Напоминание

"Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники".


Автор: Кувичинская Марина Леонидовна
Должность: воспитатель дошкольного отделения
Учебное заведение: ГБОУРК "Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств"
Населённый пункт: город Керчь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Развитие связной речи детей с использованием

приемов мнемотехники».

Овладение родным языком является одним из важных приобретений

ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается

человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. И

взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась

правильно и своевременно.

Дошкольный

возраст

это

период

активного

усвоения

ребенком

разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической,

лексической, грамматической. Чем раньше мы научим ребенка самостоятельно

развивать свою речь, тем качественнее будут результаты.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой.

Дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется

общением с компьютером и телевизором. Родители не умеют, а зачастую не

хотят общаться со своими детьми и все чаще общение родителей со своими

детьми происходит вербально. И данная тенденция с каждым годом растет,

поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Опираясь на накопленный опыт, я выделила несколько проблем наиболее

часто встречающихся в речи дошкольников:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

скудность словарного запаса;

употребление нелитературных слов и выражений;

бедная

диалогическая

речь:

неспособность

грамотно

и

доступно

сформировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на

предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие умения обосновать свои утверждения;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

регулировать громкость голоса и темп речи;

плохая дикция.

1

Свою работу с детьми я строила в соответствии с Требованиями ФГОС в

образовательной области по речевому развитию:

Обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

развитие речевого творчества;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная

память, и запоминания носят, в основном, непредсказуемый характер. Дети

лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту. Используя в работе с детьми приёмы мнемотехники, решаю задачи

развития

коммуникабельности,

монологической

и

диалогической

речи,

расширения словарного запаса.

Искусство

запоминания

названо

словом

«mnemonikon»

по

имени

древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Мнемотехника

– искусство запоминания, совокупность приемов и

способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника

это

система

внутреннего

письма,

позволяющая

последовательно

записывать

в

мозг

информацию,

преобразованную

в

комбинацию зрительных образов.

Ценность «модельного» конструирования заключается в том, что ребенок

не копирует образец, а активно анализирует условия задачи, обращается к

способу

её

решения,

к

своим

собственным

действиям

по

решению.

Моделирование

включает

закодированную,

обучающую,

и

развивающую

2

информацию разного уровня сложности по конкретной изучаемой теме. Из них

дети не только черпают факты, они их сопоставляют, делают выводы, учатся

пользоваться их взаимосвязям.

Моделирование – совместная деятельность педагога и дошкольника,

направленная на построение моделей и основано на принципе замещения

реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Основное значение моделей в обучении детей состоит в том, что они

помогают осознанию существенных признаков и отношений и делают их

содержанием познавательной деятельности детей.

Формирование познавательной активности детей развиваю с помощью

использования различных символов.

В своей работе использую следующие приемы мнемотехники:

Пикторамма;

Стенографист;

Цифрообраз;

Пиктограммы;

Аналогия;

Синтез.

Традиционное

разучивание

стихотворения,

которое

строится

на

механическом запоминании, не улучшает память и не формирует навыки

разучивания стихотворения, поэтому сам процесс разучивания стихотворений

обычно

вызывает

у

детей

негативные

реакции

и

психоэмоциональное

перенапряжение. Поэтому в работе использую прием быстрого, эффективного

разучивания стихотворений, где любое заучивание стихотворений превращается

в увлекательную игру и детям очень нравится такой прием.

Для формирования простейших обобщений использую пространственное

моделирование классификационных отношений в виде кругов Эйлера.

В кругах Эйлера объем более общего понятия изображается внешним

кругом, объем менее общих понятий – меньшими кругами, размещенными

внутри первого.

3

При рассказывании сказок,

данная методика позволяет запоминать

структуру сказки главных героев и последовательность их действий.

В работе со сказками использую следующие приемы:

Сереационный ряд, где герои выстраиваются от большего к меньшему как

в сказке «Репка» или опорное моделирование, как в сказке «Теремок», где

такими символами являются буквы. Так же использую приемы пиктограммы,

аналогии.

Любая образовательная работа с детьми будет неэффективной, если она не

находит поддержки у их родителей. Поэтому я использую следующие виды

работы

с

родителями:

беседы,

родительские

собрания,

круглые

столы,

обсуждение вопросов образование и воспитания дошкольников на личном сайте.

Анализ уровня развития речи детей моей группы показал, что речь детей

имеет правильное композиционное строение, дети легко воспринимают и

перерабатывают

зрительную

информацию,

сохраняют

её

в

памяти

и

воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части

сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя,

самостоятельно составляют мнемотаблицы, описательные и повествовательные

рассказы, повысилась познавательная активность детей.

4



В раздел образования