Напоминание

"Национальная культура в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Комиссарова Алина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Таутовский детский сад №3 "Колосок"
Населённый пункт: Аликовского района Чувашской Республики
Наименование материала: методическаая разработка
Тема: "Национальная культура в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по теме

«Национальная культура в развитии детей дошкольного возраста»

Название работы

«Волшебный мир чувашской вышивки»

Методическая разработка составлена

Комиссаровой Алиной Геннадьевной

воспитателем МБДОУ «Таутовский

детский сад №3 «Колосок»

Аликовского района

Чувашской Республики

Аннотация к методической разработке по теме

«Национальная культура в развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность

Дошкольный

возраст

-

благоприятный

период

для

потенциальных

возможностей

развития

высших

нравственно

-

патриотических

чувств.

Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают

учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности

дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских

чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем

Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия –

воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их

любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям

понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где

ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего народа, обычаев и

традиций своей деревни, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать

частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не

только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в

дошкольном

образовательном

учреждении

с

учетом

региональных

особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных

образовательных учреждений дополнительных образовательных программ,

помогающих педагогам и родителям воспитать высококультурного человека.

Основу

культуры

человечества

составляет

национальная

культура.

Ознакомление

с

произведениями

народного

декоративно-

прикладного

искусства становится первым этапом в её освоении.

Цель:

Изучение и внедрение в практику системы работы по

реализации

национально-регионального компонента в ДОУ посредством Программы

художественно-творческого

развития

ребенка-дошкольника

средствами

чувашского декоративно-прикладного искусства.

Модель организации образовательного процесса: образовательная

ситуация.

Форма развития детской деятельности: творческое задание, игровая

ситуация.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное

развитие», «Речевое развитие»

Виды деятельности детей.

Основной вид деятельности: декоративно-орнаментальная (рисование).

Виды детской деятельности: восприятие произведений декоративно-

прикладного искусства, коммуникативная, декоративно-орнаментальная.

Обоснование особенностей и новизны данной работы в сравнении с

уже существующими разработками.

Совместная

деятельность

педагога

с

детьми

переплетается

с

самостоятельной

декоративно-орнаментальной

деятельностью

детей,

организованной педагогом, в ходе которой они создают свой неповторимый

орнаментальный образ.

Ожидаемые результаты от использования данной методической

разработки.

Овладение детьми искусством народного орнамента, развитие творчества

детей.

Конспект образовательной ситуации

«Волшебный мир чувашской вышивки»

Форма

организации: коллективная

деятельность

(совместная

деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование: чувашские национальные головные повязки –

масмак

с

вышивкой;

карточки

с

рисунками

чувашских

узоров;

изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений,

деревьев, гор; полосы бумаги размером 5 х 20, красного и белого цвета;

гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, подставки под кисти,

непроливайки, матерчатые салфетки, баночка с водой, магнитофон, диск с

записью спокойной чувашской мелодии, мольберт.

Предварительная

работа: рассматривание

иллюстраций

в

альбоме

«Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского узора»,

«Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной одежды;

знакомство

с

элементами чувашского

орнамента

и

его

цветовой

гаммой; рисование образов-символов солнца, растения, животных, колосьев,

горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак», «О

солнце».

Задачи работы с детьми:

Образовательные:

1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.

2. Выявить понимание чувашского геометризованного орнаментального

образа и умения создавать его по определённому конкретному содержанию,

заданному педагогом, на полосе бумаг или ткани, состоящей из 6 частей: на

прямоугольнике; на формате; состоящем из

квадрата и треугольника(по

выбору), используя определённые принципы орнаментальной композиции:

повторение

и

чередование

орнаментальных

элементов,

многоярусность,

симметричность(переносная, зеркальная).

3. Создавать условия для развития индивидуальности детей и способности

их к самовыражению.

4.Закрепить

навыки

самостоятельной

творческой

изобразительной

деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов.

Развивающие:

Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей,

побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания

орнаментальных образов.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому

народу, интерес к его прошлому.

2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к

природе.

Материалы:

форма-заготовка маренового(темно-красного) цвета для

рисования, полосы бумаги или ткани размером 5 на 30 см, прямоугольные

листы

бумаги

и

форматы,

состоящие

из

треугольника

и

квадрата

с

нарисованными ярусами.

Вариант проведения

В зале звучит красивая чувашская музыка, на экране – слайд «Чувашская

вышивка». Дети в сопровождении педагога заходят в зал, оформленный по

теме.

