Автор: Кузовая Витта Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 "Кораблик" города Белово
Населённый пункт: г. Белово, Кемеровская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию элементарных математических представлений в домашних условиях.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Кораблик» города Белово»
Консультация для родителей
2020
Составитель: Кузовая Витта Юрьевна, воспитатель
Представленный
материал
направлен
на
организацию
совместных занятий, игр родителей с детьми. Воспитатель предлагает
собирать и использовать занимательный математический материал в
домашних условиях, постепенно создавать домашнюю игротеку.
Предложенные консультации по обучению порядкового счета и
изучению состава чисел будут полезны для родителей воспитанников
логопедических
групп
и
будут
способствовать
всестороннему
развитию детей, подготовке к обучению в школе.
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Организация НОД с детьми по развитию элементарных
математических представлений в домашних условиях..........................4
Обучение решению задач на смекалку (головоломки)..........................8
2
Введение
Занятия математики в наше время совершенно необходимы
Вашему ребенку. Она развивает умственные способности ребенка,
ведь уже доказано, что чем больше информации проходит через мозг
ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует.
Ученые считают, что каждый ребенок рождается с задатками
мозга великого человека, и важно насколько родители способны его
развивать. А для этого родителям необходимо создать все условия для
организации занятий в домашних условиях, а также следовать советам
педагогов и правильно проводить занятия по математике.
Важно, чтобы родители не забывали о самом главном – как можно
больше любви к ребенку, разумной заботы о его развитии –
физическом, умственном, эмоциональном, нравственном, как можно
больше уважения.
3
Организация занятий с детьми по развитию
элементарных представлений в домашних условиях.
Занятие арифметики в наше время совершенно необходимо
Вашему
ребёнку
для
его
благополучного
существования
в
цивилизованном человеческом обществе.
Дети с раннего возраста связаны с арифметикой, любой малыш
знает, много или мало у него игрушек, сколько машинок или кукол у
его друга или подруги и т.д.
Кроме того математика очень развивает умственные способности
ребёнка: ведь уже доказано, что чем больше информации проходит
через
мозг
ребёнка,
тем
он
быстрее
развивается
и
лучше
функционирует.
Поэтому
малыш,
растущий
в
богатой
информационной среде, развивается быстрее своих сверстников и
обладает более высокими умственными способностями.
Учёные считают, что каждый ребёнок рождается с задатками
мозга великого человека, и важно, насколько родители способны его
4
развивать.
Так давайте же учить наших малышей как можно раньше читать,
считать, слушать музыку и изучать иностранные языки. Это важно
ещё и потому, что малыш, который умеет читать и писать легче
постигает азы математики.
Но, несмотря на всё сказанное, обучение ребёнка математике и,
таким образом, подготовка его к школе -сложный, трудоёмкий
процесс.
Сложность его заключается в том, что маленький ребёнок не
обладает усидчивостью и терпением. Не за горами 1-е сентября, когда
ваш ребёнок пойдёт в школу. Волнуетесь вы все: мамы и папы,
бабушки и дедушки.
Как будут учиться ваши дети? И всем взрослым хочется, чтобы
всё было хорошо, чтобы ребёнок в школе прекрасно учился, не
уставал, не боялся. Был весел и жизнерадостен.
А для этого вам необходимо ему помочь, подготовив к обучению
в школе.
Поэтому родители должны соблюдать следующие основные
правила:
1.
Обучение должно вестись в форме игры. Как только вы
почувствуете,
что
Вашему
ребёнку
неинтересно,
немедленно
прекращайте занятия, потому что или Ваш ребёнок устал, или Вы
сделали что-то неправильно.
2.
Начинайте обучение только в хорошем настроении.
3.
Останавливайте обучение раньше Вашего ребёнка, чтобы ему
5
всегда хотелось продолжить.
4.
Готовьте заранее учебный материал.
5.
Ребёнку нужно давать знания обязательно малыми дозами и
последовательно изучать материал. Одновременное или слишком
быстрое изучение материала создаёт в голове ребёнка полную
путаницу, его знания становятся нечёткими, ребёнок часто не
понимает, чего от него хочет взрослый. Всё это снижает у него
интерес к занятиям и дальнейшему обучению. Некоторые же дети
просто схематично заучивают ответы, не вдумываясь в содержание и
даже не стараясь его понять.
6.
Но самое главное условие в обучении ребёнка математике -это
строгая последовательность изучения материала, поскольку каждое
новое звено должно опираться на предшествующее знание, ребёнок
должен шаг за шагом, не пропуская ни одной ступеньки, взбираться
по арифметической лестнице.
Таким образом, ребёнок в возрасте 5-7 лет должен уметь
следующее:
1.
Свободно считать и называть числа в прямом и обратном
порядке от любого числа (в пределах 10, возможно и далее).
2.
Свободно называть последующее и предыдущее число (в
пределах 10).
3.
Свободно находить пропущенное число среди 2-4 чисел в
любом отрезке натурального ряда.
4.
Уменьшить или увеличить любое число.
5.
Знать образование каждого числа (в пределах 10) и место
6
каждого числа в натуральном ряде чисел.
6.
Знать состав каждого числа (в пределах 10)
7.
Решать примеры:
1).
Раскладывать число на два меньших (5 -это 2 и 3 или 1 и 4,
или 5 и 0)
2).
