Напоминание

Вовлечение студентов в изучение экономических дисциплин через увлечение нумизматикой и бонистикой


Автор: Хмелёва Елена Сергеевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ГПОАУ АО "Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Вовлечение студентов в изучение экономических дисциплин через увлечение нумизматикой и бонистикой
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Е.С. ХМЕЛЁВА- старший методист, преподаватель

Государственного профессионального образовательного автономного учреждения

Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального

хозяйства» (ГПОАУ АО «АКСЖКХ») г. Благовещенск

Вовлечение

студентов

в изучение

экономических

дисциплин

через увлечение нумизматикой и бонистикой

В

последние

годы

экономическое

образование

в

России

претерпевает

существенные изменения, что обусловлено многими факторами.

Во-первых, значительные изменения происходят в самой экономике: меняется ее

структура, расширяется экономическое пространство, модифицируются отношения,

лежащие в основе хозяйственных взаимодействий. Современная экономика нуждается в

специалистах, обладающих гибким мышлением, легко адаптирующимся к быстро

меняющейся ситуации, а усиление конкуренции на рынке труда предъявляет особые

требования к компетенциям выпускников.

Во-вторых, необходимо отметить, что изменился и студент. В колледж сегодня

поступают те, кто прошел через систему ОГЭ и ЕГЭ, существенно изменившей цели

обучения, снизившей не только уровень знаний школьников, но и их способность к

последующему

образованию.

Изменение

коммуникативной

культуры,

серьезная

трансформация

системы

ценностей

в

обществе

привели

к

снижению

ценности

образования, усилив потребительское отношение молодых людей к образовательному

процессу.

Таким

образом,

необходимость

эволюционного

совершенствования

образования

сомнений

не

вызывает.

В

современных

условиях

имеет

смысл

консолидировать

усилия

преподавательского

состава

колледжа

на

модификации

действующей системы образовательных методов и технологий, создании новой системы

дидактики,

ориентированной

целенаправленно

воздействовать

на

познавательные

процессы.

При серьезных упущениях в подходе к изучению экономических дисциплин

полноценно подготовить специалиста к активной творческой работе практически

невозможно.

Причина,

как

представляется,

состоит

в

том,

что

устремления

преподавателей направлены в основном на совершенствование методики преподнесения

материала

и

в

значительно

меньшей

степени

-

на

использование

внутренних

побудительных мотивов каждого студента. При таком подходе не интересы личности

увязывают с проблемами экономической теории, а экономическая теория предстает перед

обучающимися в качестве обязательной дисциплины, что таит в себе большую опасность

заорганизованности в процессе изучения неформальной по своему духу и букве науки. В

отличие от точных дисциплин, где степень усвоения материала в большинстве случаев

может быть установлена однозначно, цель изучения экономической теории иная.

Она определяется не столько количеством проштудированного материала, сколько

способностью к сопереживанию и умением самостоятельно оценивать действительность.

Но главное состоит в том, чтобы в человеке утвердилась активная жизненная позиция. Не

только методологический, но и мировоззренческий аспект экономической теории

необходимо принимать во внимание при установлении взаимоотношений между

обучающим и обучаемым, которые должны основываться на доверии и понимании

сторон, полностью исключая дух формализма и методы административного воздействия.

Такое требование обусловлено тем, что экономические дисциплины имеют дело с

высшими интересами человеческой личности, со всей совокупностью его переживаний, в

чем и состоит их привлекательная сила.

В последнее время экономическая теория вызывает повышенный интерес у

студентов. Это связано, прежде всего, с тем, что ее содержание изменилось и максимально

приблизилось к реальной практике. Немалую роль в повышении интереса студентов к

экономической теории играет также формирующаяся рыночная среда жизнедеятельности

человека, в которой экономические знания становятся необходимыми. Важно, чтобы этот

интерес сохранился на протяжении изучения всего курса, в том числе при изучении

достаточно трудных отдельных тем.

При специальном изучении экономической теории, отношение к ней определяется

как призванием, так и всей методикой обучения, нацеливающей на тщательную

проработку вопроса с момента его возникновения. Такой подход позволяет молодому

специалисту достичь высокого профессионализма, делает его способным к творческому

осмыслению явлений общественной жизни, естественно, подкрепленному жизненным

опытом.