Вовлечение детей в деятельность. Ритуал приветствия «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, миленький дубок!

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую!

( воспитатель читает отрывок стихотворения П.Хузангая).

Знаете ли Вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

- Ребята, о каком народе говорится в стихотворении? (ответы детей).

- Правильно, о чувашском народе.

- Наша родина, наша республика – Чувашия. Ее называют краем ста тысяч

песен и ста тысяч вышивок. Многие гости, которые приезжают в Чувашскую

Республику, в Чебоксары удивляются, восхищаются красотой чувашских

вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской

вышивкой на память.

- Ребята, какие вы знаете

вещи, украшенные чувашской вышивкой?

(ответы детей).

Молодцы, правильно! Вышивкой украшены многие предметы одежды и

быта чувашей: салфетки, платки,

занавески. Но больше всего вышивок

украшает чувашский национальный костюм - мужской, женский, детский.

- Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки, в мир

чувашских узоров.

-Посмотрите, на экран(слайды вышитых салфеток, полотенец). Есть и

платья и рубашки (кĕпесем). Есть рисунки с чувашскими узорами, аппликации.

Какие они яркие! Мĕнле хитре! Как будто солнышко заглянуло в дом!

Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг

красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и

моря, растения и животных. Еще в старину чуваши считали, что вышитая

вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед.

- Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской

вышивке? (ответы детей).

- Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это

символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.

Черный цвет – цвет пахотной земли, начало жизни.

Белый цвет у чувашей считался признаком чистоты, мудрости и

правдивости.

Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет растений, травы, деревьев.

Посмотрите друг на друга. Как красиво мы сегодня одеты. Когда моя мама

увидела мое нарядное национальное чувашское платье, очень удивилась,

обрадовалась тому, что сохраняются вышитые красивые платья. Я рассказала

ей про вас, что вы любите петь чувашские песни, танцевать, рисовать

чувашские узоры. А она подарила мне несколько старинных вещей из своего

сундука. Вам они должны быть знакомы. Посмотрите, как называется эта

красивая вещь. Воспитатель показывает по очереди «масмак», «сурпан»,

«сарă».

Дети отвечают:

1-ребёнок: У чувашских женщин раньше были необычные платки. Они

повязывали голову повязками, которые назывались «сурпан».

2-ребёнок: А на лоб повязывали другую повязку «масмак»

3-ребёнок: Были у чувашских женщин и поясные украшения «сарă»

Воспитатель. Как вы думаете ребята, что же обозначают узоры на этих

красивых вещах. Правильно, здесь очень много узоров, обозначающих солнце.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови узор». Дети идут по кругу,

взявшись за руки и проговаривают стихотворение на чувашском языке:

Ир те пулать, каҫ та пулать,

Ҫĕр ҫаврăнать майĕпен;

Пĕрре, иккĕ, виҫҫĕ чарăн,

Эреш ятне тĕрĕс пĕл.

По окончании стихотворения дети берут разложенные внутри круга

карточки с изобразительными моделями и называют узор.

Рассматривание изобразительных моделей оригиналов чувашских

узоров, изображающих солнце.

Беседа о солнце как красе Вселенной по представлению чуваш:

Это, символ солнца, дающего тепло. Почему чуваши любили солнце и

изображали его по-разному? (Дети отвечают.)

- Они думали и верили, что на небе много солнц.

-Солнце живое и что у солнца есть отец, мать, и дети.

-Когда одно солнце обогревает землю, другие отдыхают под землёй.

Что общего в узорах солнц? (солнце всегда яркое, радостное, с лучами).

Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему виду, лучи у каждого

узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров

нравится больше всего? Воспитатель обобщает ответы детей.

Игровая ситуация

Воспитатель: Ребята, а ведь у чувашей очень много игр, связанных с

солнцем? Давайте, поиграем! Нужно выбрать сына солнца(водящего). Дети

считают:

Пĕрре-пĕрел,

Иккĕ -йĕкел,

Виҫҫĕ -виҫел,

Тваттă- тваткал,

Пиллĕк-пилеш,

Улттă-улма,

Çиччĕ-ҫилме,

Саккăр-салма,

Вуннă-вуннă эсĕ тух!

