Автор: Добрынина Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ " Мохсоголлохская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: Якутия Саха Хангаласский район п. Мохсоголлох ул Соколиная 22кв 75
Наименование материала: " Школа будущего-дистанционное обучение"
Тема: " Школа будущего-дистанционное обучение"
Раздел: среднее образование
«Школа будущего - дистанционное обучение».
Системы дистанционного образования дают равные возможности
школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в
любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и
получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко
реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию
конституционного права на образование каждого гражданина страны. Системы
дистанционного обучения соответствуют логике развития системы образования и
общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного
человека.
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не
устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе.
Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education),
"дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи,
отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного
обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее
часто употребляется термин "дистанционное обучение".
Технологические основы дистанционного обучения
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу
знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и
гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты
подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество
преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при
традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как
интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный
гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов
Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в
учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от
большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и
текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную
среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс
обучения.
Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения
программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже
стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку,
которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.
При организации дистанционного обучения на базе компьютерных
телекоммуникаций важно не только знать их дидактические свойства и функции,
но и перспективы их развития, хотя бы на ближайшее будущее.
Способы организации дистанционного обучения
Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе
новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения,
телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и
телевидения, видеозаписи, и пр. В последние годы все большее распространение
получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на интерактивном
телевидении (two-way TV); компьютерных телекоммуникационных сетях
(региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
компьютерных телекоммуникационных сетях, с использованием мультимедийной
информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием
компьютерных видеоконференций;сочетание первого и второго.
Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV),
при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального
контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя,
имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении практически
тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике
или с использованием современных педагогических технологий. Речь идет, грубо
говоря, о тиражировании с помощью современных технологий используемого
педагогом метода.
Если используются традиционные методы классно-урочной системы с
преобладанием фронтальных видов работ, то эффект оказывается ниже обычного,
когда урок ведется в одном классе, т.к. аудитория значительно увеличивается за
счет удаленных студентов, а отсюда и внимание педагога к каждому отдельному
обучаемому во столько же раз уменьшается.
Вместе с тем, в системе повышения квалификации педагогических кадров
подобную форму дистанционного обучения вряд ли можно переоценить,
поскольку преподаватели, студенты, учащиеся могут стать не просто сторонними
свидетелями, но и активными участниками использования новых педагогических,
информационных технологий, принять участие в дискуссии и т.д.
Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути, и,
безусловно, может считаться весьма перспективной, если не в системе массового
обучения, то в системе повышения квалификации, подготовки студентов. Однако
пока это чрезвычайно дорогостоящие технологии.
Другим способом организации дистанционного обучения с
использованием современных информационных технологий, как было сказано
выше, являются компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты,
телеконференций, прочих информационных ресурсов местных сетей, а также
Интернета, но только на основе текстовой информации.
Надо сказать, что в настоящее время для подавляющего большинства школ
России это наиболее доступный способ организации дистанционного обучения.
Такой способ не предусматривает обмен графическими, звуковыми файлами, не
предусматривает использование и мультимедийных средств. Это самый дешевый
способ организации дистанционного обучения, обладающего, однако,
значительными возможностями, о которых будет сказано ниже.
При третьем способе организации дистанционного обучения
предусматривается использование новейших средств телекоммуникационных
технологий, в том числе и мультимедийных, всех возможностей Интернета,
включая видео и аудиоконференции, а также использование CD дисков.
Разумеется, такая организация дистанционного обучения несет в себе огромные
дидактические возможности как для системы вузовского, школьного образования,
так и для системы повышения квалификации.
Надо иметь в виду, что дистанционное обучение предусматривает и
автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и
т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей. Однако, все программы/курсы,
записанные на видеодиски, CD, видеокассеты, обладают одним общим свойством
- они автономны и предназначены для самообразования, т.е. они не
предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Лазерные диски
и CD интерактивны, чего нельзя сказать о видео-записях, радио и телевидении,
что является существенным их достоинством по сравнению с последними.
Однако, эта интерактивность, предусматривающая различные формы
взаимодействия с системой, но не с преподавателем, а потому все они рассчитаны
на самообразование, но не на обучение.
Четвертый вариант дистанционного обучения - это сочетание первых двух
технологий или первого и третьего вариантов - интерактивного телевидения и
компьютерных глобальных телекоммуникаций в различных конфигурациях.
Разумеется, такие варианты (особенно первый и третий) таят в себе большие
возможности, поскольку позволяют в определенные моменты по усмотрению
преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в
визуальный контакт, демонстрируя что-то или давая необходимые пояснения,
ведя контроль знаний обучаемых и т.д. Подобная система разработана в ряде
университетов США, в частности, модель Кейретсу (A Keiretsu-based model for
technology utilization).