Для

большинства

же

студентов

цель

изучения

экономической

теории

ограничивается

уяснением

общих

понятий,

способствующих

воспитанию

нового

экономического

мышления.

Сложившийся

в

этих

условиях

метод

преподавания

экономической теории нацеливает на бесстрастное запоминание уже готовых выводов как

истин в последней инстанции.

В устоявшемся учебном процессе выделить роль отдельной личности и нацелить ее

на активный самостоятельный поиск истины представляется достаточно сложным делом.

Существующий порядок предполагает прочтение лекции, затем ее проработку по тексту

учебника и последующее обсуждение вопросов темы на семинарском занятии. В данном

случае соблюдены все пункты учебных программ и планов, но достигается ли при этом

необходимый результат? Возникают и другие вопросы: чем учебная лекция должна

отличаться от текста учебника, а тот в свою очередь от содержания первоисточника?

Убедительных ответов на них нет. Заинтересовать всех студентов в изучении курса

экономической теории трудно, однако повысить общий уровень заинтересованности или

конкретного

студента

возможно.

Опыт

преподавания

экономической

теории

подсказывает, что для обеспечения заинтересованности студентов в изучении предмета

нужно использовать, целый комплекс разных подходов.

При этом надо иметь в виду, что интерес к знаниям зависит не только от

преподавателя, но и от личности конкретного студента, его воспитания, образования и

других характеристик. Одним из важных способов повышения заинтересованности в

изучении предмета, является создание творческих, деловых взаимоотношений между

преподавателем и студентом, преодоления комплекса застенчивости студентов и

недоступности преподавателя. Часто у студентов понятие "преподаватель" ассоциируется

с образом карателя,

надзирателя и т.п. Данную проблему необходимо решать

демократизацией учебного процесса, свободой выбора студентами тем докладов,

факультативных занятий, форм проведения семинарских занятий и т.д. Все это создает

условия для равноправного участия студентов и преподавателей в учебном процессе.

Заинтересованность студентов усиливается, когда в обучении используются результаты,

гипотезы научных исследований самого преподавателя.

Необходимо изменить и практикуемую систему собеседований и консультаций. В

условиях силового давления можно заставить «уважать» себя, но напрасно ожидать

искреннего интереса к изучению экономической теории. Любой вид назидательности и

принуждения ведет к отчуждению сторон, что совершенно недопустимо по отношению к

общественным наукам. Любое же навязывание мнения сознательному человеку вызывает

его протест, поэтому при изучении экономической теории особое значение следует

уделять процессу, ведущему к самоубеждению, которое покоится на коллективном

обсуждении проблемы и преодолении внутреннего сомнения.

Наконец,

изучение

экономических

дисциплин

предполагает

определенный

нравственный настрой, а не механическое заучивание и автоматический пересказ готовых

выводов. Но сопереживание связано с воздействием на сознание человека сил

определенного свойства, что уже относится к области деятельности, стоящей в стороне от

существующей практики преподавания экономической теории.

Для реализации этого необходимо приобщение слушателя к самостоятельной

работе, отказ от заорганизованности в подходе к изучению материала и индивидуализация

процесса обучения.

Помимо систематических разовых заданий к каждому семинару студент в начале

семестра получает постоянно действующее задание по разработке определенной

практической или теоретической проблемы, за выполнение которой периодически

отчитывается. Это может быть специальная книга, обзор журнальных статей по

определенной тематике, экономическая публицистика - одним словом вопросы, которые

интересуют и самого преподавателя. Работа над постоянным заданием позволяет связать

различные темы курса в единое целое и в то же время рассматривать проблему под

различными углами зрения.

В процессе самостоятельной работы с книгой на понимание происходит

осмысленное и целенаправленное накопление знаний. Собранный и обобщенный

материал находит воплощение в реферате, исходные положения которого обсуждаются на

семинарском занятии. Отказ от формальных методов преподавания экономической теории

предполагает в корне изменить отношение к оценке усвоения предмета студентами. Она,

очевидно, должна слагаться из нескольких составляющих: оценки работы на семинаре,

оценки отношения к написанию реферата и его защите, оценки знания основных

теоретических положений.

Любая система без надежной обратной связи утрачивает необходимую гибкость и

возможность

функционирования

в

оптимальном

режиме.

Точно

так

же

и

совершенствование процесса изучения экономической теории требует постоянного учета

мнения студенческой аудитории - наиболее чувствительного барометра положения дела.

