Напоминание

" Школа будущего-дистанционное обучение"


Автор: Добрынина Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ " Мохсоголлохская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: Якутия Саха Хангаласский район п. Мохсоголлох ул Соколиная 22кв 75
Наименование материала: " Школа будущего-дистанционное обучение"
Тема: " Школа будущего-дистанционное обучение"
Раздел: среднее образование





Назад




«Школа будущего - дистанционное обучение».

Системы дистанционного образования дают равные возможности

школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в

любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и

получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко

реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию

конституционного права на образование каждого гражданина страны. Системы

дистанционного обучения соответствуют логике развития системы образования и

общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного

человека.

Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не

устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе.

Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education),

"дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи,

отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного

обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее

часто употребляется термин "дистанционное обучение".

Технологические основы дистанционного обучения

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу

знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и

гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты

подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество

преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при

традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как

интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный

гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов

Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в

учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от

большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и

текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную

среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс

обучения.

Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения

программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже

стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку,

которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

При организации дистанционного обучения на базе компьютерных

телекоммуникаций важно не только знать их дидактические свойства и функции,

но и перспективы их развития, хотя бы на ближайшее будущее.

Способы организации дистанционного обучения

Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе

новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения,

телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и

телевидения, видеозаписи, и пр. В последние годы все большее распространение

получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на интерактивном

телевидении (two-way TV); компьютерных телекоммуникационных сетях

(региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;

компьютерных телекоммуникационных сетях, с использованием мультимедийной

информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием

компьютерных видеоконференций;сочетание первого и второго.

Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV),

при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального

контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя,

имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически

тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике

или с использованием современных педагогических технологий. Речь идет, грубо

говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого

педагогом метода.

Если используются традиционные методы классно-урочной системы с

преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного,

когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за

счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному

обучаемому во столько же раз уменьшается.

Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров

подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить,

поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними

свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических,

информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д.

Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути, и,

безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового

обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако

пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.

Другим способом организации дистанционного обучения с

использованием современных информационных технологий, как было сказано

выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты,

телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также

Интернета, но только на основе текстовой информации.

Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ

России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения.

Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не

предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый

способ организации дистанционного обучения, обладающего, однако,

значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.

При третьем способе организации дистанционного обучения

предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных

технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета,

включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков.

Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные

дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования,

так и для системы повышения квалификации.

Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и

автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и

т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы,

записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством

- они автономны и предназначены для самообразования, т.е. они не

предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски

и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видео-записях, радио и телевидении,

что является существенным их достоинством по сравнению с последними.

Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы

взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны

на самообразование, но не на обучение.

Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух

технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и

компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях.

Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие

возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению

преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в

визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения,

ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде

университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for

technology utilization).

Педагогические основания концепции дистанционного обучения

Однако, прежде всего, важно определиться на каких концептуальных

педагогических положениях целесообразно строить современный курс

дистанционного обучения. Коротко их можно свести к следующим:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная

деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Учение, самостоятельное

приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека

на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального,

информатизированного общества.

Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования

позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.

А с другой, важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой

знаний, но, что представляется гораздо более важным, чтобы он научился

самостоятельно приобретать знания работать с информацией, овладел способами

познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем при

необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию

и т.д.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный

характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в

активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением

знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения

разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения

учащиеся (любого возраста и социального статуса) должны, прежде всего,

научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них

средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой)

деятельности обучаемых в сети предполагает в не меньшей степени, чем в очном

обучении, использование новейших педагогических технологий, стимулирующих

раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно

способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать

в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в

совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные

познавательные задачи). В первую очередь, речь идет о широком применении

метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных

методов.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не

должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с

преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного

рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма

актуальны при дистанционном обучении.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной

деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных

проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как

на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст материала, так и

возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса),

так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

В литературе по дистанционному обучению выделяется ряд характеристик,

присущих любому его виду, если это обучение претендует быть эффективным:

курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное

планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач

и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов; интерактивность -

ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения.

Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально

возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную

связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность

группового обучения; чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную

обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего

продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть

как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения.

Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства;

структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным,

чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от

модуля к модулю. Объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию

обучения. Если иметь в виду школьное образование, то такое обучение может

быть адресовано: учащимся, желающим самостоятельно изучить какой-то курс

школьной программы, который в их школе не изучается (например, курс мировой

культуры или мировой истории, пр.) и экстерном сдать экзамен по этому курсу,

получив соответствующий сертификат, или, например, сдать экстерном экзамен

по иностранному языку по курсу спецшколы или по второму языку и также

получить соответствующее удостоверение и т.д.; учащимся, желающим углубить

свои знания по какому-то предмету, разделу программы, например, для

подготовки к вузу или просто потому, что не удовлетворены постановкой

преподавания в своей школе; учащимся, желающим ликвидировать пробелы в

своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни или как,

например, в регионе Крайнего Севера, где часть школьников вынуждены уже в

апреле покидать школу и возвращаться не раньше октября из-за необходимости

кочевать вместе с родителями; больным учащимся, не имеющим возможности

посещать обычную школу; учащимся, желающим получить дополнительное

образование по полному школьному курсу в зарубежной школе или желающим

изучить какой-то конкретный курс зарубежной школьной программы.

Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое

сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными

источниками информации, учебными материалами, специально разработанными

по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим

преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по

типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного

курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых

методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать

совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными

партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп

и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе

электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с

участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в

том числе и зарубежными через систему Internet. Контроль успешности

подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при

разработке соответствующих учебных материалов. Необходим и итоговый

контроль со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов.

Он может быть организован в виде тестов, рефератов, презентаций, творческих

работ.

Проблема организации дистанционного обучения многопланова и

чрезвычайно сложна. Разумеется, она не исчерпывается обозначенными выше

вопросами. Отдельная проблема - инфраструктура информационного обеспечения

студента. Как, где и каким образом должна располагаться та или иная учебная

информация, какова должна быть структура и композиция самого учебного

материала? Какова наиболее оптимальная форма обратной связи при

дистанционном обучении? Немаловажный вопрос экономический. Если какие-то

курсы или их модули будут размещаться на определенных серверах, какими

могут быть условия доступа к ним? Какую учебную информацию целесообразно

будет помещать на страницах Web? И много, много других вопросов как

технического, так и педагогического и экономического плана, которые будут в

каждом конкретном случае решаться в соответствии с конкретными условиями

технологического обеспечения региона, группы учащихся в соответствии со

спецификой конкретного курса и цели обучения. Отдельно встанет и вопрос

авторского права разработчиков курсов. Несомненно, это должны быть ведущие

ученые страны, квалифицированные научные сотрудники и педагоги.

Необходимо, чтобы обучающие курсы, предназначенные для целей

школьного образования или системы подготовки повышения квалификации

педагогических кадров, проходили специальную сертификацию.

Успешная реализация проекта дистанционной поддержки слушателей,

учителей-тьюторов и выпускников программы Интел "Обучение для будущего"

будет способствовать расширению и активизации внедрения проектной методики

и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс

образовательных учреждений Республики Саха.



В раздел образования