот момент условности.
2. Проучивая 3 позицию предлагаю детям из рук сделать бутон
тюльпана, который может «открыться» для солнышка и закрыться.
3. Проучивая 2 позицию рук, встаем в круг по три, представляем, что
мы 3 кита которые удерживают землю, если не будем крепко держать землю
она у нас упадет, и дети так старательно красиво держат эту позицию.
4. Объясняя правильное положение пальцев рук, предлагаю «взять»
между большим и средним пальцем бусинку. Этот прием помогает удержать
пальцы в нужном положении, т.е. не соприкасаться между собой, и в то же
время не распускать кисть.
5. У ребенка необходимо выработать правильный поворот головы, т.е
взгляд нужно следить, чтобы обучающиеся не запрокидывали голову, но не
опускали подбородок, для выработки правильного взгляда, я использую
упражнение «флюгер». Выполняя это упражнение, дети учатся правильно
сопровождать взглядом руку, при этом оставляя корпус в правильном
положении. Когда мы прошли изучение позиций рук, поворота головы
начинаем изучать 1 port de bras и хочу вам привести пример из своего опыта
работы:
Я работаю в «Детской школе искусств» г. Шагонар 8 лет, и за эти годы
я выпустила 3 выпуска, в следующем году буду выпускать 4, а в этом году
буду набирать первоклассников. Что я заметила за эти годы своей работы,
что детям в 1,2 классах очень трудно дается на уроке классического танца
проучивать позиции рук. С первыми, вторыми выпусками мне очень трудно
было проходить эту часть урока, как только я говорила port de bras, лица у
детей резко менялись, они становились вялыми, уставшими и утомившимися.
Особенно когда нужно было держать руки во 2 позиции, дети бросали руки,
нервно встряхивали и зевали…. Мне было очень не приятно, видеть своих
воспитанников в таком виде, казалось, что я не педагог, а какая то
мучительница…
И я начала думать над этой проблемой, почему дети любят ритмику,
почему они не хотят заниматься классическим танцем?! Конечно же урок
ритмики он более веселый, энергичный и в основном строится в игровом
варианте, а классика оно более трудное, скучное.
И я придумала выход из этого положения: нужно проводить эту часть
урока в игровом варианте. Дети встают круг (и я начинаю рассказывать
сказку).
Жила была на свете очень добрая женщина, которая очень любила
цветы. Однажды она посадила необычное ячменное зерно, она ухаживала,
поливала зерно, и из нее вырос очень красивый стебель. (Дети показывают
подготовительную позицию рук). Стебель мгновенно вырастал (руки
постепенно поднимаются в 1 позицию) и вдруг из него вырос красивый
цветок, вроде тюльпана (руки поднимаются в 3 позицию). Лепестки его были
плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
- Какой славный цветок! – сказала женщина и поцеловала красивые лепестки.
Что –то щелкнуло и цветок распустился (руки из 3 позиции раскрываются во
2 позицию). Какой живучий крепкий цветок, в самой чашечке на зеленом
стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная и маленькая,
всего в дюйм ростом, что прозвали ее Дюймовочкой. А когда наступал вечер,
бутон нежно вздыхал (руки делают
allonge), и его лепестки нежно
укладывали девочку спать.
Роль рук в классическом танце огромна. Они являются одним из
выразительных средств исполнителя, придают законченность позы. Рукам
принадлежит огромная вспомогательная роль: во вращении, в сохранении
устойчивости, в прыжках.
Очень важно, делая упражнения, не переусердствовать с дозировкой,
как физической, так и эмоциональной. В ткань урока целесообразно вводить
не только выученный материал, но и игровой момент. Тогда дети применяют
свой накопленный музыкально-танцевальный опыт и игровой момент, в
котором наиболее целесообразно применять фантазию и импровизацию.
И в заключении моего методического сообщения я хотела бы вам
озвучить о результатах нашей кропотливой повседневной работы, которым
является результативность на выступлениях в конкурсах, например в
«Радуге искусств», весной этого года мы были удостоены награды Лауреата 2
степени в младшей возрастной категории в номинации «Классический
танец».
Список использованной литературы
1.
Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства /
М.: Искусство, 1981 – 479 с. – Текст: непосредственный.
2.
Базарова, Н.П., Мей, В.П. Азбука классического танца / Редактор Л.А.
Филатова ; Художник Ю.С. Мальцев ; Художественный редактор М.Г.
Эткинд ;
Технический редактор С.Б. Ниолай ; Корректор Л.В.
Астрова.Л. ;
- М «Искусство»,
1964
- стр.208. 792.5. – Текст:
непосредственный.
3.
Смирнова, М.В. Основные элементы классического танца / Редактор
Е.Соколова ;
Технический редактор М.Мошкина ; Корректор Н.
Бучарова ; – Текст: непосредственный.
4.
Вихрева,
Н.А.
Экзерсис
на
полу
для
подготовки
к
занятиям
классическим танцем ; 2004 - Текст: непосредственный.