Напоминание

Прогулка в детском саду


Авторы: Сапрыкина Ирина Леонидовна, Умникова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Калачеевсский детский сад №2"
Населённый пункт: город Калач Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Прогулка в детском саду
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Прогулка в детском саду

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением

открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной

деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Значение прогулки в детском саду

Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического,

психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот

период, невосполнимы в жизни полной мере в последующей. Необходимо

использовать прогулку для всестороннего развития и воспитания детей.

В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому.

Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального

состояния здоровья малыша.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического

развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-

образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде,

детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в

полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в

самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в

новых, ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом,

так и с игрушками.

Значение прогулки в решении задач всестороннего развития

ребенка раннего возраста.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и

профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно

влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости

питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание

детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического

развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством

закаливания детского организма. Она способствует повышению его

выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней

среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это

элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых

процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои

потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована,

если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50%

суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени

пребывания на воздухе создает дефицит движений. Зачастую роль прогулки в

развитии детей недооценивается и сводится к простому пребыванию на

улице. Но при этом на прогулке множество возможностей не только для

физического, но и умственного, нравственного воспитания и развития детей.

Во время прогулки у нас появляется множество возможностей для

всестороннего слаженного развития личности ребенка. Находясь на

площадке, дети много двигаются, соответственно становятся более ловкими,

подвижными, вырабатывают новые умения и навыки, укрепляется мышечная

система, появляется аппетит, улучшается настроение, создается дружный

коллектив. Но в силу своих возрастных особенностей, дети сами не могут

играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под чутким

руководством воспитателя.

Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует

продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней

у детей будет

поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это

сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки т. д.),

куклы в зимней одежде, санки, коляски, грузовые машины, сумочки,

корзиночки, мячи и т. д. В свободное пользование детям следует предлагать

разнообразные вертушки, шапочки с изображением различных знакомых

малышам птиц, животных. На веранде в специальных ящичках желательно

хранить шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д., в определенном

месте- оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых

действий: ведерки, лопатки, совки, венички.

На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для

удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь

участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках (например , от

калитки до веранды), сравнительно узкие длинные проходы между снежных

валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями,

одна из которых заканчивается тупиком, а другие- каким- либо

препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через

бревно;наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный

заслон высотой не более 10- 15 см и т. д.). На расчищенной от снега

центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной

конфигурации- извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны

крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто

перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям, а от них- к

матрешкам и т. д. На участке должна быть снежная горка, с которой дети

будут съезжать.

Дети с удовольствием будут залезать на спину вылепленного из снега кота

или зайца, пролезать под оленем, слоненком, прокатывать под ними мячи,

пластмассовые шары, снежки или забрасывать их в корзину снеговика, зайца,

белки. Каждый ребенок , дотянувшись, может набросить кольцо на длинную

шею гуся или хобот слоненка.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, малыши переносят его в

ведерках, сгребают со всех сторон в центр или, наоборот, отбрасывают

лопатками на снежный вал, затем украшают постройки льдинками.

Таким образом, малыши на прогулкевыполняют разнообразные движения:

бегают, лазают, съезжают, подлезают,подтягиваются, бросают в

цель,переносят груз (снег, льдинки).

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую,

не сковывающую движения одежду.

Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно

заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру

предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с

взрослыми трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная

часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти

структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно

дополняют и углубляют друг друга.

Объединение детей каждый раз осуществляется по-разному.В одном случае в

наблюдении участвует вся группа, в другом- взрослый привлекает внимание

стоящих рядом детей к какому- то событию (например, на участок прилетела

стайка синичек), не отвлекая остальных от самостоятельной деятельности.

Воспитатель осознает, что пока все дети соберутся, птицы улетят.

Яркий солнечный день- и все малыши сразу же, выйдя на прогулку,

начинают играть. Одни бегают друг за другом среди снежных валов, другие

скатываются с черепахи, третьи уже выглядывают из домика и т. д. Все

заняты, занят и воспитатель. Он следит, чтобы дети не толкали друг друга у

горки; подсказывает, где взять ведерки и лопаты, перевезти мячи в машине.

Одновременно замечает, кто оставил на дороге санки с куклой, кто потерял

лопатку, кто упал- кого необходимо быстро поднять, кому срочно надо

помочь достать платок или натянуть на руку варежку. Несмотря на такую

ежеминутную занятость, педагог не имеет права пройти мимо тех детей,

которым скучно. Объединив их в небольшую подгруппу, он рассказывает о

заботливой матушке- зиме, которая одела елки в пышные шубы и огромные

шапки из снега. И вдруг дети неожиданно замечают игрушечного

медвежонка, сидящего под деревом.Оказывается, он нечаянно забрел в

детский сад. Радостные возгласы привлекают внимание многих малышей, и

вот уже почти вся группа готова строить для медвежонка берлогу в снежном

валу, да не одну.

Однако может случиться иначе. На предложение взрослого построить

снежную горку для кукол сначала откликается много детей. Но одни тут же

увлекаются игрой, других заинтересовывает стайка воробьев, усевшаяся на

дереве. И воспитатель работает с небольшой подгруппой, обучая каждого

правильно действовать лопаткой или веничком, поощряя словом, улыбкой,

поддерживая желание действовать до конца.

Воспитательно- образовательная работа с детьми на прогулке не может быть

построена по одной, раз и навсегда заданной схеме.

