Автор: Силяева Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 814
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Игры и игрушки для сенсорного развития малышей "
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
« Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет»
Игры и игрушки для сенсорного развития детей играют очень важную роль. Поэтому для
похода в магазин игрушек родителям желательно ознакомиться с особенностями возраста
своего малыша и играми, которые будут эффективно влиять на его развитие. Но как часто
бывает, родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом
сложных, дорогих. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут
способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются!
Какие игрушки и игры нужны ребенку в возрасте 2-3лет для сенсорного развития?
Для начала надо сказать, что, сенсорное развитие представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и
явлениях, существующих в мире. Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста.
Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро
схватывают! Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он
ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений. Ребёнок начинает познавать
окружающий мир посредством анализа тех явлений, которые вокруг него происходят (которые
он видит, слышит, или ощущает). Познание мира происходит через органы чувств, а
полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании
результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события.
Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ
Собирать самостоятельно пирамидку из 2-3 колец контрастных размеров
Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала
взрослый показывает нужный цвет)
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер
Узнавать и называть геометрические фигуры (2-3 фигуры)
Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов;
сравнение по форме, цвету величине и др. признакам, обобщению по выделенным признакам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ
РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ
Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины,
металла, разных по фактуре тканей и т. п.
Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной формы
Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками,
парными картинками, пирамидками, формами-вкладышами, шнуровками и т. д.
Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают ребенку развиваться,
приобретать новые знания в различных областях.
Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по изодеятельности: аппликация,
лепка, рисование.
ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Ориентировка в цвете.
Игра «Цветное лото»
Четыре цвета на разнообразном материале
Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки, окрашенные в 4
основных цвета, к соответствующему фону.
Взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные цвета. Затем показывает
изображения знакомых предметов, окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета.
Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона. Скажи, что это? Под какую
карточку-фон положим?» Называния цветов от ребенка не требовать.
Четыре цвета на однородном материале
Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по
образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов. Не акцентировать
внимание ребенка на названии цветов.
Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку (выбрать из разложенных в
следующем порядке: красная, зеленая, синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи
палочки по кучкам. "Положи в такие же коробочки (группировка однородных игрушек: шариков,
кубиков и др.). «Сервируем стол» и др.
Знакомство с красным цветом.
Задание №1
Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала среди
дидактического материала, а затем в окружающей обстановке; называть цвет; использовать
красный цвет в рисовании.
Вопросы и задания:
а) С дидактическими игрушками: «Найди красный шарик. Это красный шарик? А этот? («Этот
не красный.») Где еще красный шарик? Какой это шарик? («Этот красный.») Кати красный
шарик, еще кати красный шарик. Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др.
б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки (клубочки, колечки, солнышко и
др. в зависимости от изобразительных навыков ребенка). Какое солнышко?»
в) экскурсия по комнате: «Найти в комнате предметы красного цвета, назови их».
Знакомство с синим цветом
Какой? (только синий)
Цель и порядок упражнений смотрите в занятии № 1 :
а) с дидактическими игрушками,
б) выбор нужного карандаша среди других, рисование синим карандашом («дождик»,
«колечки», «тучка» и др. ,
в) экскурсия по комнате.
Задание с чередованием двух цветов
Какой? (синие и красные)
Учить ребенка чередовать предметы по цвету, не отступая от поставленной задачи,
правильно называть два цвета.
Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков (кирпичики
чередовать).
Собрать пирамидку из красных и синих колец, нарисовать лесенку из красных и синих
ступенек (две вертикальные линии рисует взрослый, а ребенок - ступеньки). Цвет ступенек
чередовать.
Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке. («Я нарисовал
красное солнышко и синюю тучку» и т. п.)».
Ориентировка в форме. «Занимательная коробка»
Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом зрительного соотнесения
отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».
Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери пирамидку (из различных
геометрических тел, чередуя их по показу взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».
Самое главное, что нужно помнить при обучении ребенка -
это то, что занятия должны приносить малышу удовольствие, быть в радость.