Педагогические основания концепции дистанционного обучения
Однако, прежде всего, важно определиться на каких концептуальных
педагогических положениях целесообразно строить современный курс
дистанционного обучения. Коротко их можно свести к следующим:
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная
деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Учение, самостоятельное
приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека
на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального,
информатизированного общества.
Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования
позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.
А с другой, важно, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой
знаний, но, что представляется гораздо более важным, чтобы он научился
самостоятельно приобретать знания работать с информацией, овладел способами
познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем при
необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию
и т.д.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный
характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в
активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением
знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения
разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения
учащиеся (любого возраста и социального статуса) должны, прежде всего,
научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них
средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой)
деятельности обучаемых в сети предполагает в не меньшей степени, чем в очном
обучении, использование новейших педагогических технологий, стимулирующих
раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно
способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать
в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в
совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные
познавательные задачи). В первую очередь, речь идет о широком применении
метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных
методов.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не
должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с
преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного
рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма
актуальны при дистанционном обучении.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной
деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных
проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как
на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст материала, так и
возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса),
так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
В литературе по дистанционному обучению выделяется ряд характеристик,
присущих любому его виду, если это обучение претендует быть эффективным:
курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное
планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач
и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов; интерактивность -
ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения.
Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально
возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную
связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность
группового обучения; чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную
обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего
продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть
как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения.
Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства;
структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным,
чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от
модуля к модулю. Объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию
обучения. Если иметь в виду школьное образование, то такое обучение может
быть адресовано: учащимся, желающим самостоятельно изучить какой-то курс
школьной программы, который в их школе не изучается (например, курс мировой
культуры или мировой истории, пр.) и экстерном сдать экзамен по этому курсу,
получив соответствующий сертификат, или, например, сдать экстерном экзамен
по иностранному языку по курсу спецшколы или по второму языку и также
получить соответствующее удостоверение и т.д.; учащимся, желающим углубить
свои знания по какому-то предмету, разделу программы, например, для
подготовки к вузу или просто потому, что не удовлетворены постановкой
преподавания в своей школе; учащимся, желающим ликвидировать пробелы в
своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни или как,
например, в регионе Крайнего Севера, где часть школьников вынуждены уже в
апреле покидать школу и возвращаться не раньше октября из-за необходимости
кочевать вместе с родителями; больным учащимся, не имеющим возможности
посещать обычную школу; учащимся, желающим получить дополнительное
образование по полному школьному курсу в зарубежной школе или желающим
изучить какой-то конкретный курс зарубежной школьной программы.
Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое
сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными
источниками информации, учебными материалами, специально разработанными
по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим
преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по
типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного
курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых
методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать
совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными
партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп
и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе
электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с
участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в
том числе и зарубежными через систему Internet. Контроль успешности
подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при
разработке соответствующих учебных материалов. Необходим и итоговый
контроль со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов.
Он может быть организован в виде тестов, рефератов, презентаций, творческих
работ.
Проблема организации дистанционного обучения многопланова и
чрезвычайно сложна. Разумеется, она не исчерпывается обозначенными выше
вопросами. Отдельная проблема - инфраструктура информационного обеспечения
студента. Как, где и каким образом должна располагаться та или иная учебная
информация, какова должна быть структура и композиция самого учебного
материала? Какова наиболее оптимальная форма обратной связи при
дистанционном обучении? Немаловажный вопрос экономический. Если какие-то
курсы или их модули будут размещаться на определенных серверах, какими
могут быть условия доступа к ним? Какую учебную информацию целесообразно
будет помещать на страницах Web? И много, много других вопросов как
технического, так и педагогического и экономического плана, которые будут в
каждом конкретном случае решаться в соответствии с конкретными условиями
технологического обеспечения региона, группы учащихся в соответствии со
спецификой конкретного курса и цели обучения. Отдельно встанет и вопрос
авторского права разработчиков курсов. Несомненно, это должны быть ведущие
ученые страны, квалифицированные научные сотрудники и педагоги.
Необходимо, чтобы обучающие курсы, предназначенные для целей
школьного образования или системы подготовки повышения квалификации
педагогических кадров, проходили специальную сертификацию.
Успешная реализация проекта дистанционной поддержки слушателей,
учителей-тьюторов и выпускников программы Интел "Обучение для будущего"
будет способствовать расширению и активизации внедрения проектной методики
и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс
образовательных учреждений Республики Саха.