Так, начало прогулки зависит от многих обстоятельств.

Вышли дети на улицу, а кругом белым- бело. Падают пушистые хлопья

снега. И сразу же все включаются в наблюдение за снегопадом. В холодную

пасмурную погоду, чтобы поднять настроение малышей, взрослый

предлагает подвижную игру.

Если ребята выходят на участок после занятия, на котором рассматривали

птицу и слушали рассказ о том, как нелегко приходится пернатым зимой,

каждый хочет помочь птицам- вынести для них корм. Таким образом,

воспитателю представляются широкие возможности для творчества.

В арсенале воспитателя разнообразные виды наблюдений, и он может

выбирать один из них по своему усмотрению. Например:

1. Наблюдения сезонных явлений: снегопад, хмурое небо, яркое солнце.

2. Наблюдения за живой природой: знакомство с птицами (ворона, воробей,

голубь и др.), с отличительными свойствами растений (дерево- куст, елка-

береза).

3. Наблюдение за трудом взрослых: ознакомление с трудом шофера,

дворника и др.

4. Наблюдение за явлениями общественной жизни: знакомство с

транспортом, с праздничным убранством улиц города и т. п.

Одни виды наблюдений можно проводить сразу, без подготовки, другие

требуют предварительной работы: заранее обговорить содержание бесед,

содержание действий детей старшей группы, продумать сюрпризный момент.

Беседу о времени года следует начать уже при сборах на прогулку, обращая

внимание малышей на их теплые вещи, а затем продолжить разговор на

участке о приметах холодной зимы: ветер завывает, гонит поземку по земле,

солнца не видно, пасмурно.

В следующий раз можно показать детям красавицу- зиму в ярких лучах

солнца, в веселых забавах, катаниях на санках.

Планируя тот или иной вид наблюдений, педагог должен четко знать, какую

задачу он будет решать. Знакомство с временем ода в одном случае

преследует цель обогатить детей знаниями, закрепить то новое, что они

узнали на занятии; в другом случае оно направлено на активизацию

разнообразных движений детей, поднятие их эмоционального тонуса.

Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений,

успешно осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном

проходят в форме игры. Это может быть выполнение поручений типа

«Покажи», «Принеси», «Назови дерево» и т. д.

С наблюдениями, в частности за трудом взрослых, тесно связано выполнение

совместных с воспитателем трудовых действий. На первых порах

побуждением детей помочь педагогу закончить ту или иную постройку

является желание быстрее перейти к игровым действиям с нею. По мере

овладения необходимыми умениями дети активнее включаются в трудовые

действия.

В зимнее время на прогулке обязательно проводятся подвижные игры. Они

активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими

впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка

внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования,

согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице

холодно, сыро, то такую игру организовать надо сразу, чтобы поднять

эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же малыши с

удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно

провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается.

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут

быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки зверушек, птиц.

Очень интересно проходит прогулка, если в гости к малышам приходят

старшие дошкольники. Игра оживляется: здесь и катание на санках, и

перебежки, и метание снежков в цель.

В ходе таких совместных игр у детей часто возникает желание соорудить

какую- то незатейливую постройку. Малыши стараются не отстать в работе,

а старшие товарищи готовы прийти им на помощь.

Правильно организованная прогулка зимой в полной мере удовлетворяет

потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с

окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных

движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение

ребенка со взрослыми. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять

знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям,

объединятьмалышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща,

не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что

окружает.

Конспект «Птицы зимой»

Программное содержание.

1. Наблюдение за зимующими птицами. Уточнить чем они похожи на птицу

в клетке, живущую в группе. Назвать части тела птиц. Формировать желание

заботиться о пернатых.

2. Дидактическое задание «Кто как кричит?». Закреплять знания детей о

птицах.

3. Трудовые действия: сооружение кормушки для птиц.

4. Подвижная игра «Птички в домиках». Учить детей действовать по сигналу,

ориентироваться в пространстве.

5.индивидуальная работа с Сшей Б. и Викой К.- учить правильно

пользоваться веничками.

Ход прогулки. Дети выходят на участок. Воспитатель предлагает посыпать

крошки хлеба в углу площадки. Когда птицы слетаются, взрослый говорит:

«Посмотрите, к нам в гости прилетели птицы, увидели корм, стали клевать,

всех вас благодарить. Подойдем поближе, осторожно, чтобы не спугнуть их,

и понаблюдаем!»

Дети приближаются к птицам. Воспитатель спрашивает: «Похожи они на

нашего Гошу? Чем похожи?» (У птиц есть хвост, лапки, перышки, они

клюют крошки, перелетают с места на место.)

Воспитатель рассказывает, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков,

и они очень благодарны детям за заботу о них.

Затем проводится дидактическое упражнение «Кто как кричит?». Дети

вспоминают, как кричит ворона, как чирикает воробей.

Воспитатель предлагает сделать кормушку для птиц.

После завершения постройки дети относят инвентарь на место и начинают

заниматься своими делами. Взрослый, наблюдая за детьми, предлагает Вике

и Саше подмести вокруг кормушки снег.

К концу прогулки воспитатель предлагает желающим поиграть в игру

«Птички в домиках». Каждый ребенок выбирает себе эмблему птички и

домик (разноцветные круги на расчищенной площадке диаметром до 1 м).

Прогулка заканчивается.



В раздел образования