Автор: Мустафина Анна Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МА ДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: город Краснотурьинск
Наименование материала: статья
Тема: "Первый раз в детский сад"
Раздел: дошкольное образование
Ребенок идет в детский сад.
Как пережить адаптацию?
Какое решение принять, когда есть выбор: отдавать малыша в садик или нет?
Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе. Так ли это? До недавних
пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии
каждого ребенка.
Что нужно знать родителям, чтобы в будущем от посещения крохой этого дошкольного
учреждения и у него, и у вас остались только самые приятные воспоминания?
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и
педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный
результат
-
спокойный
ребенок,
с
удовольствием
посещающий
дошкольное
образовательное учреждение.
Новые знания и умения — лишь треть той пользы, которую даст детский сад. Ведь
кроме обучения дети играют и делают что-то сообща, занимаются спортом, музыкой,
рисованием, заводят друзей, учатся тому, как общаться со сверстниками и взрослыми
людьми.
Любому ребенку необходима компания его ровесников не только для игр и
развлечений, но и, самое главное, для приобретения навыков жизни в коллективе. Ребенку
необходимо достаточное пространство, где он мог бы бегать и кричать; спортивная
площадка, для выполнения физических упражнений. А также игрушки, краски, книжки,
пластилин, возможность посещения музыкальных занятий, спектаклей — все, что
обогащает жизнь.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все
меняется кардинальным образом. В привычном, сложившемся жизненном укладе ребенка
появляются значительные изменения, принять которые не так то просто.
Адаптация
ребенка
к
ДОУ
сопровождается
различными
негативными
физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного
состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой
ситуации).
Первые дни в ДОУ
Общительные, активные дети будут чувствовать себя уверенно в новой обстановке
с первых же дней. Не стоит заранее накручивать себя, представляя предстоящие
проблемы. О них особенно любят рассказывать родители, чей опыт адаптации ребенка
был менее удачным по тем или иным причинам.
Не стоит переживать и в том случае, если поначалу ваш малыш окажется робким и
зажатым. Это поправимо. Дайте Вашему малышу немного времени…
В первые дни приводите ребенка в группу на время. Утренние часы удобны тем,
что дети заняты творческими занятиями. В обстановке общей увлеченности скучать по
маме кроха вряд ли будет. Забирайте малыша сразу после занятий. Возможно, через
некоторое время он захочет остаться и на прогулку, а затем и на обед. Таким образом,
каждый день вы сможете оставлять ребенка в садике все дольше. За это время ребенок,
скорее всего, привыкнет и полюбит как воспитателей, так и новых друзей. Ваша задача —
дать возможность малышу самому захотеть остаться в группе.
Отбросьте беспокойства
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если
это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например,
обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в
каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и
успокоенности.
Расставание со своим крохой даже на полдня всегда болезненно для любой
любящей мамы. Иногда мы беспокоимся больше, чем дети: а не простынет ли? будет ли
ему там интересно? подружится ли с другими малышами?
Оставьте эти страхи. Заранее будьте уверены в том, что ваш малыш очень храбрый,
умненький, общительный и здоровый. У него все получится!
И ни в коем случае не показывайте свое волнение малышу! Например, зацеловывая
кроху перед тем, как оставить его в садике, или прощаясь с ним по нескольку раз. У
ребенка возникает мысль: «Мама ведет себя не так, как обычно. Она переживает. Неужели
со мной случится что-то ужасное, если я здесь останусь? Лучше я ее не буду от себя
отпускать! »
Если ребенок боится
Если ребенок боится или просто отказывается идти в группу (и воспитатели с детьми тут
ни при чем), то вы должны проявить твердость. Объясните малышу, что ему следует идти
в садик точно так же, как родители каждый день ходят на работу. Лучше перебороть
чувство страха в начале, чем поддаться ему.
Когда ребенок с трудом расстается с мамой, возможно, будет лучше, если некоторое
время в садик его будет отводить папа.
Иногда ребенок спокойно ходит в группу первые несколько дней, но вдруг резко меняет
свое настроение. Поговорите с воспитательницей: не ушибся ли, не обиделся ли на кого-
то из группы, не испугался ли чего. Возобновите на время утреннее посещение садика.
Когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев)
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю
адаптацию.
Проявите инициативу во взаимодействии с коллективом детского сада. Установите
добрые и конструктивные отношения с воспитателями вашего ребенка. Не стесняйтесь
обращаться за советом или консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника
и располагает его к вам.
Совет специалиста никогда не будет лишним!
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным
эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его
просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются
новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная
активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем детском саду!