Напоминание

• "Обучение сочинению в формате ОГЭ на литературном материале" Из опыта работы


Автор: Солодянникова Вера Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей№81
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: • "Обучение сочинению в формате ОГЭ на литературном материале" Из опыта работы
Раздел: среднее образование





Назад




В.П.Солодянникова

МБОУ лицей № 81

г.Новосибирск

Обучение сочинению в формате ОГЭ на литературном материале

(Из опыта работы)

Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и

стандартизации. Это уроки литературы, где основным средством воздействия на душу,

разум учащегося является художественное произведение. Обладая огромной силой

воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и

зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.

Ни для кого не секрет, что за последние годы интерес к литературе в обществе

катастрофически снизился. В наше время литература , которую принято было называть

«учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно

сократилась. И как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада

общества, крушение традиционных ценностей.

Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира

фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуальные последствия всего этого

видны невооруженным глазом. Об этом свидетельствуют и многочисленные социальные и

криминальные болезни нашего общества, а также равнодушие к ближнему,

бездуховность и отставание в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год

от года становится более заметным.

Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной,

физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству

и самоопределению.

Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Уроки литературы—это особые уроки .

Задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-

нравственную культуру личности.

Языком искусства возможно убеждать, утверждать, отстаивать, воспитывать. Если я хочу

добиться глубокого воздействия литературы на нравственный облик учащихся, то должна

заставить их на уроках радоваться, грустить, размышлять, и спорить – воспитывать

чувства.

В 5 классе этому способствуют программные произведения: русские, народные сказки,

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, «Лапти» И.А.Бунина, «В дурном обществе»

В.Г.Короленко, «12 месяцев» С.Я.Маршака , произведения К.Г.Паустовского и другие.

Именно они, как нельзя лучше, помогают решать нравственные задачи, формировать у

учащихся такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость,

соболезнование, взаимопомощь, взаимовыручка и так далее.

Более подробно хотелось бы остановиться на уроках развития речи по обучению

сочинению.

1 этап – это чтение произведения и его анализ в соответствии с тем, что в дальнейшем

буду учить ребят писать сочинение-отзыв. Поэтому особое внимание уделяю

определению темы произведения, т.е. о чём оно. Заранее говорю, что тема должна

уложиться в 1-2 предложения. На первых порах с помощью наводящих вопросов всё же

удаётся достичь желаемого.

Анализируя рассказ «Заячьи лапы» К.Паустовского, приходим к выводу, что это пр-е не

только о том, как дедушка Ларион и его внук Ваня лечили зайцу лапы, но ещё и о

сострадании и милосердии.

Таким же образом определяем идею(главную мысль) ,то есть то, что хотел нам сказать

автор. Именно сострадание помогло вылечить зайца.

Говорим о героях, их душевных качествах: равнодушный и жестокий ветеринар, добрые

и неравнодушные к чужой беде - Ваня, дедушка, бабка Анисья, аптекарь и Карл Петрович

– детский врач.

2 этап

– предлагаю ребятам написать сочинение-отзыв по давно знакомому плану

(давался он в сентябре, когда изучали сказки и писали уже не одну работу). Обычно

пишут дома, в классе желающие читают, обсуждаем, что удалось автору, что не очень.

3 этап – это написание сочинения в формате ОГЭ.

«Что такое сострадание?» (Ранее уже писали такое по рассказу И.Бунина «Лапти»).

1.

Обсуждаем план сочинения- рассуждения ( тезис, доказательства, вывод)

2.

Совместная формулировка определения

3.

Понятие «опоры на текст»

4.

Поиск аргументов в тексте.

5.

Вводные слова (По моему, мне кажется, таким образом…)

6.

Вывод (перефразировка вступления, призыв быть милосердными ко всему

живому на Земле)

7.

Напоминаю, что каждый пункт плана необходимо писать с абзаца.

Обсуждаем всё это подробно. Определение (тезис) на первых порах записываем в

тетрадь вместе. Аргументы и вывод ищут и пишут самостоятельно.

4 этап

Этот же рассказ можно использовать в 9 классе при подготовке к ОГЭ

анализируем, используем в качестве 2 аргумента при написании сочинений на темы:

«Что такое сострадание(милосердие, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность

и т.д.)»

Написание сочинения в формате ОГЭ

Чтение сочинений

5 этап

Подготовка к ЕГЭ

– анализ рассказа на ином уровне( могут использовать для

обоснования своей позиции)

Поскольку мы с Вами призваны, обучая, воспитывать, а воспитывая, обучать, то

сочинение 9.3 на морально-этическую тему способствует этому наилучшим образом, так

как к нему можно готовиться, как минимум, на протяжении 5 лет на уроках литературы.

Для этого, нам, учителям постоянно надо расширять круг морально-этических понятий,

искать примеры в текстах изучаемых произведений, облегчая таким образом подготовку

ребят к итоговой аттестации.

Список тем ГИА обычно насчитывает около 30 наименований. Среди них есть – доброта,

взаимовыручка,

нравственный

выбор,

прийти

на

помощь,

благодарность

и

бескорыстность.

Удачи нам всем в воспитании и обучении.



В раздел образования