Напоминание

"Первый раз в детский сад"


Автор: Мустафина Анна Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МА ДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: город Краснотурьинск
Наименование материала: статья
Тема: "Первый раз в детский сад"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенок идет в детский сад.

Как пережить адаптацию?

Какое решение принять, когда есть выбор: отдавать малыша в садик или нет?

Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе. Так ли это? До недавних

пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии

каждого ребенка.

Что нужно знать родителям, чтобы в будущем от посещения крохой этого дошкольного

учреждения и у него, и у вас остались только самые приятные воспоминания?

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и

педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный

результат

-

спокойный

ребенок,

с

удовольствием

посещающий

дошкольное

образовательное учреждение.

Новые знания и умения — лишь треть той пользы, которую даст детский сад. Ведь

кроме обучения дети играют и делают что-то сообща, занимаются спортом, музыкой,

рисованием, заводят друзей, учатся тому, как общаться со сверстниками и взрослыми

людьми.

Любому ребенку необходима компания его ровесников не только для игр и

развлечений, но и, самое главное, для приобретения навыков жизни в коллективе. Ребенку

необходимо достаточное пространство, где он мог бы бегать и кричать; спортивная

площадка, для выполнения физических упражнений. А также игрушки, краски, книжки,

пластилин, возможность посещения музыкальных занятий, спектаклей — все, что

обогащает жизнь.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все

меняется кардинальным образом. В привычном, сложившемся жизненном укладе ребенка

появляются значительные изменения, принять которые не так то просто.

Адаптация

ребенка

к

ДОУ

сопровождается

различными

негативными

физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного

состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой

ситуации).

Первые дни в ДОУ

Общительные, активные дети будут чувствовать себя уверенно в новой обстановке

с первых же дней. Не стоит заранее накручивать себя, представляя предстоящие

проблемы. О них особенно любят рассказывать родители, чей опыт адаптации ребенка

был менее удачным по тем или иным причинам.

Не стоит переживать и в том случае, если поначалу ваш малыш окажется робким и

зажатым. Это поправимо. Дайте Вашему малышу немного времени…

В первые дни приводите ребенка в группу на время. Утренние часы удобны тем,

что дети заняты творческими занятиями. В обстановке общей увлеченности скучать по

маме кроха вряд ли будет. Забирайте малыша сразу после занятий. Возможно, через

некоторое время он захочет остаться и на прогулку, а затем и на обед. Таким образом,

каждый день вы сможете оставлять ребенка в садике все дольше. За это время ребенок,

скорее всего, привыкнет и полюбит как воспитателей, так и новых друзей. Ваша задача —

дать возможность малышу самому захотеть остаться в группе.

Отбросьте беспокойства

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если

это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например,

обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в

каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и

успокоенности.

Расставание со своим крохой даже на полдня всегда болезненно для любой

любящей мамы. Иногда мы беспокоимся больше, чем дети: а не простынет ли? будет ли

ему там интересно? подружится ли с другими малышами?

Оставьте эти страхи. Заранее будьте уверены в том, что ваш малыш очень храбрый,

умненький, общительный и здоровый. У него все получится!

И ни в коем случае не показывайте свое волнение малышу! Например, зацеловывая

кроху перед тем, как оставить его в садике, или прощаясь с ним по нескольку раз. У

ребенка возникает мысль: «Мама ведет себя не так, как обычно. Она переживает. Неужели

со мной случится что-то ужасное, если я здесь останусь? Лучше я ее не буду от себя

отпускать! »

Если ребенок боится

Если ребенок боится или просто отказывается идти в группу (и воспитатели с детьми тут

ни при чем), то вы должны проявить твердость. Объясните малышу, что ему следует идти

в садик точно так же, как родители каждый день ходят на работу. Лучше перебороть

чувство страха в начале, чем поддаться ему.

Когда ребенок с трудом расстается с мамой, возможно, будет лучше, если некоторое

время в садик его будет отводить папа.

Иногда ребенок спокойно ходит в группу первые несколько дней, но вдруг резко меняет

свое настроение. Поговорите с воспитательницей: не ушибся ли, не обиделся ли на кого-

то из группы, не испугался ли чего. Возобновите на время утреннее посещение садика.

Когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев)

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю

адаптацию.

Проявите инициативу во взаимодействии с коллективом детского сада. Установите

добрые и конструктивные отношения с воспитателями вашего ребенка. Не стесняйтесь

обращаться за советом или консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника

и располагает его к вам.

Совет специалиста никогда не будет лишним!

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным

эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.

Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его

просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются

новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная

активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Уважаемые родители!

Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем детском саду!



В раздел образования