Составлять большее число из 2х меньших чисел (9 и 1 -это
10, 5 и 1 -это 6).
8.
Узнавать и самостоятельно писать цифры от 0 до 10.
9.
Знать приёмы сложения и вычитания (в пределах 10), а также
присчитывания и отсчитывания по 1,2.
10.
Уметь составлять и решать простейшие задачи на сложение
и вычитание, используя знаки +,-,=.
11.
Разбираться в геометрических фигурах (различать квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг, овал).
12.
Ориентироваться в измерениях, где единицей измерения
является клеточка. Сделайте ваши занятия с ребёнком интересными,
он должен ждать их с нетерпением.
Если вы будете следовать нашим советам и правильно проводить
занятия по математике, то Ваш ребёнок будет получать большое
удовольствие, и очень скоро изучит материал.
Важно только, чтобы Вы, родители, не забывали о самом главном - как
можно больше любви к ребёнку, как можно больше разумной подлинной
заботы о его развитии -физическом, умственном, эмоциональном,
нравственном, как можно больше внимания к его внутреннему миру, к его
человеческому своеобразию, как можно больше уважения
7
Обучение решению задач
на смекалку (головоломки)
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в
старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками
(можно использовать спички без серы).
Их называют задачками на смекалку геометрического характера,
так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,
преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их
количества. В дошкольном возрасте используются самые простые
головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек,
чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки. Кроме этого,
потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами,
которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы
указывается, какое преобразование надо про делать и какая фигура
должна получиться в результате.
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру
преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо
образом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в
активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели
- видоизменить или построить пространственную фигуру.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3
группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
1.
Задачи на составление заданной фигуры из определенного
количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2
равных треугольника из 5 палочек.
8
2.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать
указанное количество палочек.
3.
Задачи
на
смекалку,
решение
которых
состоит
в
перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования
заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в
указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы
усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным
действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель — учить
детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая
никаких готовых способов, образцов решения.
Самые простые задачи дети без труда смогут решать, если
ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур
(квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.
Составление геометрических фигур (для детей 5 лет)
Цель. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на
плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным
способом.
Материал. Счетные палочки длиной 5 см (15-20 штук на ребенка
2 толстые нитки длиной 25-30 см.
Ход работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им
геометрические фигуры. После перечисления сообщает цель: "Будем
составлять фигуры на столе и рассказывать о них". Дает задания:
1.
Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа:
"Сколько палочек потребовалось для
9
составления квадрата? треугольника? Почему? Покажите стороны,
углы, вершины фигур".
2.
Составить маленький и большой квадраты.
Вопросы для анализа: "Из скольких палочек составлена каждая
сторона большого квадрата? весь квадрат? Почему левая, правая,
верхняя, нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же
количества палочек?"
3.
Составить прямоугольники, верхняя и нижняя сторона которых
будут равны 3 палочкам, а левая и правая - двум.
4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал,
большой и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и
четырехугольники.
Маленькие
фигуры
составляются
из
нитки,
сложенной вдвое. Анализ фигур проводится по схеме: "Посмотрите,
сравните и скажите, чем отличается, чем похожи фигуры. Докажите,
что фигура составлена правильно."
Головоломки
первой
группы
детям
предлагают
в
определенной последовательности:
1.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
3.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
4.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
5.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
6.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
7.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
8.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
10
9.
Из 9 палочек составить 5 треугольников.
10.
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника.
Для того, чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом
пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые
получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных
треугольника,
квадрата.
После
ряда
безуспешных
попыток,
догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику,
квадрату другого, для чего достаточно 2-х, 3-х палочек.
Исходя из этого, надо сохранять занимательность, игровой
характер упражнений, стремиться к тому, чтобы практические пробы
детей стали целенаправленными, т.е. ребенок должен предварительно
обдумать ход решения, а затем действовать. В процессе поиска
решения надо обращать внимание ребят на то, что прежде чем
выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать.
Итак, в начальный период обучения детей 5 лет решению простых
задач на смекалку, они самостоятельно ищут путь решения.
Предлагая детям 5-6 лет более сложные задачи на построение
фигур, следует начинать с тех, в которых для изменения фигуры надо
убрать
определенное
количество
палочек,
и
простых
-
на
перекладывание палочек. Дети 6-7 лет могут сами придумывать
элементарные задачи на смекалку (головоломки, с палочками). Для
этого необходимо побеседовать с ними о том, как придумываются
такие задачи, что в них задано (какая либо фигура), какое
преобразование
требуется
осуществить
(видоизменить
фигуру,
уменьшить или увеличить количество квадратов, треугольников,
11
прямоугольников).
Головоломки с палочками, придуманные детьми
а) Положить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк.
б) В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получился
воздушный змей.
в) Переложить палочек так, чтобы из вазы получился телевизор.
г) Переложить 1 палочку так, чтобы получилось 5 равных
квадратиков.
д) Переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных
треугольника.
Эти
задачи
очень
просты,
в
каждой
из
них
требуется
преобразовать фигуры путем перекладывания палочек.
Задачи на смекалку геометрического характера активизируют
детскую мысль, развивают логическое мышление, вырабатывают
умение догадываться, сообразительность, что необходимо каждому
человеку для жизни, трудовой деятельности.
12