Только опираясь на это и постоянно корректируя методику преподавания, можно вызвать

неподдельный интерес к изучению экономических дисциплин.

Применяемая мной практика направлена на выявление в начальной стадии

обучения из числа студентов лиц, увлекающихся бонистикой и нумизматикой.

Бонистика (франц. bonistique, от

Боны)

-

вспомогательная

историческая

дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как

исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение

общества. Возникла в начале 20 века и тесно связана с нумизматикой.

Нумизматика (От

Лат. Numisma -

Монета)

-

вспомогательная

историческая

дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам,

денежным слиткам и др. Коллекционирование монет началось с 14 веке. Нумизматика как

наука возникла в 18 веке. Разделы нумизматики: античная, византийская, восточная,

западная, русская.

Затем с помощью данных студентов (увлекающихся бонистикой и нумизматикой)

готовятся тематические выставки монет и банкнот. Такие

выставки

проводятся

ежегодно с 2009 года. Например, 16 апреля 2019 года в методическом кабинете

колледжа в рамках недели кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

мною была проведена такая выставка на тему «История российских денег и валюты» с

элементами викторины. На выставке были представлены банкноты и монеты России,

СССР, США, Китая, Йемена, Японии, Эфиопии, Канады, Азербайджана, Монголии,

Румынии, Тайланда,

а также много интересной

и полезной информации. Была

представлена олимпийская банкнота номиналом 100 рублей. Особый интерес у студентов

и преподавателей вызывали арабские шейкели, азербайджанские манаты и доллары

США 1953 года выпуска.

Каждый желающий мог проверить свои знания о деньгах, так как здесь же

проводилась викторина.

За каждый правильный ответ

студенты и преподаватели

получали в подарок шоколадные монетки (биткоины) и шоколадные «золотые слитки».

Выставку посетили преподаватели,

и

студенты

колледжа. Она

стала

хорошей

ежегодной традицией.

Часть студентов в

течение

учебного года получает задания на проведение

проектно-исследовательских работ или написание рефератов по особенностям развития

экономики и экономической теории, увязывая изменения кредитно- денежной политики с

внешним обликом и состоянием денежных средств, находящихся в обороте.

Также с целью повысить интерес к изучению экономических дисциплин я ежегодно

организовываю экскурсии в музейно-экспозиционный фонд Амурского отделения

Центрального Банка РФ (г. Благовещенск).

Сотрудники Банка проводят экскурсию по историческому зданию Амурского

отделения

Центрального

банка

Российской

Федерации

с

посещением

музейно-

экспозиционного фонда.

Студентам представлена коллекция музейных предметов, рассказывающих об

истории отечественной денежной системы и кредитных операций: банкноты и монеты,

ценные бумаги, счетная техника, письменные и осветительные приборы, униформа

банковских служащих, фотографии, живопись, книги. Также в рамках экскурсии

студенты посещают реконструированное рабочее места кассира Государственного банка

в конце XIX начала XX веков и «Стальную комнату», открытую в 1911 году Сибирским

Торговым Банком, в здании которого расположено Отделение.

В конце данной экскурсии обучающиеся также слушают тематическую лекцию

на тему «Финансовое мошенничество» и получают в подарок методические пособия

на экономическую тему.

Такие экскурсии оставляют у студентов массу положительных эмоций! Это

мероприятие,

как

никакое

другое, повышает

интерес

студентов к

изучению

экономических дисциплин.

С целью повысить интерес к экономическим дисциплинам, а также к искусству мы

со студентами посетили

фотовыставку, приуроченную к году театра, где были

представлены фотографии памятных монет Банка России, посвященные театральному

искусству.

На лучших образцах медальерного искусства в отчеканенном рисунке

запечатлены знаменитые театральные постановки, режиссеры, деятели театра России.

Особый интерес вызвала серия монет «Русский балет», которой в 2019 году исполнилось

30 лет. Выставка проходила в Амурском областном театре драмы с 23 ноября 2019 года по

01 декабря 2019 года.

Повышает интерес к изучению экономических дисциплин также информация,

представленная на сайте ЦБ РФ (методические пособия «Памятные монеты 2016» и

«Памятные монеты - 2018»). По окончании изучения этой информации студентам

предлагается выполнить проект на тему «Деньги». Творчески и креативно они

подходят к выполнению проекта!



В раздел образования