Автор: Кувичинская Марина Леонидовна
Должность: воспитатель дошкольного отделения
Учебное заведение: ГБОУРК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств"
Населённый пункт: город Керчь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники".
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Развитие связной речи детей с использованием
приемов мнемотехники».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается
человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. И
взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась
правильно и своевременно.
Дошкольный
возраст
–
это
период
активного
усвоения
ребенком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Чем раньше мы научим ребенка самостоятельно
развивать свою речь, тем качественнее будут результаты.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой.
Дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется
общением с компьютером и телевизором. Родители не умеют, а зачастую не
хотят общаться со своими детьми и все чаще общение родителей со своими
детьми происходит вербально. И данная тенденция с каждым годом растет,
поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Опираясь на накопленный опыт, я выделила несколько проблем наиболее
часто встречающихся в речи дошкольников:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
скудность словарного запаса;
употребление нелитературных слов и выражений;
бедная
диалогическая
речь:
неспособность
грамотно
и
доступно
сформировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие умения обосновать свои утверждения;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция.
1
Свою работу с детьми я строила в соответствии с Требованиями ФГОС в
образовательной области по речевому развитию:
Обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная
память, и запоминания носят, в основном, непредсказуемый характер. Дети
лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту. Используя в работе с детьми приёмы мнемотехники, решаю задачи
развития
коммуникабельности,
монологической
и
диалогической
речи,
расширения словарного запаса.
Искусство
запоминания
названо
словом
«mnemonikon»
по
имени
древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Мнемотехника
– искусство запоминания, совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника
–
это
система
внутреннего
письма,
позволяющая
последовательно
записывать
в
мозг
информацию,
преобразованную
в
комбинацию зрительных образов.
Ценность «модельного» конструирования заключается в том, что ребенок
не копирует образец, а активно анализирует условия задачи, обращается к
способу
её
решения,
к
своим
собственным
действиям
по
решению.
Моделирование
включает
закодированную,
обучающую,
и
развивающую
2
информацию разного уровня сложности по конкретной изучаемой теме. Из них
дети не только черпают факты, они их сопоставляют, делают выводы, учатся
пользоваться их взаимосвязям.
Моделирование – совместная деятельность педагога и дошкольника,
направленная на построение моделей и основано на принципе замещения
реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Основное значение моделей в обучении детей состоит в том, что они
помогают осознанию существенных признаков и отношений и делают их
содержанием познавательной деятельности детей.
Формирование познавательной активности детей развиваю с помощью
использования различных символов.
В своей работе использую следующие приемы мнемотехники:
Пикторамма;
Стенографист;
Цифрообраз;
Пиктограммы;
Аналогия;
Синтез.
Традиционное
разучивание
стихотворения,
которое
строится
на
механическом запоминании, не улучшает память и не формирует навыки
разучивания стихотворения, поэтому сам процесс разучивания стихотворений
обычно
вызывает
у
детей
негативные
реакции
и
психоэмоциональное
перенапряжение. Поэтому в работе использую прием быстрого, эффективного
разучивания стихотворений, где любое заучивание стихотворений превращается
в увлекательную игру и детям очень нравится такой прием.
Для формирования простейших обобщений использую пространственное
моделирование классификационных отношений в виде кругов Эйлера.
В кругах Эйлера объем более общего понятия изображается внешним
кругом, объем менее общих понятий – меньшими кругами, размещенными
внутри первого.
3
При рассказывании сказок,
данная методика позволяет запоминать
структуру сказки главных героев и последовательность их действий.
В работе со сказками использую следующие приемы:
Сереационный ряд, где герои выстраиваются от большего к меньшему как
в сказке «Репка» или опорное моделирование, как в сказке «Теремок», где
такими символами являются буквы. Так же использую приемы пиктограммы,
аналогии.
Любая образовательная работа с детьми будет неэффективной, если она не
находит поддержки у их родителей. Поэтому я использую следующие виды
работы
с
родителями:
беседы,
родительские
собрания,
круглые
столы,
обсуждение вопросов образование и воспитания дошкольников на личном сайте.
Анализ уровня развития речи детей моей группы показал, что речь детей
имеет правильное композиционное строение, дети легко воспринимают и
перерабатывают
зрительную
информацию,
сохраняют
её
в
памяти
и
воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части
сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя,
самостоятельно составляют мнемотаблицы, описательные и повествовательные
рассказы, повысилась познавательная активность детей.
4