Игра «Çумăр ҫу, ҫумăр ҫу». Дети стоят в кругу, изображают руками

домики над головой. Ведущий ходит внутри круга со словами «Хĕвел тух,

хĕвел тух, ачусене курма тух!» и в тоже время касается руками стоящих в кругу

детей. Кого он коснулся, выходит из своего «домика» и ходит за ним.

Остальные дети произносят слова заклички «Çумăр ҫу, ҫумăр ҫу! Çупа ҫăкăр

ҫитереп»

Воспитатель произносит «Çумăр килет!» Все дети должны убежать в свои

«домики». Кто не успеет, становится водящим.

Воспитатель обращает внимание на экран: Ребята, посмотрите, какая

красивая радуга. Послушайте стихотворение о нём:

Йăлтăр-йăлтăр хĕвел шевли(читает ребёнок)

Вăйă вылять, тĕрĕ тĕрлет

Çумăр ахах- шăрҫисемпе

Шăтăклине чĕнтĕрлет

Алпа тытса курасчĕ

Шăлăнса та пăхасчĕ

А вы помните легенду о девочке, которая смогла вышить на холсте узоры

радуги.

Дети вспоминают легенду о девочке Масмак.

-Девочка

по

имени

Масмак,

увидев

радугу,

вышила

на

холсте

разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала масмак

на голову. С этого дня головную повязку стали называть «Масмак».

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вспомнили легенду о девочке Масмак. А нравится ли

вам эти головные повязки? Чем они вам нравятся?

Дети:

- На них нарисованы животные, растения, горы, земля. Они все красивые.

Воспитатель:

- Да, ребята. Каждый узор изображает что-то красивое. Чувашский народ

всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали

в узорах. Эти узоры вышивали настоящие мастерицы-вышивальщицы.

- Ребята, эти узоры целые письма, они нам о чем-то рассказывают. Их

можно «читать». А что это значит, ребята? Кто мне скажет?

Дети отвечают, воспитатель обобщает:

-По узорам вышивки можно было узнать о жизни чувашского народа, чем

они занимались.

Предложение детям нарисовать чувашскими узорами картину по

содержанию стихотворения на чувашском языке.

Хотелось бы вам самим создавать такую красоту? Ребята, сейчас

я

приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю стать необычными

мастерами. Я хочу попросить вас украсить

заготовки женских головных

уборов «масмак» и «сурпан», поясного украшения «сарă» для выставки в

уголке краеведения. В своих работах мы должны показать значение вот этого

стихотворения:

Çухатрĕ ыйхине хĕвел

Ирех тухать йăлтăртатса

Пур кăмăлтан вăл сапалать

Хăй ăшшине ҫут тĕнчене.

Беседа с детьми по выполнению задания:

-Какими узорами можно передать это содержание? (Узорами деревьев,

солнц идр.)

-А что могут обогревать лучи солцна?

-А где отдыхает солнце?

-Кто может радоваться восходящему солнцу.

Предложение детям выбрать форму-заготовку и подготовить все

необходимое для работы.

Дети подходят к столу и выбирают себе изобразительный материал и

садятся за стол.

Выполнение работы с детьми. Звучит спокойная чувашская мелодия,

аудиозапись стихотворения «Çухатрĕ ыйхине хĕвел»

Воспитатель следит за осанкой детей, украшает вместе с детьми свою

заготовку.

По окончании- рассказы детей о смысловом содержании своего рисунка.

Обобщение воспитателя.

-Молодцы, ребята! Очень красивые работы получились у всех. Каждый из

нас знает много о красивых вещах с чувашскими узорами, умеет рисовать

узоры и передавать ими содержание картины о природе. Обязательно

организуем выставку ваших работ в уголке краеведения.

Релаксация и ритуал прощания «Солнечные зайчики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,

пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Список использованной литературы

1. Васильева Л.Г. Детское орнаментальное творчество. Чебоксары: ЗАО

«ЦСП «Типография Брындиных», 2015. 96 с.

2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского

орнамента. Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института

образования, 2002. 144с.

3. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Чебоксары: Новое

время, 2005. 88с.

4. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях

дошкольников. Чебоксары: Новое время, 2006. 104с.

5. Чăваш халăх пултарулăхĕ. Ача – пăча фольклорĕ. Под ред. В.А.

Ендерова.- Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2009. – 415 с.

6. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных

навыков у детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2018. 157с

7. Хусанкай П. П. Эпир пулнă, пур, пулатпăр! Сăвăсем. Чăваш кĕнеке

издательстви, Шупашкар, 1982 ҫ. 400с.



В раздел образования